Какое Санкт-Петербургское небо!

ЧЁРНОЕ небо, как лужа мазутная:
Звёзд не видать, только липкая муть!
Бесит упрямой бессонницы зуд, но я
Всё не могу свои мысли свернуть!
Ходит там кто-то, на небе движение,
Искр трамвайных взлетит фейерверк,
Сам князь Чиппелин шагает, не менее,
В бодрость его силуэт меня вверг!

ЖЁЛТОЕ небо с каймою лазурною,
Утро лелеет такой градиент!
С окон дворцов, со скамейки за урною
Люди подняли свой взгляд ради лент,
Сотканных силами воображения
Из облаков и рассветной зари!
Глаз ощущает лучей света жжение:
Это цена - заплати и замри!

БЕЛОЕ небо нас слепит умеренно,
Выпило Солнце другие тона,
Щурится жизнь, что звезде была вверена,
Хорса с повозкой ругает она!
Нет облаков, но осадки виднеются:
Снег - тополей, полетел иван-чай?
Вот твоя улица - памяти пленница,
В раннее детство вернёт невзначай.
В тихих дворах, будто древнее капище:
Мягких игрушек висит пантеон,
Лебеди-клумбы из шин там стоят ещё
Верой в эстетику век их продлён.
В крышке узорчатой люка со ржавчиной
Майя я смог разглядеть календарь!
Сам символизм говорит со мной вкрадчиво:
"Словом по скуке житейской ударь!"
Но не богов, а усердия, знания
Храмы панельные в зелени спят!
Новые люди места теперь заняли,
Льют на бетон безразличия яд.

СИНЕЕ небо, всё точно такое же
(Если б из нас не продался никто):
Рядом Нева, Енисей или Оредеж,
Даже в спонтанной поездке во Гдов.
Знает ли небо: оно над Петрополем?
Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград...
Или истории нет там, где хлопали
Крыльями птицы в минуту стократ?!

КРАСНОЕ небо: ветвями исколото!
В фарах проспектных, как в жаре котла,
Души сгорают меж праздности молотом
И наковальней приличий дотла.
Верно сквозь землю в саму преисподнюю
Смелых людей переход заманил,
Крик из глубин слышен в ночь эту позднюю:
Пьяниц не смог исцелить Рафаил!
Нашего времени Данте насмешливо,
Чтобы свой дух или плоть испытать,
Демонам Невского резво, не мешкая,
Тело своё преподносит опять!
Нимб фонаря сзади лика прохожего.
В чём он святой? Может быть, в нищете?
Нечего брать, не посадят на нож его:
Черти с колодца-двора уж не те!
И на окраинах зарево рыжее:
Стали фонарному свету тюрьмой
Снег с облаками, но люди здесь выжили,
Мысли от ада скрывает тюль мой!

Июль 2022 г.






Записки:

Это очень лёгкий путь к тому, чтобы приблизиться к сути стихотворения, но если Вы уже составили своё мнение и отыграли роль читателей-соавторов, то всегда можете увидеть ниже объяснение некоторых деталей!






"Какое небо" - название интро Игоря Фёдоровича Летова из альбома "Всё идёт по плану". "Санкт-Петербургское небо" - название песни из самого первого альбома Сплин ("Пыльная быль"), где группа особенно отличилась поэтичностью и качественными метафорами.

"Кто-то ходит в чёрном небе" - песня Хуго-Уго . "Кто-то ходит в чёрном небе, крыши фабрик изучает <...> Кто-то ходит в синем небе, ловит море, кормит крыс". "Наваждение" - песня Игоря Фёдоровича Летова. "Я видел в небе там кто-то ходит". Этот мотив, разумеется, прослеживается далеко не только в панк и пост-панк культуре.

"Князь Чиппелин" - песня Вени Д'ркина (Александра Михайловича Литвинова). Она включена в его аудиосказку Тае Зори, а также исполнялась в других сольных версиях [микроотличия в тексте]. "Князь Чиппелин, великий сталкер чёрного / серого / серного неба".

Несмотря на версию о том, что Хорс является богом Луны, а не Солнца, многие учёные опираются на вероятное иранское происхождение имени бога, а в такой этимологической трактовке Хорс (сияющее солнце) именно что связан со звездой по имени...

