Инанна и Иштар

Первой женской богиней, схожей с Анат, Астартой и Танит, была великая шумерская богиня Инанна (аккадский вариант – Иштар) богиня любви, плодородия и войны. Страстные, неуравновешенные, любвеобильные и кровожадные особы.
     Но вначале несколько слов о Шумере и шумерах. Шумеры (самоназвание – черноголовые) пришли в южную Месопотамию неизвестно откуда, язык их не относится к языкам известных языковых групп, но они - создатели цивилизации, как мы ее себе представляем, они придумали письменность, колесо, богов, города, изучили небо, создали ирригационное земледелие и т.д.  Шумеры распространили новую археологическую культуру Урук и основали множество городов.
     Около 2900 до р.х. юг Месопотамии подвергся сильнейшему наводнению, которое оставило хорошо заметные археологические следы. Исторические воспоминания о нём сохранились в легенде о «Всемирном потопе», перешедшей от шумеров к семитам – в том числе и в иудейскую Библию. Прообразом ветхозаветного Ноя был шумерский «праведник Зиусудру».
     Потоп облегчил проникновение в Месопотамию с востока и юга восточных семитов, начавшееся ещё ранее. Гегемонию первым захватил город Киш, чей царь Этана известен в шумерских мифах своим «полётом на небо». Однако вскоре Киш был побеждён в соперничестве с царём Урука, Гильгамешем – любимейшим персонажем шумерских героических сказаний. Легенды шумеров о борьбе Гильгамеша с демоном Хумбабой, о его дружбе с богатырём Энкиду, о поисках им «травы бессмертия» широко известны. В Шумере была создана первое государство в мире, как территориальное объединение, но с приходом аккадцев, семитского племени, перенявшем культуру, письменность и адаптировавших мифологию шумеров, Саргоном Великим (Аккадским, Древним) была создана первая мировая империя (Саргон, 2316 — 2261 до н. э.).
   
   Итак, при неизвестных обстоятельствах культ богини Инанны вытеснил в Уруке культ бога Ану. Заняв место Ану, Инанна одновременно выполняла функции и богини победы, и богини урожая, и богини правосудия, являлась покровительницей семейной жизни и т. д.
Чисто о Инанне есть несколько легенд, сохранившихся в глиняных табличках. О знакомстве Инанны и Думузи по одной из версий говорится, что в Инанну влюбились сразу двое — бог-пастух Думузи и бог-земледелец Энкимду. Они оба просили её руки, и Инанна отдавала предпочтение Энкимду. Тогда Думузи сам пришёл к Инанне и обратился к ней с речью:
«Чем я хуже земледельца Энкимду? Неужели он лучше, чем я, он – владелец канав и каналов, хозяин мотыг и плугов. Правда, он обещает тебе белоснежное полотно, но зато у меня много белых овец. Он сулит тебе темные ткани, но и у меня есть овцы с черной шерстью. Он делает из ячменя опьяняющее душу пиво, но молоко моих овец вкуснее и полезнее. Он предлагает тебе насыщающий тело хлеб и выращенные им бобы, а я приготовлю тебе лучшие сорта сыра, вкус которых приятнее меда». По-моему, вполне человеческая история.

    Прямой наследницей Инанны в Месопотамии была Иштар, великая богиня любви и войны в аккадском пантеоне. Распространены два мифологические сюжета с участием Иштар, запечатленные в двух памятниках — «Сошествие Иштар в Преисподнюю» и «Эпос о Гильгамеше»; оба сюжета представляют собой адаптацию шумерских мифов.
     В эпической поэме «О всё видавшем» перед Гильгамешем, после возвращения его из далёкого и удачного похода, предстает сама Иштар, которая предлагает герою стать её мужем; в награду она обещает ему всё на свете:
«Да преклонят колени государи, цари и владыки,
Да несут тебе данью дар холмов и равнины,
Твои козы тройней, а овцы двойней да рожают…» и т.д.

   Гильгамеш же в ответ обещает Иштар щедрые жертвы и пышные почести, однако отказывается от брака с ней, говорит о ее вероломстве и непостоянности. Урукский царь называет Иштар «жаровней, что гаснет в холод», «дворцом, обвалившимся на голову герою», «сандалией, жмущей ногу господина» и т. д.; Гильгамеш перечисляет многочисленных любовников богини, преданных ею, среди которых — Думузи, который ныне должен каждый год находиться в стране мертвых, пастух-козопас, превращенный богиней в волка, садовник Ишуллану, которого Иштар обратила в паука. Оскорбленная богиня отправляется на небеса, где жалуется богу Ану и его супруге Анту, названными здесь отцом и матерью Иштар. Она требует создать ей огромного Небесного быка, угрожая в противном случае поднять мертвецов, чтобы те ели живых. Ану требует, чтобы Иштар обеспечила земли Урука изобилием в течение семи лет, после чего выполняет просьбу дочери. Гигантский бык спускается с небес, выпивает Евфрат и убивает людей, но Энкиду и Гильгамеш побеждают чудовище и приносят его в жертву Шамашу и Лугальбанде. Иштар в скорби проклинает Гильгамеша со стены Урука; увидев её, Энкиду бросает в богиню ногу быка, выражая желание сделать с ней то же самое; Иштар созывает блудниц и те вместе с ней оплакивают ногу быка. В общем, жили весело.

       Хананейская Анат (об Анат см. http://stihi.ru/2022/07/23/5608) очень близка характером и обличьем Инанне и Иштар, так что ее можно считать западным вариантом великой богини Месопотамии. Тоже самое с Астартой (об Астарте см. http://stihi.ru/2022/06/24/359). Есть еще Танит, финикийско-карфагенский аналог Инанны и Иштар (напишу обязательно, занятная богиня и очень кровожадная).
     Трудно представить себе, что все это происходило 4500-5000 лет назад, причем шумеры наблюдали и изучали небо, в частности, фиксировали затмения Солнца и Луны, и отражали это в своих глиняных табличках, поэтому мы почти точно знаем с точностью до года, когда происходили те или иные события в Шумере и Аккаде.

На фото: Вооруженная богиня Иштар, стоящая на льве и держащая лук, и знак бога Шамаша в верхнем правом углу. Южная Месопотамия. Ирак

29.7.2022


Рецензии