Женский голос Шекспира. Элизабет Рэтленд

Иллюстрация: художник Джон де Криц Старший, портрет  НЕИЗВЕСТНОЙ  ДАМЫ  в костюме участницы пьесы-маски «Гименей» 1606 года. Согласно одной из недавних версий, эта дама -  ЭЛИЗАБЕТ  МЕННЕРС  графиня  РЭТЛЕНД (Elizabeth Manners, Countess of Rutland), урожденная Сидни (Sidney).
(В XIX веке этот портрет хранился в поместье Уэлбекское аббатство, в настоящее время он находится в США.)

          Пьесы-маски (балет-пантомима) – спектакли, ставившиеся при королевском дворе с участием высшей знати по заранее разработанному сценарию. Пьеса-маска «Гименей» была разыграна 5 января 1606 года в лондонском королевском дворце Уайтхолл придворными короля Якова I Стюарта и королевы Анны Датской по случаю бракосочетания Роберта Деверё 3-его графа Эссекса, сына казненного в 1601 году елизаветинского фаворита-мятежника, и Фрэнсис Говард, дочери 1-ого графа Саффолка (кстати, этот брак, отпразднованный столь старательно, не сложился, а Фрэнсис вообще стала отравительницей). Среди постановщиков «Гименея» - драматург Бен Джонсон, архитектор и декоратор Иниго Джонс, композитор Альфонсо Феррабраско.

Портрет неизвестной дамы в роскошном красочном костюме маски происходит из поместья  «УЭЛБЭКСКОЕ  АББАТСТВО», Северный Ноттингемшир. В XVI веке это поместье принадлежало графу  ШРУСБЕРИ,  состоявшему в родстве с графами  РЭТЛЕНД  и  ПЕМБРУК.

Портрет парный. Еще один, очень похожий, созданный тем же художником, имелся во дворце  УОБЕРН - ЭББИ  (Woburn Abbey, старое цистерцианское аббатство, Бедфордшир), которым владели графы  БЕДФОРД  из семейства Рассел.

Уорбернский портрет, в отличие от уэлбекского, не является анонимным в отношении модели: на нем запечатлена фрейлина королевы Анны Датской, участница пьесы-маски «Гименей» - Люси Харрингтон, в замужестве Рассел графиня Бедфорд (1580-1627). В связи с этим портрет из Уэлбека также считался ее изображением, но явно ошибочно, о чем свидетельствует внешность изображенной дамы – на Люси Бедфорт она не похожа.

По сути, она по-прежнему  ИНКОГНИТО  – одна из участниц королевского спектакля, и только.

В ней пытались видеть  МЭРИ  ФИТТОН,  любовницу молодого Уильяма Герберта 3-его графа Пембрука (которому, возможно, были посвящены Сонеты Шекспира и который вместе с братом упомянут в издании Первого фолио Шекспира). Но Мэри Фиттон не участвовала в постановке «Гименей».

А затем появилась версия, что это портрет  ЭЛИЗАБЕТ  Сидни-Меннерс  РЭТЛЕНД,  которая действительно была тогда одной из масок. В таком случае объяснимо также и то, что портрет находился в поместье, принадлежавшем ее родственникам (хотя логичней было бы в замке Рэтлендов, Бельвуаре).

Ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию невозможно, так как других портретов графини Рэтленд не сохранилось.

          Супруги Рэтленды (Роджер Меннерс 5-й граф Рэтленд, 1576 – 26 июня 1612гг., и Элизабет Сидни-Меннерс графиня Рэтленд, 1585-1612гг.) вообще, кажется, не любили портретироваться (либо во всем виноват пожар, спаливший родовое гнездо в 1816 году вместе со всеми произведениями живописи).

Во всяком случае в замке  БЕЛЬВУАР,  где они имели резиденцию,  на сегодняшний день нет ни одного изображения графини и только одно изображение графа – в полный рост, но в профиль, что дает очень малое представление о его внешности. По выражению очевидца, «это и не портрет вовсе».

          Там вообще было немало тайн, в этой знатной, интеллектуальной, но странной семье. Граф, похоже, был болен. Графиня, похоже, несчастна. Детей у них не было, потому что быть не могло.

Граф умер в 36 лет, забыв упомянуть графиню в завещании, и был похоронен безо всякой помпы, ночью, в закрытом гробу. Графиня, то ли не пережив его смерти, то ли слишком расстроившись, что муж проигнорировал ее как наследницу, вскоре (через несколько недель, хотя точная дата неизвестна) в свои 27 лет неожиданно тоже умерла.

