Исповедь скниловского Су-27
Глубины, высоты и огня - выживанью поможет.
Но тому, что придумал и создал своими руками,
Человек не довериться и не поверить не может.
И не ахнуть, когда под раскат реактивного грома
Я - творение гения, сила в гармонии линий -
Распоров облака, пронесусь мимо аэродрома
И уйду в вышину, растворяясь в безбрежности синей.
И ликует толпа, и смеется беспечное лето.
Высший мой пилотаж - это часть представленья большого.
Наша точка принятья решения пройдена. Это
Год 2002-й, Скнилов, Львовское авиашоу...
Я создан для того, чтоб небо синее и землю защитить от всех вражин.
Су-27 - и самая красивая из всех небесных боевых машин,
Да и талант во мне сокрыт недюжинный, и управляет мною летчик-ас.
Я - страшное, смертельное оружие! Но я сегодня развлекаю вас.
"Нам зачем туда, Вова? Не будем! Дурная забава.
Я не вижу, где зрители!" - честно признался Егоров.
Топонарь чертыхнулся: "Да вот они - слева, не справа".
Но приказы с земли выполняются без разговоров.
"Влево, влево! - (я сам это слышал) "земля" подтвердила. -
Выполняйте фигуру "Косая петля с поворотом".
Почему нам тогда, почему высоты не хватило?!
"Поворачивай, Борт-42! И добавь обороты!"
"Выводи! Выводи!" - шлет "земля" им последние знаки.
"Выводи! Выворачивай..." - кроет Егоров по-русски.
Я кричу им: "Ребята, предельный же угол атаки!
Что вы, черти, творите? Предельная же перегрузка!"
На летном поле страшной черной раною кровавый след от моего крыла.
И проволока оставляет рваные, истерзанные мертвые тела.
К чему теперь все домыслы досужие? Ведь на земле я никого не спас!
Я - страшное смертельное оружие. И я сегодня убиваю вас...
Облака, облака... над землей, словно белая вата.
Это всё, что я вижу сейчас через копоть и пламя.
Средь людей люди быстро назначат во всём виноватых.
Не они! Это я! Это я виноват перед вами!
Никогда больше мне не расправить могучие крылья.
Никогда не изведать пьянящего чувства полета.
Что же может сравниться с отчаяньем этим, с бессильем,
С безвременьем замедленным падавшего самолета?
Что со мною всегда теперь будет, и ныне, и присно?
Вы хотите сказать, что не знаете? Не лицемерьте.
Я - небесный солдат, я мечтал быть защитником жизни.
Но останусь я в памяти символом боли и смерти.
Я создан для того, чтоб небо синее и землю защитить от всех невзгод.
И к этому я прилагал усилия, но получилось всё наоборот.
Как я хотел остановить скольжение, и массу, и инерцию кляня!
Но я сегодня проиграл сражение. Сегодня люди прокляли меня...
21.02.2022
© Александр Белов, 2022
27 июля 2002 года во время авиашоу, проходившего на львовском аэродроме Скнилов (Украина), потерпел крушение тяжелый истребитель Су-27. При выполнении фигуры высшего пилотажа "косая петля с поворотом" самолет потерял высоту, ударился левым крылом о бетон и некоторое время скользил по земле через летное поле, заполненное зрителями. Падая, истребитель зацепил крылом колючую проволоку, и она превратилась в смертельную сеть, увеличившую число жертв. Затем Су-27 задел стоявший на аэродроме Ил-76, в который на экскурсию заходили люди, начал кувыркаться, пластом рухнул на землю и взорвался. Пилоты до последнего пытались управлять машиной и катапультировались уже после первого удара самолета о землю.
77 гостей авиашоу погибло, 543 - было ранено и серьезно покалечено.
По словам экипажа, падение произошло из-за резкого недобора левым двигателем необходимой мощности. Расследование выявило серьезные просчеты в организации подготовки и осуществления полетов - из-за путаницы командир выполнил пилотаж не над ВПП, а над местом расположения зрителей. В итоге причиной катастрофы назвали отклонение экипажа от полетного задания и ошибку в пилотировании. К тюремным срокам были приговорены военные летчики Владимир Топонарь и Юрий Егоров, а так же невысокое военное начальство, непосредственно руководившее полетами.
При создании стихотворения использовалась расшифровка переговоров пилотов с наземными службами.
Свидетельство о публикации №122072602611