Вероника Трунова. Обзор конкурса Моё лучшее стих-е

Дорогие друзья!

В этом конкурсе читательский обзор стихов сделала Вероника Трунова. Она сейчас уехала в отпуск, но смогла выбрать время для такого подробного обзора. Спасибо ей большое! Если у кого-то из авторов есть вопросы или повод обсудить написанное, то пишите в рецензиях. Думаю, что Вероника всем ответит, хотя может и не сразу из-за отъезда.

И хочу также напомнить всем вам, что каждый автор (даже не участник конкурса) может написать такой обзор, послать его мне в почту chalita@list.ru, и он обязательно будет размещён на площадке в качестве отдельной статьи.

Итак, сам обзор.

В качестве введения:
1. Я по образованию (технарь) и в силу своей работы, считайте это профдеформацией,  придирчива к логике и стройности повествования, особенно в поэтических текстах. Но при этом хочу, чтобы поэтическая составляющая была на высоте. Как совместить? Умели и умеют многие, от солнца нашей поэзии до множества авторов на этом сайте.
2. Сегодня решила построить обзор, поделив лонг на группы, объединённые по какому-либо признаку.
3. Часто встречала, в обзорах ли, в ответах на рецензии такую реплику в адрес критикующего : "зато написано (с) душой".  И звучит это всегда, как противопоставление в адрес более технически совершенных стихов. Так вот:  такого противопоставление нет, и быть не может.  За редким исключением (набить руку в конкурсе, или этюде на заданную тему) все стихи написаны душой, тем более поданные в конкурс "Моё лучшее стихотворение".  Писать с душой не значит не работать над текстом, а такой аргумент говорит либо  о нежелании автора дорабатывать, либо о нехватке знаний в части технической составляющей.

Два стихотворения:
1. Екатерина Аметина «Молю Тебя, Господь, спаси и сохрани...»
22.Зайцев Вадим «Блажен, кто знал Духовный голод»
Комментировать не буду, ибо не знаю, как это сделать в силу их темы.

Первая группа: стихи о трагическом, болевом.
Ограничений на приём такого рода стихов в конкурсе не заявлено. Подавать их в конкурс или нет - выбор, в том числе этический, автора. Но раз уж поданы - выбор читателя, брать в свой шорт, или нет, написать пару строк разбора, или нет.
Когда ты пишешь такие вещи, тем более показываешь их, ты, прежде всего для самого себя, должен быть максимально точен и придирчив ко всему: от выбора логики и формата повествования до ритма и рифм, прорабатывать каждую мелочь.
Из этой группы мой выбор:
9.Галина Салаи «Незабудки». Хорошее. Сама когда-то давно пыталась написать на похожий сюжет, у меня не получилось. У Галины получилось. От построения: мирная картина первой любви, скромные, и оттого более дорогие сердцу цветы, до контрастного: остались только сутки до. Хорошо, что есть детали, уводящие от набившего оскомину общего к доверительному частному: скрипящие половицы, книжка. Не мешают мне и простые, незатейливые рифмы, хотя  "выть - забыть" в финале... всё же глагольными лучше не финалить, да и "домой - дорогой" очень приблизительная на фоне остальных, более точных. Ещё не очень нравится излишние общность и пафос предпоследней строфы.
2.Давид Синицын «На годовщину Зимней вишни»
Человек потому человек, что умеет сопереживать, чувствовать боль и радость других людей. И выразить эти сопереживания и боль в творчестве. Тем, что не отболело, оправдан некий сумбур, смятение чувств и строк, присутствующих в стихотворении. Но это не оправдывает низкого технического качества исполнения: неверное ударение (в с'ети,  а не в сет' и), обилие необязательных слов, так называемых втычек для закрытия "дыр" в ритме, не понятное для читателя, но достаточно длинное - на 2,5 строфы - повествование об истории фото в сети. Есть много ещё о чём поговорить бы, но если автору интересно.
13.Альбимарина «Про Реквием Анны Ахматовой»
Я знаю другие стихи этого автора: наблюдательные, тонкие, личные. А здесь я не вижу ни тонкости наблюдения,  ни личности автора. Заранее прошу прощения за возможно резкое  суждение, но для меня этот текст всего лишь набор общих фраз, констатация всем известных фактов, не более. И, к сожалению, поэтические средства выражения чувства, мысли здесь практически отсутствуют, и с рифмами беда.