Окружающие в основном отреагировали на эти события глухим молчанием, хотя слухи все же поползли (об умерщвляющих таблетках от сэра Уолтера Рэли, например). Видимо, было расследование. Король Яков I Стюарт даже лично посетил замок Бельвуар в августе того же 1612 года, но в результате никто привлечен не был. Наследовал почившему Роджеру его младший брат Фрэнсис, ставший 6-м графом Рэтлендом, известный тем, что распознал в своих трех служанках ведьм и казнил их. Довольно зловеще, как и вся эта история.

Знакомый поэт (собственно, Бен Джонсон), написавший в честь графини сонет, узнав о ее кончине, вымарал концовку, но потом недостающие строки нашли в его бумагах – он собирался пожелать ей сына. Стало быть, не исключен глубокий семейный разлад в связи с неверностью жены.

          А дальше - море предположений, где незаконная беременность и ядовитое снадобье (и кто кого еще отравил) кажутся куда более правдоподобными деталями, чем неземная любовь между связанными духовным родством супругами, подвигнувшая овдовевшую графиню сначала устроить тайные похороны безвременно почившего мужа сразу в двух местах – в родовом поместье ложные и в могиле своего отца, Филипа Сидни, подлинные (и все же это собор св.Павла, Лондон, столица - так просто это было устроить, что никто даже не заподозрил?), после чего принять отраву и с чувством выполненного долга упокоиться третьей в этой общей гробнице, т.к. она была погребена вместе с отцом, а в родовой усыпальнице Рэтлендов ей соорудили только памятную эффигию рядом с мужниной.

          Данная фантасмагория излагается на страницах книги Гилилова про Шекспира, Голубя и Феникса, напомнив роман ужасов с конспирологическим уклоном в мелодраматической упаковке, после чего вся работа исследователя – а это была большая работа – теряет для читателя, хотя бы слегка способного мыслить критически, большую часть свой ценности, поскольку манипулирование фактами не служит на пользу делу. 

Заодно более понятно, почему английские власти всегда отвечают на просьбы эксгумировать чьи-нибудь старинные останки однотипным отказом, даже не пытаясь оценить, насколько безумна очередная альтернативная версия одного из темных вопросов истории.

Впрочем, в случае Рэтлендов в отношении могильных экспертиз, способных пролить свет и т.д., все равно ничего бы не получилось: старый лондонский Сент-Пол сгорел в 1666 году во время Великого пожара, вместе со всеми захоронениями. Сгорел и королевский дворец Уайтхолл (Белый зал), в котором наверняка историки нашли бы много интересного о шекспировской эпохе. Если не уничтожает время, то ему помогает огонь.

          Возвращаясь к чете Рэтлендов: вообще все дело заключается в пресловутом ШЕКСПИРОВСКОМ  ВОПРОСЕ, то есть попытке выяснить, кто был настоящим Шекспиром (потому что простолюдин из Стратфорда в роли великого гения поэзии и драматургии выглядит недостаточно убедительно).

Роджер Меннерс 5-й граф Рэтленд – один из претендентов на роль Шекспира. Его жена Элизабет Меннерс графиня Рэтленд, урожденная Сидни, - тоже. Это одна из  кандидатур среди трех женских (Мэри Сидни, в замужестве Герберт графиня Пембрук; Элизабет Сидни, в замужестве Меннерс графиня Рэтленд; Эмилия Бассано, в замужестве капитанша Ланьер – последняя либо Смуглая дама Сонетов Шекспира, либо сама Шекспир, в ущерб ее аристократическим конкуренткам, либо – и это вероятнее всего – ни то, ни другое).

          Элизабет Меннерс графиня Рэтленд, умная, образованная и талантливая, выдвинута на роль Шекспира недавно, и в связи с ее мужем, Роджером Меннерсом Рэтлендом (в качестве соавтора), и в связи с ее отцом, Филипом Сидни (в качестве продолжателя дела).

Все совершенно гипотетически: отец (человек незаурядный, широко эрудированный, путешественник, воин, поэт и вообще большая умница и знаменитость), может быть, оставил своей даровитой дочери дневники путешествий, а она их использовала при работе над пьесами.

Также она, как предполагают, опубликовала несколько своих поэм и стихотворений в сборнике «Царь Иудейский», взяв себе псевдонимом имя упомянутой выше Эмилии Бассано-Ланьер. Так что можно предположить, что среди шекспировского сонетного цикла есть и принадлежащие ее перу. Особенно если остальные писал ее супруг. И так далее, раскручивая спираль истории во взятом ключе.

