Об о. Сергии
Первые послереволюционные годы многое могли дать молодым людям, ищущим Христа. Хотя государство постоянно усиливало антирелигиозный гнет, хотя шли гонения на верующих, но государственный атеизм еще не отлился в свою окончательную и бесповоротную форму, страх перед машиной уничтожения еще не опутал всех душевных движений, а Церковь, казалось, возродилась к новой жизни после Поместного Собора 1917—1918 годов. Можно было — хотя и все сложнее становилось — собираться, думать, спорить, спрашивать и готовиться, прислушиваясь к гулу времени, дать ответ о своем уповании.
Архимандрит Сергий - христианская семья
Именно в таких условиях возрастали душой будущий архимандрит Сергий (тогда — Василий Петрович, даже просто — по возрасту — Василий), его жена Лидия и те, кто вместе с ними посещал закрытый семинар по изучению русской культуры, организованный В. Н. Муравьевым и А. К. Горским в 1924 году в Москве. Вскоре молодые люди составили христианскую семью-общину, связанную одним храмом (сначала им был Троицкий храм в Никитниках, затем — Космодамианский в Старых Панех), одним пониманием цели
христианской жизни в современных условиях, одними радостями и бедами. Духовником общины стал иеромонах Варнава (Гоголев), насельник лаврского скита Параклита до его закрытия.
В ночь на 29 октября 1929 года пятеро членов общины, в том числе о. Варнава и Василий Савельев, были арестованы. Спустя годы архимандрит Сергий говорил об этом дне как о «самом дорогом в жизни». Не остались без внимания ГПУ и другие члены общины, почти все оказались в ссылке. Начался путь исповедни-чества. Начались постриги. В июне 1931 года в Пинюгском лагере епископ Леонид (Антощенко) постриг в монашество Василия Савельева, а в сентябре того же года в Матигорах приняла постриг его жена Лидия.
Открытое служение Архимандрита Сергия
В 1934 году монах Сергий вышел из заключения. 9 января 1935 года епископ Леонид рукоположил его в сан иеродиакона, а на другой день — в сан иеромонаха. В предвоенные и военные годы о. Сергий находился на гражданской службе, пребывая в вынужденном разлучении со своей — теперь уже всецело духовной — семьей. Дочь Катя (1927 года рождения) росла, почти не видя его. Лишь после войны, когда иеромонах Сергий вышел на открытое служение, уцелевшие члены общины смогли собраться вместе.
К этому времени владыка Леонид (Антощенко) уже скончался, ставленной грамоты у о. Сергия не было, и вопрос о его направлении на приход решался долго. Только в октябре 1947 года он начал служить в Богоявленском соборе в Елохове, а в 1950 году Патриарх Алексий I возвел его в сан архимандрита.
С 1952 по 1957 год о. Сергий служил в церкви Покрова Божией Матери на Землянке, затем настоятельствовал в храме Преображения Господня в Богородском. В 1959 году его уволили за штат — слишком неудобен оказался он в новой исторической ситуации своей бескомпромиссной проповедью о Христе, своей принципиальной неготовностью «вписаться» в предлагаемые ему рамки «служителя культа».
Архимандрит Сергий, служение в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове
Только спустя два года, после усиленных ходатайств духовных чад о. Сергия, его назначили в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, где он служил в течение шестнадцати лет и где мирно отошел ко Господу — у престола, после совершения литургии в праздник Рождества Христова.
Старые прихожане Покровского храма еще помнят ту особую здешнюю атмосферу 1960—1970-х годов, то благоговение, с которым совершались богослужения. Малая, но какая характерная деталь: в Покровской церкви при о. Сергии не было свечного ящика, не было хождений во время службы с тарелкой для сбора пожертвований. У стены на столе лежали свечи, просфоры и прочее. Каждый мог взять, что ему потребно, опустив посильную жертву в кружку.
И — да, как ни странно прозвучит это для знающих реалии позднесоветской церковной жизни, — при архимандрите Сергии в храме сложилась община. Люди оттаивали от своей вечной настороженности, узнавали друг друга, учились помогать и просить о помощи, нести ответственность за тот храм, в котором их свел Господь. Из робких «потребителей треб» воспитывались христиане.
На многое из писем и проповедей о. Сергия (часть его наследия опубликована) сердце готово откликнуться и сегодня. Это всегда (замечали ль вы?) — удел слов, произнесенных не в суете, не праздно, но по высокой необходимости быть произнесенными. Вот — не вчера ли сказано:
«В это трудное время люди совсем разучились слышать друг друга, давно разучились, разучились в веках. Чем больше задумываешься об истории жизни нашего народа, чем глубже в века уходишь, тем яснее видишь, что обмирщение в Церкви, подавление ее мирским, светским началом дошло до крайности. Я уже говорил, что мало где в храмах мы сейчас найдем себе приют духовный. Вот и надо каждому из нас в своем ли углу, в своей ли комнате, на улице — где угодно стяжать благодать Духа Святого. Обидел кто — промолчи, укорил кто — поблагодари. Пей, как мед, горечь жизни, и тогда увидишь, что эта горечь сладостью будет для тебя и сладостью будет для других. Вот к чему преподобный Серафим нас призывает...»
А это слово произнесено 31 июля 1970 года, в канун дня, когда Церковь вспоминает обретение мощей преподобного Серафима Саровского.
Свидетельство о публикации №122072404423