В понимании виноградной улитки

– ...
– Человек.
– ...
– Улитка, ты умеешь говорить?
– Нет, мне это не нужно. Но если это нужно тебе для того, чтобы лучше понять... Ты можешь перевести моё понимание на словесное.

1. ИМЯ
– На словесном понимании люди называют тебя виноградной улиткой. Какое у тебя имя на твоём понимании?
– Что для тебя имя?
– Та часть тебя, которую можно доверить тому, с кем готов вести общение. Когда у людей есть возможность передать это слово зримо, его пишут с заглавной буквы.
– Мало понятного. Но настолько, насколько умею показаться тебе из тверди, которую ношу на себе – я готова быть тебе Словом.

2. ЦВЕТ И СВЕТ
– Как на твоём понимании будет "красный цвет"?
– А каким цветом ты называешь свет?
– Свет... вообще он бесцветный, он просто свет. Но если преломляется, то может стать красным, оранжевым, жёлтым... Наверное, больше всего на него похож белый цвет.
– Тогда в моём понимании "красный" – "не белый".
– Если в красный добавить белого, получится розовый. Он ближе к белому, чем красный. У тебя есть понимание для этого цвета?
– Розовый – это белый?
– Нет.
– В таком случае, "не белый".
– Остальные цвета тоже "не белые"?
– Тоже.
– А белый – "белый"?
– Ты можешь видеть белый цвет при отсутствии света?
– Когда света совсем немного, белый виден чуть больше, чем все остальные цвета. Но при полном отсутствии света – не смогу.
– Тогда белый цвет – "не свет".
– А тьма?
– А что для тебя тьма?
– Это отсутствие света.
– Это совпадает с пониманием улитки.
– А свет – свет?
– Свет.
– Получается, для тебя вообще не существует понятия "цвет"?
– Улитки не способны видеть преломления. Зрения улитки хватает только на то, чтобы понять состояние мира: есть в нём свет или нет.

3. ЗЕМЛЯ, ЛУНА И СОЛНЦЕ
– Ты знала, что земля похожа на шар и вращается вокруг Солнца, которое даёт свет?
– Нет. А что тебе подсказывает, что земля похожа на шар?
– То, что Солнце тоже шар. И луна, которая напоминает земле о свете Солнца,– шар. И тень от земли на луне круглая.
– Ты можешь видеть Солнце и луну с разных сторон?
– Не могу. Солнце трудно разглядеть и невозможно изучить: моё зрение не подготовлено для такого количества света. А луну с другой стороны я никогда не вижу. Каждый раз она повёрнута к земле одной стороной.
– Тогда это может быть плоский круг.
– Может. Но я доверяю людям, которые смотрят на Солнце приборами для изменения зрения и которые смотрят на луну и Землю приборами для преодоления огромного расстояния.
– Удивительно.
– А ты думала, что Земля плоская?
– Нет, не думала. Мне это не важно. Но если бы оказалось, что земля плоская,– тебе это было бы важно?
– Не знаю... Мне это было бы удивительно. Но, кажется, нет – не важно.

4. ДОМ
– Как в твоём понимании зовётся та твердь, которую я ношу на себе?
– Панцирь, раковина... На моём языке люди называют это домом улитки.
– Где твой дом?
– Мой дом здесь. У людей кости, они не видны под кожей. На моём языке это называется "скелет".
– Ты можешь выглянуть из скелета?
– То, что помогает мне видеть, слышать, говорить, ходить и делать,– находится снаружи.
– Ты можешь покинуть свой скелет?
– Если только не слишком срастусь с ним, то когда-нибудь смогу. Люди называют это "перейти на Тот свет".
– Твоё зрение, слух, речь, движение и действия останутся с твоим домом, когда ты перейдёшь в Тот свет? Они часть твоего дома?
– Да.
– Ты можешь спрятаться в скелет?
– Только если закрою глаза, перестану слушать, говорить, прекращу движение и действие.
– Ты, как улитка, прячешься только во время опасности, болезни и сна?
– Ещё тогда, когда ни в ком не нахожу понимания.
– Впадаешь ли ты в спячку?
– Иногда я делаю это по унынию или гордыне.
– Что для тебя уныние и гордыня?
– Уныние заставляет избегать света и прятаться в доме, а гордыня позволяет думать, будто я сама являюсь источником света, и уходить в себя.
– Удивительно. Когда люди впадают в уныние или гордыню?
– Тогда, когда их глаза видят преломлённо, а уши слышат искажённо. Тогда, когда исходящие из них слова и действия искажены и преломлены. Это способно остановить и сбить с пути.
– Можешь ли ты исполнить уход в Тот свет, если внутри твоего дома свет отсутствует или является искажённым и преломлённым?
– Думаю, нет. Улитка, как ты меня понимаешь? У тебя нет ушей.
– Улитки общаются не с домами друг друга, но с тем, кто внутри дома.