          Цитата из книги И.М. Гилилова «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса»: «… кто нам сказал, что они [сонеты] написаны мужчиной? Ведь в английском языке глаголы и даже причастия не изменяются по родам… Теперь, когда мы знаем, что Шекспир — псевдоним… почему не высказать очевидного предположения, что строки о женственной любви к мужчине написаны не мужчиной, а женщиной? … Рядом с Рэтлендом мы знаем женщину-поэтессу, которая могла написать их… Елизавета Сидни-Рэтленд». 

          Итак, перед нами портрет работы придворного художника де Крица, изображающий участницу давнего маскарада. Кто она? Элизабет Рэтленд, дама старых времен, несмотря на знатность и талант прожившая короткую жизнь с трагическим концом? В любом случае это символично, поскольку под маской может скрываться кто угодно, даже сам Шекспир. Но вряд ли мы можем сказать: «Маска, я вас знаю».
30.06.2022
***

В качестве приложения:

Поместье «УЭЛБЕКСКОЕ  АББАТСТВО», Северный Ноттингемшир, - место расположения монастыря, принадлежавшего католическому премонстратскому ордену в Англии и предоставленное королем Генрихом VIII Тюдором Ричарду Уолли из Скревтона в период реформации при роспуске монастырей. Далее в 1599 году поместье приобрел Гилберт Талбот 7-ой граф Шрусбери, сын Джорджа Талбота 6-го графа Шрусбери и Гертруды Меннерс, дочери 1-ого графа Рэтленда.

Гилберт Талбот был женат на Мэри Кавендиш и имел трех дочерей. Старшая дочь, Мэри Талбот (1580–1649), вышла замуж за Уильяма Герберта 3-его графа Пембрука, сына Мэри Сидни-Герберт графини Пембрук (Мэри Сидни - сестра Филипа и Роберта Сидни и тетка, соответственно, Элизабет Сидни-Меннерс графини Рэтленд и Мэри Сидни-Рос, любовницы Уильяма Герберта).

В 1607 году поместье Уэлбек было продано сэру Чарльзу Кавендишу, перешло его сыну Уильяму Кавендишу, 1-ому герцогу Ньюкасла, и приобрело статус герцогской резиденции. В XVIII веке его хозяевами стали графы и герцоги Портленда. После многих перестроек от старых зданий аббатства сохранились только подвалы и внутренние стены.
***

Замок  БЕЛЬВУАР  (Belvoir Castle), Лестершир (Центральная Англия). Построен норманнами в начале XI века на холме над долиной Бельвуар («красивый вид», старо-фр.). С тех пор трижды разрушался и восстанавливался: в XV веке уже представлял собой руины и был отстроен из камня снесенных католических монастырей в XVI веке; в XVII веке снесен по решению Парламента, как и многие роялистские крепости, и, едва восстановленный, в начале XIX века сгорел во время сильного пожара, вместе с большим количеством исторического содержимого.

После пожара замок отстроили в «романтическом стиле новой готики», таким его видели участники знаменитых лисьих охот, которые здесь проводились, и та графиня Бедфорд, которая ввела в обычай ланч. Таким он, в общем и целом, и дошел до наших дней. В настоящее время замок, окруженный ухоженным парком, открыт для посещений в качестве частного музея.

Хозяева: до XVI века бароны де Рос, далее Меннерсы графы Рэтленды.

Усыпальница графов Рэтлендов до XIX века находилась в расположенной неподалеку от замка церкви св.Девы Марии в Боттсфорде (церковь «Леди долины» -  Lady of the Vale). Здание хорошо сохранилось в постройке XI-XV веков с учетом последующих реставраций. Графские гробницы украшены эффигиями и надписями, содержащими некоторые исторические сведения.

Гробница 5-ого графа Рэтленда и его супруги наполовину кенотаф (тело графини было погребено в Лондоне, в соборе св.Петра), ложа статуй расположены на разной высоте (ступенью) – графа выше, графини ниже.
***

Источники, использованные при работе над заметкой:

https://7i.7iskusstv.com/y2020/nomer12/macarsky/
Виталий Мацарский «Тайна Элизабет Сидни. Документальное расследование».


Ф. Шипулинский. «Кто скрывался под маской Шекспира» Глава «Пембрук»



Илья Менделевич Гилилов, 1997г., «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса», Глава третья «Целомудренные хозяева шервудского леса» подраздел «Поэты Бельвуарской долины».
            В подразделе разговор идет о постановке маскарада «Гименей» и о двух портретах его участниц.

https://ru.wikipedia.org/wiki/()
Уайтхолльский дворец (англ. Palace of Whitehall, «дворец Белого зала») - основная резиденция английских королей в Лондоне с 1530 по 1698 год, когда он погиб при пожаре.
***
http://stihi.ru/2022/08/01/6329


Рецензии