Начало русского крестьянского сословия - в древней

  НАЧАЛО РУССКОГО КРЕСТЬЯНСКОГО СОСЛОВИЯ – В ДРЕВНЕЙ ПРУССИИ


                1


           Сегодня, думаю, закономерно рассматривать историю дорюриковской Древней Руси  в одной связи с древней Пруссией. Потому что династия Романовых, правившая нашим государством триста лет после Рюриковичей, не только стала немецкой  Шлезвиг-Гольштейн-Готторпской   с 18 века, но и свое происхождение Романовы считают древнепрусским, от  короля кимвров Видевута.  Более того,  законный рюрикович Иван Грозный (женившийся первым браком на Анастасии Захарьиной-Юрьевой, «древнепрусской принцессе»), считал себя потомком римских императоров, которые владели землями будущей древней Пруссии, захваченными королем Видевутом и его братом Брутено.

      В  Новгородской III летописи есть «Родословие великих государей царей и великих князей российских». Оно начинается с сообщения о брате «римского кесаря Августа (Август кесарь (величественный, благородный)  – племянник и преемник Юлия Цезаря, бывший римским императором во время Рождества Иисуса Христа; царствовал 41 год -Т.Щ.)» — Прусе, которого он «постави владетеля в брезех реки Вислы и по реку, глаголемую Немонь, и по имени его зовется Пруская земля».  «Мы от Августа кесаря родством ведемся», — писал Иван Грозный шведскому королю.
           Эти сведения не расходятся со сведениями из истории Древнего мира о том, что римские легионеры  расселялись по окраинам  Римской империи, чтобы контролировать внешнюю торговлю на приграничных территориях. Таким образом они могли  появиться на Янтарном берегу острова Самбия (Калининград). И вот что пишет об этом Матей Стрыйковский (1547-1593), польский историк, поэт и писатель, дипломат, католический священник, первый историограф Великого княжества Литовского:
«И в память о своей отчизне Риме заложили над Неманом город под   названием Новый Рим (Roma Nova), который потом их потомки называли Ромнове и   Ромове, и который, как свидетельствует в Прусских деяниях Петр из Дусбурга,   крестоносцы сожгли в 1295 году... А до этого эти же   итальянцы заложили в Пруссии другой город Ромове, в котором жил языческий   патриарх по имени Кириекириейто и который польский   король Болеслав Храбрый спалил в 1017 году, как об этом пишут Длугош и Кромер...»
           Михаил Васильевич Ломоносов, придерживаясь славянской версии происхождения пруссов в своём историческом труде «Древняя российская история», писал: «Приступая к показанию варягов-россов, кто они и какого народу были, прежде должно утвердить, что они с древними пруссами произошли от одного поколения. Сие разумеется не о крыжаках или нынешних бранденбургцах, но о старожилах прусских, которые ещё и поныне живут рассеяны по некоторым селам в Пруссии и тем же языком говорят, который употребляют литва, жмудь, курландцы, ибо в городах живущие дворяне и мещане суть приезжие немцы, которые теми землями около тринадцатого столетия завладели по неправедному папскому благословению.
         Литва, Жмудь и Подляхия исстари звались Русью, и сие имя не должно производить и начинать от времени пришествия Рурикова к новгородцам, ибо оно широко по восточно-южным берегам Варяжского моря простиралось от лет давных. < … > Показав единство с пруссами россов и сих перед оными преимущество, должно исследовать поколение, от какого народа обои происходят, о чём наперед мое мнение объявляю, что оба славенского племени и язык их славенский же, токмо чрез смешение с другими немало отдалился от своего корени. Хотя ж сего мнения имею сообщников Претория и Гельмолда, из которых первый почитает прусский и литовский язык за отрасль славенского, другой пруссов прямо славянами называет, однако действительные примеры сходства их языка со славенским дают их и моему мнению большую вероятность. Летский язык, от славенского происшедший, один почти с теми диалектами, которыми ныне говорят в Жмуди, в северной Литве и в некоторых деревнях оставшиеся старые пруссы.
        Явные свидетельства о сходстве древнего прусского языка найдет, кто, кроме идолов, имена жрецов, волхвов и слова, что в обрядах употреблялись, рассмотрит и грамматическое их происхождение. Прочие помянутого языка отмены извиняются подобием вендского наречия, которое, столько ж от коренного славенского языка по соседству с немцами, как летский по близости с чудским, испортясь, отдалилось. Итак, когда древний язык варягов-россов один с прусским, литовским, курландским или летским, то, конечно, происшествие и начало своё имел от славенского как его отрасль…»
          Тем не менее, имя жрецов святилища Ромова (кириекириейто, криве-кривайтис, кривесы) дает нам  понимание происхождения  его от названия  племени кривичи, объединявшего и древних кимвров, и древних славян. Самого многочисленного племени, заселившего в середине  8 века н.э. территорию по всему  следованию  торгового пути из варяг в греки от Старой Ладоги до Киева. Можно сказать, «титульную составляющую» будущей нации русских.