5. ПИЩА
– В чём суть виноградных улиток?
– Наша пища – виноградные листья.
– Что для тебя виноградные листья?
– Из того, чем можешь насытиться, что ты ешь прежде всего?
– Хлеб.
– В таком случае, виноградные листья – мой хлеб. Важны ли людям виноградные листья?
– Людям важны плоды, из них делают вино.
– Виноградные улитки питаются и плодами.
– Но что объединяет виноградных улиток и отличает их от других улиток?
– То же и только то, что объединяет и отличает людей, которые из всей пищи более всего рады хлебу с вином.
– Как ты находишь пищу? У тебя нет глаз, чтобы увидеть плоды, и ушей, чтобы услышать шелест листьев. Улитки не владеют словами, чтобы передать друг другу знание о верной пище.
– Улитки способны различить запах, и обоняние указывает нам верную пищу. Имеют ли люди способность различать запах?
– Моё обоняние не настолько развито, чтобы с его помощью искать пищу: я часто пользуюсь им в последнюю очередь. Сначала я узнаю по человеческим словам о том, что съедобно, и нахожу пищу глазами, затем иду к ней и принимаю её. Но мне важно проверить, не испорчена ли она. И способность к обонянию может уберечь от вкушения испорченного или несъедобного.
– Если глаза и уши способны видеть далеко и слышать о многом, но привести к несъедобному или испорченному, то улитке и не до;лжно иметь глаза и уши. Моя скорость велика лишь настолько, чтобы успеть перейти от одного свежего листа виноградной лозы к следующему.

6. ВРЕМЯ ЖИЗНИ
– Улитки знают о времени своей жизни?
– Нет. Разве знают люди?
– Мы можем спрашивать и отвечать на вопрос "сколько тебе лет?". Своё рождение мы не помним, но его помнят люди, которые старше нас. Из слов нам становится известно, сколько обычно живут люди.
– Улитка, которую я знаю со своего рождения, уже перестала жить. А улитка, рождение которой я помню, ещё жива. Это всё, что я знаю о времени жизни.
– Обычно длина человеческой жизни около 70 лет; но бывает гораздо больше или гораздо меньше. Ты хочешь знать, сколько обычно живут виноградные улитки?
– Жизнь виноградной улитки не настолько изменчива по своей сути, чтобы это было важным. А если бы оказалось, что длина твоей жизни гораздо больше или гораздо меньше,– тебе это было бы важно?
– Кажется, сегодня – нет. Но бывают дни, когда это знание переменило бы образ моей жизни и мысли.
– Какие дни?
– Когда я не вспоминаю о том, как верно жить и мыслить.

