Глава VI - Зимний дворец

Шикарный панорамный вид
В пространство площади открыт!
Финляндский розовый гранит
По центру скипетром царит.
Вершину ангел окрыляет,
Крестом гадюку попирает,
Жест в небо, взор на землю шлёт,
Триумф над городом несёт.
Он, с императорским лицом,
Венчает столп перед дворцом.

Дворец купает солнца свет,
Переливая морской цвет.
При пасмурном и ярком свете
Дворец прекрасен в морском цвете!
Колонн белёные стволы
Слепились в складки на углы
И плиссируют на фасаде
Оборки в барочном наряде.
Украсив крышу и карниз,
Скульптуры смотрят сверху вниз.
Застыли в позах по краям,
Как часовые по постам.
Под аркой кружево ворот
И в Эрмитаж центральный вход,
В музей культурного ресурса —
Ковчег всемирного искусства.

Туда, по мраморным ступеням,
Навстречу дивным галереям,
Десятки тысяч ног идут.
Их своды белые ведут
И, распахнув пространство, царской,
Монументальной, Иорданской,
Роскошной лестницей уводят.
По маршам в стороны разводят:
Вдоль статуй греческих богов,
Вдоль золочёных завитков,
На ярус серой колоннады,
В резьбе точёной балюстрады.
На лестницу, её пролёты,
Бегущей лепки переплёты,
Разверзнув потолок, парит —
Заоблачный «Олимп» летит.

С площадки, с парной колоннадой,
Большой и Главной анфиладой
Распахнут царственный наряд.
И начинается парад!

В Фельдмаршальском стоит карета,
В корону и резьбу одета.
Честь и хвалу царю воздал
Петровский — Малый тронный зал.

Зал Гербовый — парадный зал,
Гербами люстры увенчал,
Собрал в коллекцию посуды
Серебряные сосуды.
 
В Мемориальной галерее
Живут картины ассамблеи
Отваги, доблести и славы.
Герои-воины — генералы
С портретов мужеством глядят,
Портреты рамки золотят.

Зал беломраморный — зал тронный,
Торжественный, многоколонный,
Узором потолка из меди
Печать поставил на паркете.

Внутри есть церковь. Лепестками,
Раззолочёнными цветками,
В ней светский танец своды кружит.
Храм восхищенью взора служит.
В покоях, всем на любованье,
Живут бесценные собранья
Немецких мастеров, французских,
Английских и, конечно, русских.
Фальконе мальчика-Амура,
Вальтера-старика — скульптура
И беломраморная сила
Навеки в камне заточила.
В портрете «Дамы в голубом»
Художник, мастерским мазком,
Наполнил негой карий взгляд
И растворил в нём рафинад.

Палатный стиль Москвы старинной —
Под сводом Золотой гостиной.
В ней стены золотом блестят,
Червонным пламенем горят.
 
Зал-табакерка — будуар,
Императрицу услаждал,
Шёлк красный золотом оплёл
И в хрупкий рококо заплёл.
 
В музее бережно хранится
Святого Невского гробница,
Чеканная, из серебра,
Литья Монетного двора.
 
Из зала с княжеской гробницей,
Апартаменты вереницей
Ведут по Невской анфиладе.
В парадно-сдержанном наряде
Зал Николаевский встречает,
Пространством белым ослепляет.
Придворным торжеством сверкал
Самый большой дворцовый зал.

Изюминку на бельэтаж
Припрятал Малый Эрмитаж:
Под солнцем, воздуху открытый,
От улицы фасадом скрытый,
Висячий сад внутри строенья —
Руки волшебника творенье.
Под небом клумбы, а в траве
Растут деревья на земле.
Весной цветы в саду сажают,
Фонтан скульптуры окружают.

Сад смотрит в Павильонный зал.
Музейный зал шедевром стал.
Античный стиль и Ренессанс
В нём исполняют белый вальс.
В убранстве лёгкие колонны
И золочёные балконы,
Восточные фонтаны слёз,
Аркады и лепнина лоз.
А под стеклянной пирамидой
Царит павлин с пернатой свитой.
Павлин хвост солнцем распускает,
Часы на дубе украшает.
 
Просторный Старый Эрмитаж —
Сплошь Итальянский вернисаж.
Живёт, не ведая забвенья,
В холстах эпоха Возрожденья.
«Мадонна Бенуа» открыта
Для счастья, а «Мадонна Литта»
Залита светом божества
И излучает свет сама.
Трепещут чувства и поныне
В раскаявшейся Магдалине,
И дышит магия творца
В чертах прозревшего лица.

Пролёты лоджий Рафаэля —
Расписанная галерея.
Темпера на холсте, как фреска,
Воссоздала мотив гротеска.
На потолке другие фрески,
На каждом арочном отрезке:
Мир от Начала Сотворенья
И до Христова Вознесенья.
Свод арок Библию листает,
Сюжет сюжетом продолжает.
 
Архитектурный антураж
Имеет Новый Эрмитаж.
В нём залы солнцем обогреты,
И называются «Просветы».
Свет льётся в стёкла потолка,
И, проплывая, облака
Иной раз смотрят с высоты
На европейские холсты.
 