Сравнение мягких игрушек с пантеоном языческих богов, а места их сосредоточения с капищем отсылает к символическому восприятию мира не только возвышенными поэтами серебряного века, но и приземлённым российским рок-андерграундом 90-х. Аналогию легко провести с Зудвой (божеством, созданным с лёгкой руки группой Химера из зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов ЗУ-2). Всё это тесно связано и с мыслью В. О. Пелевина из "Generation П": "Татарский изредка отрывался от вида за окном и смотрел на Гиреева. Тот в своей диковатой одежде казался последним осколком погибшей вселенной – не советской, потому что в ней не было бродячих тибетских астрологов, а какой-то другой, существовавшей параллельно советскому миру и даже вопреки ему, но пропавшей вместе с ним". Эта вселенная исчезла вместе с мечтами о великом, которые были заодно с воображением похоронены безразличием и стремлением к далеко не духовному обогащению. Раньше человек был способен из банального хлама соорудить фантазией великие артефакты, подобно братьям Стругацким. "Вот в средние века было интересно. В каждом порядочном доме жил домовой, в каждой церкви – бог… Люди были восхитительно невежественны! Как дети… И они были молоды! А сейчас каждый четвертый – старик. И все поголовно грамотные…" - говорит с нами Писатель из "Сталкера" Андрея Тарковского. Но чтобы жизнь была интересной не обязательно изменять убеждениям и отходить от атеизма, агностицизма, скептицизма или религии во имя мифов! Достаточно просто замечать в элементах действительности черты мировой культуры, порой невероятные и чудесные!

"А небо всё точно такое же, как если бы ты не продался!" - Игорь Фёдорович Летов (Какое небо).

В песне "Фикусы" группы Химера есть строчка:
"Жёлтые фикусы на подоконнике
Красное небо в рубцах..."
Здесь эти рубцы и красный цвет неба метафорически и даже мифологически объясняются:
"КРАСНОЕ небо: ветвями исколото!"
Эти кровоподтёки, придающие цвет, сделаны острыми ветвями деревьев. И если "Фикусы" начинаются с вида из окна, на подоконнике которого стоят цветы, то здесь именно на окне, закрытом тюлем, всё и заканчивается.

Рафаилу приписывают способности снятия боли, исцеления, излечения. Он считается архангелом-покровителем врачебного дела.

Снег и облака отражают свет фонарей и иных источников городского светового загрязнения, в силу чего в пасмурные зимние дни город нередко окрашивается в красные и рыжие "адские" цвета, окружающие его как со стороны земли, так и со стороны неба.

Несмотря на то, что автор придерживается позиции дескриптивной школы языкознания, "тюль" используется здесь по настоящим прескриптивным правилам русского языка в мужском роде. Дескриптивизм направлен именно что на свободу носителей языка в выборе конструкций произношения и иного использования слов, но не обязывает всегда действовать contra официальным языковым правилам в угоду более часто используемого варианта. Однако это не помешает такому же планомерному и закономерному переходу "тюля" к женскому роду, как в своё время "залы" к мужскому.

Цвета неба над Санкт-Петербургом выстроены в последовательности так, что в них можно угадать 3 флага государств, в которых этот город находился: Чёрный, Жёлтый, Белый - Российская Империя (Санкт-Петербург и Петроград), Белый, Синий, Красный (если не считать длинную историю использования этого флага) - Российская Федерация (Ленинград, Санкт-Петербург), Красный - Союз Советских Социалистических Республик (Петроград, Ленинград). Строфы, посвящённые цветам флага не сопряжены с действительностью определённого государственного строя и рассказывают лишь о личном опыте наблюдения за Санкт-Петербургом и небом над ним. Это связано с тем, что часть цветов повторяется на разных флагах и не может быть продублирована или разделена в рамках структуры стихотворения; неразрывность строф и повествования рифмуется с неразрывностью хронологии и перетеканием одних государств в другие. Например, строки про панельные храмы, трудолюбие, тягу к доброте и знанию большей части советского интернационального народа содержатся в строфе о белом цвете, который отсутствовал на флаге СССР. Кроме того, аллюзии на моно и политеистические религии и мифы также не привязаны к определённому временному промежутку и отражают процессы культурной ассимиляции символов различных эпох в голове современного человека.


Рецензии