Анат

     По сути, Астарта, Анат и Танит – это одна и та же богиня в западносемитской мифологии, занимающая место Дочери в типичном для семитов 4-членном пантеоне «Отец-Мать-Дочь-Сын».
     Согласно найденной в Угарите «Песне о Баале», Анат была сестрой и любовницей Баала. После похищения Баала богом Нижнего Мира Мотом, Анат и её подруга богиня солнца Шапаш спускаются в преисподнюю, где Анат побеждает Мота и освобождает брата.
     Описана также сцена избиения богиней людей, собравшихся на пир. В угаритской поэме «Об Акхите» образ Анат неразрывно связан с богоборческими мотивами. Богиня предстаёт нарушительницей установленного космического порядка, жестоко карая главного героя за неподчинение её воле.
     Эпитет Анат — «Девица». Считается (ср. Артемида), что Анат сохраняла девственность, несмотря на активную половую жизнь, в том числе с собственным братом Ваалом. Но, в отличие от Иштар, Анат большую часть своей энергии тратила на поле битвы. Она тоже несомненно была типичной богиней любви, одновременно целомудренной и неразборчивой в своих связях. В Египте её и Астарту называли «богинями, которые зачинают, но не носят», что означает их любовь к сексу и плодовитость с сохранением действенности. В угаритских мифах ее постоянно называют девственной Анат, или девицей Анат. Филон Библиус (уже 2 в н э) всё ещё упоминает о девственности Анат (которую он идентифицирует с Афиной, богиней-девственницей греков).  Подобно Иштар, Анат называли «хозяйкой небес, госпожой всех богов», и, подобно Иштар, она любила богов, людей, зверей.
     Больше других она любила своего брата Ваала. При ее приближении Ваал прогонял других женщин, и она, готовясь к сексу, купалась в росе и натиралась кашалотовой амброй. Единение описано четко и беззастенчиво: в месте, называемом Дубром, Ваал семьдесят семь раз возлежал с Анат, которая принимала для такого случая образ нетели. Дикий бык, сын Ваала, возможно был плодом этого союза.  Смертным возлюбленным Анат был Акад.
    Богиня также почиталась в Египте, куда этот культ предположительно завезли гиксосы. Фараон Рамсес, бившийся с хеттами при Кадеше, звал себя «любимец Анат». В Египте Анат рассматривается как супруга бога Сета. В одном магическом тексте 13 в до н э в неожиданно садистских выражениях описывается, как Сет на морском берегу лишает девственности Анат.
     Анат была богиней войны, и ни одна древняя ближневосточная богиня не была более кровожадной. Ее было легко спровоцировать, и, если она начинала драться, она тут же доходила до неистовства, она уничтожала народы Востока и Запада, так что головы летели в разные стороны. Неудовлетворенная этим, она привязывала отрубленные головы себе на спину, а руки – за пояс, после чего стояла по колено в крови и по пояс среди трупов героев. Так она достигала своего: ее печень переполнена смехом, а сердце – радостью. Для Египтян она тоже была «Анат, хозяйка небес и госпожа богов», богиня-воительница, которая ассоциировалась с лошадьми и колесницами, и которая со щитом и копьем защищала фараона.
      Анат ни разу не упоминается в Библии (несмотря на утверждение Википедии, хорошо бы автору открыть все-таки на досуге Библию). Объяснить это можно тем, что библейские авторы обращались к ней не по имени, заменяя эпитетом Ашторет», так же как они обращались к ее брату и возлюбленному, используя эпитет «Ваал» (Господин), а не его имя Хадд.
     Рафаэль Патай полагает, что «Царица Неба», культ которой включал в себя выпечку пирожков, совпадала с Анат. Анат-Яху упоминается в элефантинских папирусаx в числе божеств, которым поклонялись евреи Элефантины. Учитывая, что главным божеством пантеона у евреев Элефантинов был Яхве (Яху), предполагается, что Анат могла считаться его супругой, что полностью противоречит Ветхому Завету, где Всемогущий Творец ненавидел любых идолов-божеств, созданных людьми.
    История Астарты-Анат, связанная с гибелью Иудеи и бегством иудеев вместе с Иеремией в Египет была уже изложена в посте «Астарта» цикла «Богини» - http://stihi.ru/2022/06/24/359.
    Во времена Селевкидов Анат отождествлялась с Афиной Палладой (о чём упоминалось). Также замечено сходство с шумерской Инанной, аккадской Иштар и индусской Кали. У Анат-Астарты так много общего с шумерской Инанной и аккадской Иштар, что кажется, что она наследница или родственница этих великих месопотамских богинь.
    Черты Анат и Астарты слились впоследствии в образе Атаргатис.
    В настоящее время женское имя «Анат» является одним из самых распространённых в Израиле.      

Анат (Танит, Астарта), супруга Ваала. Музей Рубена и Эдиты Эйт Университета Хайфы. Статуя с выставки.
The Reuben and Edith Hecht Museum the University of Haifa, Israel. Figurine from the exhibition in the museum

23.7.2022


Рецензии