К духовному порядку в человеческих душах

Ерошенко И.П., Ерошенко Т.И.
К духовному порядку в человеческих душах

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. ( Мф 5:6).

      Духовное – это то, что объединяет, гармонизирует, но и побуждает к действиям, но не ради своих собственных личных интересов. Можно было бы сказать, что духовное отодвигает личное на второй план. Нет, духовное трансформирует общественное общечеловеческое в личное.  Конечно, когда не удовлетворены самые первые жизненные потребности в воде, еде, одежде, жилище, то людям, ощущающим эту неудовлетворённость не до приведения в порядок своей души. Мы знаем, что вот в данный момент миллионы людей и взрослых и детей страдают от жажды, голода, отсутствия крыши над головой. Всё их существо и душа и тело одержимо: «Как…?», «Где…?», « Когда…?».
     Но бОльшая, пока, часть людей, пусть неодинаково, но удовлетворяет свои первые жизненные  потребности, и поэтому у них возникает (должно возникать) желание: задуматься и попытаться успокоить свою душу. Душа взволнована тем хаосом, который является ей в настоящем, которое, одновременно, не посылает  воспринимаемых сигналов о  его (хаосе) возможном  исчезновении в будущем. 
    Мы обратили внимание на Мир в целом, а разумней, пожалуй, было бы обратиться, прежде всего, к трагической ситуации  в нашей собственной стране, России. 
     Поэтому далее мы будем анализировать некоторые российские реалии, полагая, что они в той или иной мере отражают и мировые,. А в мировых мы будем фиксировать реалии российские.  Капитализм продолжает доминировать в мире, но он же и продолжает переживать кризис, возможно, самый мощный за всю его историю. Нет, система капитализма не является монолитной. Она содержит в себе фрагменты как прошлых, так и будущих формаций, но доминирует в ней всё-таки капитализм, сущностным признаком которого является рынок и приложения к нему, которые позволяют использовать его (капиталистического рынка) механизм для порабощения индивидов, социальных групп и народов.  А это вызывает ответное  сопротивление.
       Рынок возник ещё до утверждения  рабовладельческого общества в форме обмена продуктами между земледельческими и скотоводческими племенами. Он функционировал и развивался в системе как рабовладельческого, так и феодального общества. Самими же  классиками  теории научного коммунизма (реального гуманизма) признана неизбежность сохранения рыночных отношений и в условиях незрелого коммунизма (социализма). Сохранение рынка не является действием каких-то злых роковых сил. Рынок пока объективно  необходим для взаимодействия, связывания в единое общественное  (человеческое) производство всех работников отдельных регионов страны, отдельных стран планеты.
      Однако внутри капитализма проявляют себя  и фрагменты других формаций: рабовладельческой, феодально-крепостнической. Кто скажет, что сейчас нигде –нигде не осталось ни рабства, ни феодально-крепостнических отношений?
       И как ни удивительно, больше всего фрагментов сохраняется от самой первой,  самой длительной человеческой формации – первобытной.  Её можно также называть «простым обществом». Общественный строй простого общества определяется также многими историками как первобытный коммунизм…
     Какой самый новевший аппарат, механизм, машину мы сегодня не разберём по частям –  обязательно найдём в них фрагменты, детали, пришедшие оттуда, изобретённые нашими предками.  Но самым главным изобретением мира первобытного коммунизма являются, не материальные изобретения, а нравственно-моральные ценности, определяющие правила поведения в коллективе.  Однако  с появлением сложного (социально-классового) общества действие принципов коллективизма перестало быть в обществе всеохватным, хотя и не исчезло совсем.       

