Мистер W. H. Пембрук и Саутгемптон

Иллюстрация: портрет Уильяма Герберта, 3-его графа Пембрука в возрасте 45-лет, 1625 год, художник Дэниэл Митенс (Daniel Mythens).

           Почти два десятка первых сонетов шекспировского цикла посвящены уговорам (увещеваниям) знатного красивого юноши согласиться на женитьбу. Стратфордианцы (приверженцы ортодоксальной теории о том, что автор пьес и сонетов – актер Уилл Шакспер-Шекспир из Стратфорда) не видят в многочисленности сонетов на одну и ту же тему ничего удивительного и объясняют это тем, что сонеты были заказаны Шекспиру матерью Генри Ризли 3-его графа Саутгемптона, в ту пору, когда молодой граф воротил нос от женитьбы на Элизабет де Вер (дочери графа Оксфорда и внучке Уильяма Сесила барона Бёрли), чтобы таким образом повлиять на его решение.

Если это правда, то деньги были потрачены впустую, литературно-обходной маневр не удался, в связи с чем благородное семейство Ризли-Саутгемптонов вскоре оказалось перед необходимостью раскошелиться на куда большую сумму, чтобы покрыть неустойку Оксфорду и Бёрли в связи с окончательным разрывом договора о помолвке.

Может быть, сонетов оказалось слишком много, и Генри Саутгемптон не соизволил дочитать эту поэтическую нотацию до конца? В любом случае поставленную цель достигнуть не удалось, однако в процессе работы автор так увлекся, что уже не смог остановиться, создав не только первые 19 сонетов, но также остальные 135 и подарив нам прекрасное литературное произведение. Так что нет худа без добра.

          Генри Ризли граф Саутгемптон вообще достаточно уверенно держит первенство в рассуждениях о том, кто вдохновил Шекспира на его сонеты. Все же ему были посвящены «Адонис и Венера», а затем «Обесчещенная Лукреция», и это факт. Хотя инициалы, указанные в посвящении к первому изданию «Сонетов» 1609 года, могут подходить и другим лицам, в первую очередь Уильяму Герберту 3-ему графу Пембруку (и даже в большей степени, поскольку буквы здесь не переставлены).

Правда, лицезрение портрета этого персонажа не способствуют вере в то, что этот человек с его вполне заурядной внешностью (даже если попытаться мысленно отбросить лет 25 из прожитых им до того момента, когда он позировал для своего растиражированного впоследствии изображения, чтобы представить его себе в расцвете юности) в самом деле был способен произвести столь сильное впечатление, как это явствует из сонетов Шекспира.

То ли дело Саутгемптон: хотя его многочисленные портреты (кажется, их насчитывается не менее двадцати, граф себя явно любил и заказывал их, не скупясь) – хотя эти портреты выполнены порой не самой искусной кистью, но все же понятно, что тонкие черты лица, роскошная шевелюра и стройный стан, облаченный в наиболее элегантно-экстравагантные виды камзолов из тех, которые предлагала тогдашняя мода, заслуживают внимания.

Впрочем, Уильям Герберт мог быть «зачинателем» сонетов в том смысле, что они по ряду причин были изданы именно им (все же его матушка, Мэри Герберт графиня Пембрук, имела прямое отношение к изданию сочинений Шекспира, его Первого фолио). Хотя все это больше гипотетически.

Что же касается портретов – в плане производимого впечатления здесь многое зависит от мастерства живописца, а также от возраста модели, особенно если речь идет о красоте. Все же время ни для кого не проходит напрасно…
24.06.2022
***
http://stihi.ru/2022/07/28/2335


Рецензии