7. СЛОВО
– Мыслишь ли ты словами, когда не обращаешь ни к кому своё понимание?
– Не так часто. Обычно тогда, когда вспоминаю или продумываю слова из разговора. Но мне не обязательно проговаривать в мыслях свои действия и ощущения: действия я делаю или не делаю, а ощущения просто хочется или не хочется сохранить.
– Для чего тебе память о словах разговора?
– Для того, чтобы вернуть ум и сердце к верному пониманию. Но иногда слова могут исказить и преломить понимание.
– Есть ли слова, которые неискажённо напоминают твоему уму и сердцу о том, как верно жить и мыслить?
– Молитва.
– Что для тебя молитва?
– Общение с Богом, доступное человеческому пониманию.
– Есть ли у людей молитва, которая была бы доступна пониманию улитки?
– Монахи называют её сердечной, или умной молитвой. Это когда уже не так важно разнообразие слов для перемены ума и сердца: они непрерывно находятся в одном понимании с Богом.
– Кто такие монахи?
– Люди, которые больше всех удивлены созданным Богом миром, но которым меньше всех важен этот мир без Бога.
– Остальные люди живут не так?
– Живут, насколько способны. Но человеческие ум и сердце то и дело отвлекаются от Света на разнообразие цветов, от Слова на шум.
– Тебе важно напоминать о Боге? Ты можешь забыть?
– Не то что забыть... но иногда могу о Нём не вспомнить.
– Когда молитва, доступная пониманию улитки, возможна людям?
– Наверное, тогда, когда их жизнь становится не настолько изменчивой по своей сути, чтобы её длина была важной. Тогда, когда время их жизни в одном времени с Богом.
– Когда человек утрачивает способность к той молитве, которая в постоянном понимании с Богом?
– Наверное, тогда, когда позволяет себе не вспомнить о Нём.

8. ИНЫЕ СОЛНЦА
– О чём ещё говорят люди, которые смотрят приборами для изменения зрения и приборами для преодоления расстояния?
– Говорят, есть и другие планеты кроме земли, и все они тоже вращаются вокруг Солнца. Тебе это важно?
– Мне это удивительно, как и то, что мы общаемся с тобой в одном понимании. Что произойдёт, если земля станет вращаться не вокруг Солнца, а вокруг другой планеты?
– Земле не хватит света и тепла, необходимых для жизни.
– Все планеты, которые вращаются вокруг Солнца, живы?
– Нет.
– Что отличает землю от других планет, вращающихся вокруг Солнца?
– Земля внимательна к своему месту и времени в свете Солнца. Вращаясь с той скоростью и на том расстоянии, которое необходимо для жизни, она совершает свою жизнь так, чтобы не утерять тепло и не лишиться влаги. Важно ли это для понимания улитки?
– Улитки совершают жизнь в тихом вечернем свете и хранят его на протяжение ночи до следующего восхода Солнца. Улитка, всегда удалённая от света стенами своего дома, погибнет без пищи; а улитка, пребывающая в прямом свете дня более своей возможности, иссохнет... Следует быть внимательными к своему месту и времени. Вокруг кого вращается луна?
– Вокруг земли. На луне нет жизни, но и от неё зависит жизнь на земле. При отсутствии Солнца луна напоминает земле о свете.
– Может ли кто-то принять луну за иное Солнце?
– Вряд ли. Люди давно знают, что луна не имеет собственного света, а только способна отразить земле Солнечный свет. Она и зрима для земли лишь настолько, насколько отражает и передаёт свет Солнца.
– Насколько луна способна отразить земле свет?
– Настолько, насколько земля не не затмевает его собой.
– Удивительно... Есть ли иные солнца кроме Солнца?
– Я их видела только как бледные мерцающие точки. Люди, которые смотрят приборами для изменения зрения и приборами для преодоления расстояния, говорят, что это и есть иные солнца, иногда гораздо больших размеров. Люди наделяют их иными именами. Тебе это удивительно?
– Удивительно. Свет, который я способна различить, исходит и от иных солнц?
– Вряд ли ты различишь их свет: твоему зрению он не важен. Ты, как и люди, не сможешь почувствовать их тепло. Но когда земля отворачивается от света Солнца, иные солнца показываются людям.
– Есть ли жизнь при иных солнцах?
– Некоторые люди посвящают свою жизнь поиску и изучению иного солнца, в свете которого можно жить. Но пока людям не хватало скорости и времени жизни даже для того, чтобы безвредно преодолеть расстояние до последней планеты, которая вращается вокруг Солнца.
– Трудно доверять зрению, не имея достаточного обоняния. В таком случае, улитке тем более не должно иметь иные солнца кроме Солнца.
– Думаю, и людям тоже.