Пять Эрмитажных корпусов —
Пять заповедников-дворцов —
За день немыслимо пройти,
Здесь можно месяц провести.
Неделями сюда ходить,
По залам, день за днём, бродить,
Порой, задумавшись, плутать…
И для себя вновь открывать:
Кавказ, Египет и Германию,
Испанию, Восток и Фландрию,
Голландию и Византию,
Европу, Азию, Россию.
В Античном Мире — Дионис,
На третьем этаже — Матисс.
Фовизм, Кубизм и Символизм,
А рядом — Абстракционизм —
Непостижимый во сто крат
Малевич и его Квадрат.
Бриллиантовая кладовая
И кладовая Золотая,
Египетские саркофаги,
Доспехи рыцарей и шпаги,
Людской галдёж, ажиотаж —
Всё это тоже Эрмитаж —
Музей бесценного ресурса,
Ковчег всемирного искусства.
Все императоры тут жили
И роскошь сверх всего ценили,
Картины, статуи копили,
Все вклад в коллекцию вложили.
Теперь их прах собор хранит,
Который в крепости стоит.
Он, ангела взметнув крестом,
Сверкает с острова штыком.
 
А Пётр — главный император,
Экс-царь, vip-всадник-реформатор,
Ночами по Сенатской скачет.
В дождь слышится… Недаром, значит,
Вновь Петербургские ветра
Ненастьем будят дух Петра!

Но мы немного увлеклись
И от маршрута отвлеклись.
Осмотрим с вами Главный штаб
Во весь внушительный масштаб,
Под аркой к Мойке перейдём,
К проспекту Невскому придём.


Примечания:
1) Существует мнение, что по приказу Николая I чертам лица ангела на Александровской колонне скульптор Б. И. Орловский придал сходство с лицом Александра I.
2) Иорданская лестница — главная парадная лестница Зимнего дворца, шедевр архитектуры елизаветинского рококо, созданный архитектором Ф. Б. Растрелли. В XVIII веке лестницу называли Посольской, затем она получила название Иорданской, т. к. по ней во время праздника Крещения Господня спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась для освящения прорубь — иордань.
3) Картина на потолке (художник Дициано Гаспаро, XVIII век) изображает небо и античных богов, парящих над городом Олимп.
4) Военная галерея 1812 года посвящена победе России над Наполеоном. На стенах галереи помещены портреты 332 генералов — участников войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов.
В Георгиевском (Большом тронном) зале орнамент из медных листов потолка имеет точное повторение в рисунке многоцветного паркета.
5) Мраморная фигура «Грозящего Амура», изготовленная скульптором Э. М. Фальконе для маркизы де Помпадур, вызвала всеобщее восхищение, выдержала несколько авторских повторений и разошлась по миру во множестве копий. Авторская копия, представленная в Эрмитаже, заказана графом Строгановым.
«Статуя Вольтера». Ж.-А. Гудон, 1781 г.
«Портрет дамы в голубом». Т. Гейнсборо, конец 1770-х гг.
«Мадонна с цветком» или «Мадонна Бенуа» (1478-1480), «Мадонна Литта» (между 1480 и 1491) — единственные работы Леонардо да Винчи, представленные в России.
Лоджии Рафаэля — возведённая в 1792 году Д. Кваренги галерея с копиями рафаэлевских фресок — повторяет известное сооружение Папского дворца в Ватикане.
6) Темпера (итал. Tempera) — минеральные краски, тёртые на яичном желтке, жидком клее, мёде и др. эмульсиях, применялись в живописи до изобретения масляных красок.
7) Гротеск (итал. Grottesco — «причудливый, затейливый» от Grotta — пещера) — декоративный мотив, возникший в искусстве Итальянского Возрождения на основе античных орнаментов.
8) По приказу императрицы Елизаветы в 1753 году для мощей святого Александра Невского была изготовлена серебряная гробница. На изготовление гробницы ушла годовая добыча серебра Колыванских рудников, а над её созданием на протяжении пяти лет трудились лучшие художники и ваятели Петербургского Монетного двора. Ансамбль гробницы состоит из шести частей: саркофаг — рака с чеканными сценами на темы победоносных сражений А. Невского; «Пирамида» — надгробие с чеканным поясным изображением А. Невского и двумя литыми фигурами ангелов со щитами; две группы воинских трофеев и два подсвечника.
9) Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиция занимает пять зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр.
10) Анри Матисс (31 декабря 1869 г. — 3 ноября 1954 г.) — французский художник и скульптор, лидер течения фовизма, известный своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.
11) Фовизм (франц. Fauve — «дикий») — течение во французской живописи начала XX века, для которого характерно интенсивное звучание цветов.
Кубизм (франц. Cube — «куб») — течение в живописи начала XX века, для которого характерны геометрические формы изображаемых предметов, расположенных на плоскостях и линиях.
Символизм (от греч. Symbolon — знак, символ) — направление в искусстве к. XIX — н. XX века. Особенности символизма — суггестивность и многозначность образа, зашифрованность содержания, игра ассоциаций.
Абстракционизм (от лат. Abstractus — отвлечённый) — широкое направление в искусстве XX века, в котором произведение основано на формальных элементах — линии, цветовом пятне, отвлечённой конфигурации. Другие названия: абсолютное искусство, беспредметное искусство.
12) Здание Главного штаба — историческое здание, известное знаменитой триумфальной аркой, расположенное на Дворцовой площади и составляющее часть её ансамбля, построено в 1819-1829 годах (арх. К. И. Росси).


Рецензии