Праздник поэзии

Читатель волен относиться к моим стихотворениям, как ему вздумается. Но я давно заметил следующую вещь. Вот я выбираю из нескольких вариантов слово или часть фразы, чтобы вставить его в стих. Останавливаюсь на варианте, который, как мне кажется, "лучше звучит", в тот момент еще не зная почему. Через какое-то время понимаю, что выбрал вариант, который содержит аллитерацию с окружающими его словами. Повторю, выбор я делаю, как правило, этого не осознавая.
Довольно давно я понял, что так пишут и настоящие поэты. Возможно, после того, как прочел у Маяковского:
"Памятник поставили не тому Пушкину, который был веселым хозяином на великом празднике бракосочетания слов и пел:
"И блеск, и шум, и говор бала
И в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой".
Нет, на памятнике пометили: за то, что
"Чувства добрые он лирой пробуждал" (Два Чехова).

Бракосочетания слов - это аллитерации.
Шипенье передается повторением звука "ш":
ШУм....пирУШки...ШИпенье...пунША.
Но еще и звуком "п" (вероятно, это лопаются пузырьки):
ПИрушки...шиПЕНЬЕ...ПЕНИстых...ПУНша Пламень.
Есть и другие аллитерации. Выделим вот эту:
бАЛА...хОЛОстой...бокАЛОв...гОЛУбой.

Потому-то это и великий праздник. И, чтобы заметить это, понадобилось ждать Маяковского.

Так же писала и Ахматова:
"Не мудрено, что пОХОРОнным звоном
Звучит пОРОй непокОРЕнный стих.
Пустынно здесь! Уже за АХЕРОном
Три ЧЕТверти ЧИТателей моих.

А вы, друзья! ОстАЛОсь вас немного,
Последние, вы мне еще мИЛЕй…
Какой кОРОткой сдЕЛАлась дОРОга,
КотОРАя казАЛАсь всех длинней".

Юрий Тынянов так объяснял это:
"деформация значения ролью звучания - конструктивный принцип поэзии" (О композиции "Евгения Онегина", 1).

Но куда же деформируется значение, то есть смысл в стихотворении?

А вот куда, говорят нам Петр Вайль и Александр Генис
"Кровь и горе разливаются по сюжету "Онегина", а мы ничего не замечаем. Поруганные чувства, разбитые сердца, замужество без любви, безвременная смерть. Это -- полноценная трагедия. Но ничего, кроме блаженной улыбки, не появляется при первых же звуках мажорной онегинской строфы" (Родная речь, Вместо "Онегина". Пушкин).

В сторону праздника.

Добавлю, что аллитерации - это энергия. Произнося их, мы пробуждаем энергию внутри себя. "Слово лечит" - вот это оно и есть.
Поэзия, вообще, пишется животом, то есть его мышцами , которые и "произносят" слова. На Востоке именно живот считали источником жизненной силы и местонахождением духа.

У многих так называемых поэтов аллитерации отсутствуют напрочь. Я называю этих стихослагателей публицистами: они публикуют, то есть излагают своими словами то, что прочли в книгах.
Праздника тут не больше, чем в учебнике грамматики.

После всего вышеизложенного, надеюсь, вам уже нетрудно разглядеть аллитерации в названии этих заметок.


Рецензии
Андрей, здравствуйте!
Спасибо за эссе!
Всегда прежде всего слушаю чужие стихи - читаю их вслух шепотом.
Тогда лучше слышна звукопись.
Но есть другие авторы.
Они прежде всего видят, обращают внимание на оформление строк.
Наверное, они правы.
Но с такими читателями трудно.
С уважением.

Елена Ительсон   09.08.2022 16:49     Заявить о нарушении
По-моему, они дураки.

Андрей Пустогаров   10.08.2022 17:50   Заявить о нарушении
Скорее всего)))

Елена Ительсон   10.08.2022 17:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.