9. ЛЮБОВЬ
– Как у тебя именуется "жизнь в одном понимании с кем-то"?
– Любовь.
– Она важна тебе?
– Да. Наверное, для человека это единственный способ выглянуть из своего дома до того, как покинуть его.
– Когда человеку важно выглянуть из дома?
– Тогда, когда велико его стремление быть частью другого живого и принять в себя часть другого живого.
– Зрение, слух, слово, направление и действие – помогают жизни в одном понимании?
– Да, они проявляют любовь и помогают к ней приблизиться. Но преломление и искажение чего-либо из этого могут указать на то, что понимание не достигнуто.
– Откуда исходит любовь?
– Из света, вокруг которого надобно вращаться зрению, слуху, слову, действию и направлению.
– Но именно зрение, слух, слово, направление и действие способны преломить и исказить свет внутри дома?
– Тогда, когда они вращаются не вокруг света, а вокруг дома, который способен затмить свет собой.
– Удивительно... Бог любит людей?
– Он становился частью человечества и пребывал в человеческом доме. Доверил Слово, доступное человеческому пониманию, и передал своё понимание через понимания, доступные человеку, чтобы и человек мог стать Его частью. Он научил выглядывать из дома, чтобы мы смогли узнать Его свет, когда перейдём в него; исполнил уход из человеческого дома и воскрес, чтобы и человеку стало доступно время в одном времени с Богом. Он и есть свет внутри дома для каждого, кто причастен ему.
– Бог любит улиток?
– Не знаю. Мне раньше не приходили мысли об этом... но, думаю, да. Я правда не знаю.
– Тебе это важно?
– Было не важно. До тех пор, пока мы не оказались в одном понимании... Хотя мне по-прежнему не важно знать это о гориллах, собаках или цветах. И, может быть, даже об остальных улитках.
– Возможно, если бы Он и бывал улиткой, мы бы не смогли удержать и передать Слово: у нас нет имён.
– А тебе это важно? Знать, бывал ли Он улиткой?
– Любой ответ на этот вопрос был бы для меня удивительным. Но важно, что свет внутри твоего дома доступен моему пониманию. Возможно, и я могу быть причастна тому Свету, часть которого существует в твоём доме... Я тебя люблю.
– И я тебя люблю, виноградная улитка.
– Удивительно. Неужели у тебя велико стремление быть частью улитки и ты можешь позволить мне быть частью тебя?
– Не думаю, что я люблю тебя больше, чем Того, о ком ты мыслишь доступным мне пониманием и чей свет отражаешь. Но из тех, кого я способна понять на земле, ты больше всех остальных используешь это понимание именно о Нём. Может быть, из-за этого я тебя и люблю больше всех остальных.
– Наверное, на человеческом языке мы и земля пред Солнцем, и луна друг для друга.
– Наверное, человеческий язык становится более важен и удивителен, если мыслить им в понимании виноградной улитки.
– Словесный язык удивителен сам по себе, как и многое в этом мире. Но если твои ум и сердце имеют свойство отвлекаться от самого важного, то он важен только до тех пор, пока не даёт отвлечься.
– Я тебя понимаю.

10. ПОНИМАНИЕ
– Тебе просто меня понимать?
– Трудно; но не так сложно, как я ожидала. То понимание, которого мне не хватало, совпадает с твоим. Все виноградные улитки живут в одном понимании?
– У улиток нет того, что давало бы нам исказить или преломить понимание. Все ли люди живут в одном понимании?
– Не все. Я могу перевести твоё понимание на словесное, но человек, который будет читать эти слова, может доверить зрению и слуху своего скелета больше, чем зрению и слуху того, кто внутри дома. Он может задать множество вопросов о виноградной улитке, но все они будут не важны для твоего понимания, если человеку не важен виноград. Человек может быть способным видеть Солнце как шар в небе, но не отличить света от цвета. Он может слушать разговор, но услышать только его скелет. И может удивиться, но впредь не вспомнить о важном.
– Хватит ли времени человеческой жизни внутри скелета на то, чтобы избавиться от искажений и преломлений и научиться жить в одном понимании с Богом? Хватит ли тебе этого времени?
– Не знаю... Но виноградная улитка ползёт к виноградной лозе, не зная о времени своей жизни. Надо ползти.
– Пусть твоё время когда-нибудь станет в одном времени с Богом. Иди, человек.
– Ползи, улитка. Пусть изменчивость этого мира не преломит и не исказит света, который внутри твоего дома.
– ...
– ...


Рецензии