                2

      Кривичи – возможно, потомки древних кимвров, чьей исконной землей был полуостров Ютландия («Страна ютов»,  разделяет Балтийское и Северное моря. Площадь около 40 тысяч км;. Северная часть полуострова (более 2/3) принадлежит Дании, южная — Германии ( известная нам по династии Романовых земля Шлезвиг-Гольштейн). Отсюда они ушли завоевывать Рим и надолго поселились в Галлии, откуда затем начался их долгий путь на север Европы и закончился на Янтарном берегу и на Старой Ладоге. Они были скандинавами по происхождению, но  «носили в себе» другой народ – славян. И это не была какая-то прихоть или случайность, это была  для обоих племен жизненная необходимость. Можно сказать,  эти два соединившихся племени были своего рода двигающимся «государством» с четко определенным социально-экономическим устройством. Как и любое, самое древнее, государство, оно имело три составные: правящую верхушку, армию и «народ» - земледельцев – тех самых славян. Каждая ипостась имела свое мастерство: править, воевать, выращивать хлеб. Так что  история русского крестьянства имеет неисчерпаемую глубину, которая уходит корнями в Ютландию, Рим, Галлию, к гуннам, в древнюю Пруссию и, наконец, в Старую Ладогу.
         Давайте еще раз  посмотрим, теперь с другого ракурса, как описывают русов древние авторы. Ибн Фадлан: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл. Я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но у них мужнина носит кису, которой он охватывает один бок, причём одна из рук выходит из неё наружу. При каждом из них имеется топор, меч, нож., [причём] со всем этим он [никогда] не расстаётся. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские. И от края ногтей иного их них [русов] до его шеи [имеется] собрание деревьев, изображений [картинок]и тому подобного. А что касается их женщин, то на [каждой] их груди прикреплена коробочка, или из железа, или из дерева в соответствии с размерами [денежных] средств их мужей. И у каждой коробочки — кольцо, у которого нож, также прикреплённый на груди. На шеях у них мониста из золота или серебра…».
          Бакри (сведения получены непосредственно от путешествовавшего в западнославянские страны Ибрахим ибн Иа'куба): «Страны славян весьма холодны; и сильнее всего холод у них тогда, когда ночи бывают лунные. Тогда холод увеличивается и мороз усиливается. И земля тогда становиться как камень, и все жидкости замерзают; и покрываются как бы гипсом колодезь и канал, так что становятся подобными камню. И не имеют они купален, но они устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его некоторой материей, которая образуется на деревьях, походит на зеленоватый водяной мох. Затем они устраивают очаг из камней в одном из углов этого [дома] и на самом верху против очага открывают окно для прохода дыма. Когда же он [очаг]раскалится, они закрывают это окно и запирают двери дома — а в нём есть резервуары для воды и поливают этой водой раскалившийся очаг; и поднимаются тогда пары. И в руке у каждого из них связка сухих ветвей, которые они приводят в движение воздух и притягивают его к себе. И тогда открываются их поры, и исходит излишнее из их тел, и текут от них реки. И не остаются ни на одном из них следы сыпи или нарыва. И они называют этот дом ал-атба».
        Ибн Русте: «Вьючных лошадей у них мало, из верховых животных имеет только упомянутый мул. Оружие их — копья, щиты, дротики; нету них [ничего], кроме этого. Они повинуются ему (главному) и не выходят из его приказа; жилище его в середине страны славян. Упомянутый глава, известный у них как глава глав, именуется Свят — царь».
      Гардизи: «Лошадей у них мало. Одежда их — рубахи; они носят сапоги; их обувь походит на табаристанские сапоги, которые носят табаристанские женщины. Их средства к жизни не очень обильны; оружие, которым они сражаются: дротики, щиты, стрелы и копья. Глава их носит венец, все ему послушны и повинны. Старейшего главу их называют Свет [или Свят] — царь; Свих — наименование его наместника; город — столицу называют Дж-рает; каждый месяц в том городе трёхдневный базар, так что всякие вещи там ищут и продают.
Между печенегами и славянами путь в десять дней, этот путь без дороги; что касается этого пути, то на дороге многие токи воды и деревья. Область славян место обширное, изобилующее древесными зарослями». «Всегда 100–200 из них ходят к славянам и насильно берут с них на своё содержание, пока там находятся. И там [у них] находится много людей из славян, которые служат им, пока не избавляются от зависимости».
        Худад ал-'алам: «Страна [русов]. Это большая страна, и народ её плохого нрава, непристойный, нахальный, склонный к ссорам и воинственный. Они воюют со всеми неверными, окружающими их, и выходят победителями. Царя их зовут хакан русов. Страна эта изобилует всеми жизненными благами. Среди них есть группа славян, которая им служит».

