Об о. Сергии

С 1961 года и до самой своей смерти настоятелем Покровской церкви в Медведкове был архимандрит Сергий (Савельев; 1899—1977), пастырь удивительной судьбы и поразительного христианского мужества. Выдающаяся личность России.

Первые послереволюционные годы многое могли дать молодым людям, ищущим Христа. Хотя государство постоянно усиливало антирелигиозный гнет, хотя шли гонения на верующих, но государственный атеизм еще не отлился в свою окончательную и бесповоротную форму, страх перед машиной уничтожения еще не опутал всех душевных движений, а Церковь, казалось, возродилась к новой жизни после Поместного Собора 1917—1918 годов. Можно было — хотя и все сложнее становилось — собираться, думать, спорить, спрашивать и готовиться, прислушиваясь к гулу времени, дать ответ о своем уповании.

Архимандрит Сергий - христианская семья
Именно в таких условиях возрастали душой будущий архимандрит Сергий (тогда — Василий Петрович, даже просто — по возрасту — Василий), его жена Лидия и те, кто вместе с ними посещал закрытый семинар по изучению русской культуры, организованный В. Н. Муравьевым и А. К. Горским в 1924 году в Москве. Вскоре молодые люди составили христианскую семью-общину, связанную одним храмом (сначала им был Троицкий храм в Никитниках, затем — Космодамианский в Старых Панех), одним пониманием цели
христианской жизни в современных условиях, одними радостями и бедами. Духовником общины стал иеромонах Варнава (Гоголев), насельник лаврского скита Параклита до его закрытия.

В ночь на 29 октября 1929 года пятеро членов общины, в том числе о. Варнава и Василий Савельев, были арестованы. Спустя годы архимандрит Сергий говорил об этом дне как о «самом дорогом в жизни». Не остались без внимания ГПУ и другие члены общины, почти все оказались в ссылке. Начался путь исповедни-чества. Начались постриги. В июне 1931 года в Пинюгском лагере епископ Леонид (Антощенко) постриг в монашество Василия Савельева, а в сентябре того же года в Матигорах приняла постриг его жена Лидия.

Открытое служение Архимандрита Сергия
В 1934 году монах Сергий вышел из заключения. 9 января 1935 года епископ Леонид рукоположил его в сан иеродиакона, а на другой день — в сан иеромонаха. В предвоенные и военные годы о. Сергий находился на гражданской службе, пребывая в вынужденном разлучении со своей — теперь уже всецело духовной — семьей. Дочь Катя (1927 года рождения) росла, почти не видя его. Лишь после войны, когда иеромонах Сергий вышел на открытое служение, уцелевшие члены общины смогли собраться вместе.

К этому времени владыка Леонид (Антощенко) уже скончался, ставленной грамоты у о. Сергия не было, и вопрос о его направлении на приход решался долго. Только в октябре 1947 года он начал служить в Богоявленском соборе в Елохове, а в 1950 году Патриарх Алексий I возвел его в сан архимандрита.


 
С 1952 по 1957 год о. Сергий служил в церкви Покрова Божией Матери на Землянке, затем настоятельствовал в храме Преображения Господня в Богородском. В 1959 году его уволили за штат — слишком неудобен оказался он в новой исторической ситуации своей бескомпромиссной проповедью о Христе, своей принципиальной неготовностью «вписаться» в предлагаемые ему рамки «служителя культа».

Архимандрит Сергий, служение в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове
Только спустя два года, после усиленных ходатайств духовных чад о. Сергия, его назначили в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, где он служил в течение шестнадцати лет и где мирно отошел ко Господу — у престола, после совершения литургии в праздник Рождества Христова.

Старые прихожане Покровского храма еще помнят ту особую здешнюю атмосферу 1960—1970-х годов, то благоговение, с которым совершались богослужения. Малая, но какая характерная деталь: в Покровской церкви при о. Сергии не было свечного ящика, не было хождений во время службы с тарелкой для сбора пожертвований. У стены на столе лежали свечи, просфоры и прочее. Каждый мог взять, что ему потребно, опустив посильную жертву в кружку.

И — да, как ни странно прозвучит это для знающих реалии позднесоветской церковной жизни, — при архимандрите Сергии в храме сложилась община. Люди оттаивали от своей вечной настороженности, узнавали друг друга, учились помогать и просить о помощи, нести ответственность за тот храм, в котором их свел Господь. Из робких «потребителей треб» воспитывались христиане.

На многое из писем и проповедей о. Сергия (часть его наследия опубликована) сердце готово откликнуться и сегодня. Это всегда (замечали ль вы?) — удел слов, произнесенных не в суете, не праздно, но по высокой необходимости быть произнесенными. Вот — не вчера ли сказано:
«В это трудное время люди совсем разучились слышать друг друга, давно разучились, разучились в веках. Чем больше задумываешься об истории жизни нашего народа, чем глубже в века уходишь, тем яснее видишь, что обмирщение в Церкви, подавление ее мирским, светским началом дошло до крайности. Я уже говорил, что мало где в храмах мы сейчас найдем себе приют духовный. Вот и надо каждому из нас в своем ли углу, в своей ли комнате, на улице — где угодно стяжать благодать Духа Святого. Обидел кто — промолчи, укорил кто — поблагодари. Пей, как мед, горечь жизни, и тогда увидишь, что эта горечь сладостью будет для тебя и сладостью будет для других. Вот к чему преподобный Серафим нас призывает...»

А это слово произнесено 31 июля 1970 года, в канун дня, когда Церковь вспоминает обретение мощей преподобного Серафима Саровского.


Рецензии