      Общины, кланы, семьи,  как естественные, и касты, сословия, корпорации, производственные коллективы как искусственно созданные социализированные коллективы, к которым в определённых условиях можно отнести и воинские формирования, сохраняют, хотя и не абсолютно принципы коллективизма. Однако, в целом, пространство государства, основной формы современного сложного социума, принципами коллективизма не охвачено.
     Государство и возникло для того, чтобы управлять социально-классовыми столкновениями, которые рождаются в условиях разрушения единого этоса, на котором и держались первобытные общины. 
     В истории нашей страны именно Советский Союз был ближе всего к распространению принципов коллективизма на всю территорию страны. Распад показал, что всё-таки закрепить распространение этих принципов на всю страну, на все народы, её населяющие, не удалось. Мощным давлением лживых СМИ и извне, и изнутри, отринувших всю сложную  правду советского опыта, отринувших коллективистский  советский этос, страна была развалена. 
       Наверно интересны анализы того, почему это произошло. Кое-какие соображения по этому поводу у нас в наших заметках уже публиковались ранее, но сейчас мы затронем  только один аспект неудачи закрепления принципов коллективизма – «духовный» или идеологический в самом широком смысле.
      Под  духовным мы понимаем всё многообразие проявления и использования знания в человеческой практике, т.е. всё многообразие  духовной культуры: обыденное знание, мифологию, этос,  религию, искусство, философию, науку и др.. Простое или первобытное общество не могло ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться, если бы оно не было бы духовно слитным единым коллективом. Историки отмечают синкретичность,   т.е.  неразделённость, слитность духовной культуры простого общества. Синкретичность проявлялась и в слиянии материальной (трудовой) и духовной деятельности,  в обыденном  познании как основе этой деятельности, и в отсутствии дифференциации между этосом (этос – реально используемые, а не только провозглашаемые нравственно-моральные ценности), мифом, искусством, религией. 
   В настоящее время  мало-мальски образованные люди и  видят, и знают, что духовная культура предстаёт во множестве видов и подвидов: религия, философия, наука  о природе, наука о человеке и обществе и т.д. Это значит, что в духовной сфере идёт процесс дифференциации.
     Но точно также образованные люди не могут не замечать, что в духовной сфере наблюдается и обратный процесс: интеграции (биофизика, биохимия, слияние различных видов искусств в одно (театр, кино) и т.д.). Одновременно научное познание вытесняет из сферы трудовой деятельности обыденное знание. Во всяком случае, развивается тенденция превращения научного знания в доминирующую основу производственной деятельности.
     А вот опыты превращения научного знания в основу социальных отношений идут с меньшими успехами. В сложном обществе, как правило, единое объективное мнение о социальных фактах не определяется. Особенно наглядно это проступает в самой важной для совершенствования жизни людей исторической науки. Эгоистические интересы социальных классов и групп заставляют недобросовестных историков прибегать ко  лжи.  Правда, это может означать и то, что наука о человеке и обществе ещё не достигла такого уровня, чтобы определять социальные отношения (отношения между людьми), и  люди не могут эти данные воспринять как объективные. Но это одновременно означает, что наука в целом как феномен культуры ещё продолжает развиваться.   Ибо наука предлагает людям сегодня такие «достижения», которые открывают угрозу самоистребления человечества (всё более совершенствующиеся средства разрушения и убийства).  Потребление таких «достижений» несёт смертельную опасность всей человеческой цивилизации. Не может такое считаться ценностью. Да, степень слитности социально-гуманитарного и естественнонаучного знания ещё очень низкая, но её усиление нарастает и может со временем  такую опасность полностью блокировать. Пока полного блокирования не происходит. Одни знающие и ответственные люди полагают, что использование сверхмощных средств разрушения и убийства невозможно. Другие, не колеблясь, призывают рискнуть. Надеются в невежестве своём, что их это не коснётся.      
      Полагаем, что вправе сделать вывод:  интеграция или синергия всей системы знания научного и ненаучного, всей системы духовной культуры есть путь к сохранению человечества, к наведению порядка в человеческих душах. Вовлекаясь в процесс приведения в порядок – всей системы человеческой культуры, всей системы человеческого знания, освобождая его от корыстной лжи, мы приводим в порядок общечеловеческую духовность, а, следовательно,  создаём условия для приведения в порядок каждой отдельной души. А если государственная  власть закрывает большинству народа дорогу к правде, к подлинным духовным ценностям то, её, по Августину Блаженному,  и за это можно уподобить «разбойничьей шайке». Судить ведь о субъекте социального действия следует не по заявлениям и декларациям, а по делам. Главным делом человечества становится всё в большей мере духовное развитие, развитие образования и науки.


Рецензии