                3

        Сколько бы  древних источников с описанием русов и славян мы не просматривали, в каждом неизменно отмечается красота этого народа. И как бы при этом часто мы не встречали характеристики его же дикости и варварства,  приходится  отметить – у этого народа был культ красоты тела. Именно тела, а не  домов, одежды, украшений, оружия. Еще до Рождества Христова этот народ побывал  у стен Древнего Рима, жил веками в Галлии и видел  красоту страны, которую хотел завоевать для себя, но не сумев этого сделать, ожесточенно разрушал все. Вот описание  битвы   6 октября 105 года до н. э. у Араузиона (Аравсиона), кельтского поселения на левом берегу Роны, позднее ставшего опорным пунктом римлян. Орозий сообщал, что римлянам противостояли объединённые силы кимвров, тевтонов, тигуринов (гельветов) и амбронов. Ход боя остался неизвестен, однако античные авторы описывали его результат. Наиболее полную картину катастрофы римских армий дал Орозий: «Там они [консул и проконсул]… были побеждены, принеся великий срам и риск римскому имени… Враги, захватив оба лагеря и огромную добычу, в ходе какого-то неизвестного и невиданного священнодействия уничтожили всё, чем завладели. Одежды были порваны и выброшены, золото и серебро сброшено в реку, воинские панцири изрублены, конские фалеры искорежены, сами кони низвергнуты в пучину вод, а люди повешены на деревьях — в результате ни победитель не насладился ничем из захваченного, ни побеждённый не увидел никакого милосердия.
       Племя кимвров и славян не создавало мраморных скульптур, картин, каменных дворцов, но, отрицая и не принимая все чужое, оно ... создавало себя! За тысячу лет скитаний по Европе, тяжких  лишений, войн и службы другим племенам они не потеряли свою внешность, своей стати, мужественности, своих голубых глаз и белокурых волос. Как им это удавалось? «Третье сословие» – земледельцы-славяне обеспечивали все племя  хорошим питанием и бытом. Они возделывали поля,  жали хлеб, охотились, разводили пчел и домашний скот, собирали грибы и ягоды, лечебные травы, строили дома, бани и корабли. Все это они делали, пока их «вторая половина» уходила в дальние походы  или торговать в другие страны. Кимвры отсутствовали годами, и где был должен жить их «свят-царь»? Конечно, в обустроенном стане славян. А когда воины и торговцы возвращались, они, естественно, шли туда же, поскольку  едва ли у кого их них были дома и семьи.
       Собственно говоря, это были своего рода военные поселения для нужд армии. И когда
Худад ал-'алам пишет: «Страна [русов]. Это большая страна, и народ её плохого нрава, непристойный, нахальный, склонный к ссорам и воинственный. Они воюют со всеми неверными, окружающими их, и выходят победителями. Царя их зовут хакан русов. Страна эта изобилует всеми жизненными благами. Среди них есть группа славян, которая им служит»,- возможно, он не понимает  истинного положения дел? Конечно, армейские – плохого нрава, непристойные, нахальные, воинственные, ну а какими еще должны быть люди, чье ремесло – убивать? Однако славяне не «служили» им, а обеспечивали по закону всем необходимым: кормили, лечили,  обмывали, одевали и пускали на постой в свои семьи. Это ничем не отличается, положим, от тех военных поселений, которые по распоряжению Александра Первого построил в своем имении Грузино под Новгородом его наместник  Аракчеев.
          Увы, и «крепостное право» формировалось тогда же. Славянина могли сделать рабом и продать в другую страну. Но как  земледелец становился рабом? Скорее всего, за долги или  за отказ  обслуживать воина. Да мало ли – за драку с солдатом, из-за женщины. Но могли «пруссы-русы» продавать красивых славян в чужие страны и «на племя» и еще как специалистов земледелия. В таком случае, это было что-то наподобие обоюдовыгодного контракта, на который славянин мог пойти ради больших денег. Но когда в армии не хватало  воинов, то славянам приходилось идти воевать – происходил такой же «рекрутский набор», как во все поздние исторические времена, включая современность.
        Такая система «государственного устройства» существовала и в древней Пруссии, где русы воевали и торговали, а славяне подчинялись русам и работали на благо  армии.
        Когда Видевут и его брат Брутено решили покинуть этот мир, они поделили страну на королевства по числу сыновей. Получилось, что  каждое королевство – это всего лишь город. По такому же типу  было организовано древнее государство Хеттия, в которой столицей-государством был город Пурусханда, которое существовало в 1600 году до н.э. И так далеко с исследованиями происхождения древней Пруссии еще никто не заходил. Но именно там, возможно, кроются многие ответы.


Рецензии