Исповедь скниловского Су-27

    Человека природа бояться учила веками
    Глубины, высоты и огня - выживанью поможет.
    Но тому, что придумал и создал своими руками,
    Человек не довериться и не поверить не может.
 
    И не ахнуть, когда под раскат реактивного грома
    Я - творение гения, сила в гармонии линий -
    Распоров облака, пронесусь мимо аэродрома
    И уйду в вышину, растворяясь в безбрежности синей.

    И ликует толпа, и смеется беспечное лето.
    Высший мой пилотаж - это часть представленья большого.
    Наша точка принятья решения пройдена. Это
    Год 2002-й, Скнилов, Львовское авиашоу...

Я создан для того, чтоб небо синее и землю защитить от всех вражин.
Су-27 - и самая красивая из всех небесных боевых машин,
Да и талант во мне сокрыт недюжинный, и управляет мною летчик-ас.
Я - страшное, смертельное оружие! Но я сегодня развлекаю вас.


    "Нам зачем туда, Вова? Не будем! Дурная забава.
    Я не вижу, где зрители!" - честно признался Егоров.
    Топонарь чертыхнулся: "Да вот они - слева, не справа".
    Но приказы с земли выполняются без разговоров.

    "Влево, влево! - (я сам это слышал) "земля" подтвердила. -
    Выполняйте фигуру "Косая петля с поворотом".
    Почему нам тогда, почему высоты не хватило?!
    "Поворачивай, Борт-42! И добавь обороты!"

    "Выводи! Выводи!" - шлет "земля" им последние знаки.
    "Выводи! Выворачивай..." - кроет Егоров по-русски.
    Я кричу им: "Ребята, предельный же угол атаки!
    Что вы, черти, творите? Предельная же перегрузка!"

На летном поле страшной черной раною кровавый след от моего крыла.
И проволока оставляет рваные, истерзанные мертвые тела.
К чему теперь все домыслы досужие? Ведь на земле я никого не спас!
Я - страшное смертельное оружие. И я сегодня убиваю вас...


    Облака, облака... над землей, словно белая вата.
    Это всё, что я вижу сейчас через копоть и пламя.
    Средь людей люди быстро назначат во всём виноватых.
    Не они! Это я! Это я виноват перед вами!
 
    Никогда больше мне не расправить могучие крылья.
    Никогда не изведать пьянящего чувства полета.
    Что же может сравниться с отчаяньем этим, с бессильем,
    С безвременьем замедленным падавшего самолета?
 
    Что со мною всегда теперь будет, и ныне, и присно?
    Вы хотите сказать, что не знаете? Не лицемерьте.
    Я - небесный солдат, я мечтал быть защитником жизни.
    Но останусь я в памяти символом боли и смерти.
 
Я создан для того, чтоб небо синее и землю защитить от всех невзгод.
И к этому я прилагал усилия, но получилось всё наоборот.
Как я хотел остановить скольжение, и массу, и инерцию кляня!
Но я сегодня проиграл сражение. Сегодня люди прокляли меня...


21.02.2022
© Александр Белов, 2022



27 июля 2002 года во время авиашоу, проходившего на львовском аэродроме Скнилов (Украина), потерпел крушение тяжелый истребитель Су-27. При выполнении фигуры высшего пилотажа "косая петля с поворотом" самолет потерял высоту, ударился левым крылом о бетон и некоторое время скользил по земле через летное поле, заполненное зрителями. Падая, истребитель зацепил крылом колючую проволоку, и она превратилась в смертельную сеть, увеличившую число жертв. Затем Су-27 задел стоявший на аэродроме Ил-76, в который на экскурсию заходили люди, начал кувыркаться, пластом рухнул на землю и взорвался. Пилоты до последнего пытались управлять машиной и катапультировались уже после первого удара самолета о землю.
77 гостей авиашоу погибло, 543 - было ранено и серьезно покалечено.

По словам экипажа, падение произошло из-за резкого недобора левым двигателем необходимой мощности. Расследование выявило серьезные просчеты в организации подготовки и осуществления полетов - из-за путаницы командир выполнил пилотаж не над ВПП, а над местом расположения зрителей. В итоге причиной катастрофы назвали отклонение экипажа от полетного задания и ошибку в пилотировании. К тюремным срокам были приговорены военные летчики Владимир Топонарь и Юрий Егоров, а так же невысокое военное начальство, непосредственно руководившее полетами.

При создании стихотворения использовалась расшифровка переговоров пилотов с наземными службами.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.