Вторая группа: лёгкие стихи
Лёгкие, написанные лёгко-бодрым тоном, где-то в шутку, где-то с шуточками, они не должны быть легковесны. В каждой шутке есть только доля её...
5.Николай Кладов «Робинзон и его женщины». Думаю, мотивировав свой выбор при голосовании, морального права комментировать не имею))
12.Неутомимый Читатель «Загадать желание»
Несколько условно отнесла к лёгким, финал всё же грустно-философский. Несмотря на то,  что наряду с интересными рифмами есть банальные, что к концу текста появились слова-втычки, в целом стихотворение оставило хорошее впечатление.  И, главное, оно лёгкое, но не легковесное.
14.Лёля Строптивая «Параллельные миры»
И тоже условно отнесено к лёгким. За ироничный тон, за попытку просто о сложном. Стихотворение новое, читала в конкурсах на площадке Елены другие стихи этого автора, и знаю, она может лучше. Можно и со знаками препинания доработать, и с переходами, а здесь: "Я из этого..." заменила бы на "Где из этого". Вообще думала, брать в шорт, не брать, но взяла, две финальные строки добавили жирный плюс на весы.
16.Аомори «Натаха и Росомаха»
Почти монорим, если бы не каждая пятая строка. Ну, пусть на две рифмы будет. Что ж, автор рифмовать умеет, не поспоришь. Но для меня, уж простите, совсем мелкотемье - стихотворная сплетня под бутылочку. Судя по фразе:
Видел телеинтервью!(с)  рассказ ведётся от имени мужчины. Так вот, не верю, ну не верю, что мужчина сплетничал так.))
К этой группе отнесу и
18.Вита Осенняя «Шарик, знай себе, летит»
Оно, и правда, лёгкое. Читается, воспринимается легко, несмотря на то, что глубокое, философское, с ясной жизненной позицией автора. Кажется, что и написано легко, но подозреваю, что за внешней лёгкостью стоит огромный труд автора. Наверное, есть к чему придраться, но мне не хочется, а это признак того, что стихотворение состоялось. Наряду со стихами Елены Картуновой и Екатерины Чаусовой в моей личной тройке лучших стихов лонга.

Третья группа: рефлексии.
Очень разные. Обычно такие стихи наиболее личные, наименее открытые читателю. Такие стихи - освободительное высказывания автора, когда они пишутся, мотив один - выговориться, облегчить душу. А найдёт ли такое стихотворение отклик у читателя, зависит от того, насколько общо личное переживание автора, и насколько на одной волне с ним находится конкретный читатель. И насколько выразителен поэтический язык.
4.Евгений Аксельрод «Море»
Хорошее оно, понятное. Я долго думала, брать ли его в шорт, но немного не хватило для этого. Есть шероховатости и вопросы, которые не позволили мне проголосовать за него.
6.Елена Графская «Белые ночи – неизбежность»
Что хорошо: ритмический рисунок, тягучие слова работают на то, чтобы подчеркнуть душевное состояние ЛГ.  "Обречённая усталость" и, особенно, "лучезарное проклятье," - очень хорошо. Что не очень хорошо:  рифм интересных я не увидела, и сама тема: частные переживания ЛГ (я так поняла здесь между лиргероем и автором стоит знак равенства) широкому кругу читателей не очень интересна. И пояснение в конце: ох, ну зачем оно? Дайте мне, как читателю, шанс. Шанс расслышать стихотворение по-своему.
15.Андрей Королёв 7 «Истина в вине»
Симпатичная рефлексия на вечную тему ухода от проблем и поиска истины с помощью алкоголя. Мне вообще импонирует, как пишет Андрей, как он мыслит. В этом стихотворении есть и авторский свежий взгляд на отдельные вещи, образы авторские есть, но и набившие оскомину общие фразы тоже есть. Просится шлифовка в части знаков  препинания, выравнивание лексического ряда: ну к чему здесь удел, да ещё в составе такой неловкой конструкции:
"Блажен, кто испытал хмельной удел!"?  В целом близко к моему шорту, не хватило чуть-чуть.
25.Екатерина Чаусова «Уравновешенное»
Одно из лучших в лонге. И схема рифмовки со сквозной рифмой по четвёртым строкам, и то, что строки эти укорочены, и то, как органичны рифмы тексту, всё замечательно здесь. И чудный финал.

Четвертая группа: коты Светланы Джой
Люблю кошачьих, уважаю их. И стихи Светланы про котов симпатичные, добрые светлые.  Отчего не в шорте-то?
10.Светлана Джой «Кот, гармошка и так далее...»
Вот немного не хватило. Сама идея и завершающая строфа чудо, как хороши!  Внимание к деталям:
Чтоб хлебушка купить немножко. (с). Не, ну среди моих шести котохвостов есть одна, что любит ржаной хлеб, да так, что откусывает от куска, но чтобы кот денежку собирал на хлеб? И русалкина черепушка ещё помешала. Всё понимаю, ирония, лексика стиха снижена, но мне через чур.
11.Светлана Джой «Дождливый кот»
Хорошее технически, рифмы симпатичные. Грустная сказка со счастливым концом. Но мне понравилось меньше первого котостиха. Не хватило того, о чём я писала ранее: стройности и логики в повествовании,  отдельные фразы и образы, нмв, подвисают сами по себе, особенно третья и четвёртая строки.


Пятая и последняя группа: не вошедшие во все предыдущие.
3.Омарт Криевс «Нечитанные строки»
Для меня очень неровное стихотворение: есть очень симпатичные моменты, первая строфа, например, сравнение единого начального  языкового поля (а вся строфа о том, что "и было это слово Бог") с океаном и морями. Но тут же финал строфы "убивается" не рифмой "мечты - труды".  Ещё хороши эти строки:
Ни мёртвая, ни добрая – ни злая;
глядит забытая строка немая. (с)
А дальше... Мысль авторская продолжает работать, а вот поэтическая составляющая идёт явно по пути снижения, начиная сбивать читателя и с логического пути. Огрехи с рифмами и фонетикой также  имеют место быть.
17.Марина Сахарнова «Всем нам пример»
Милое, доброе стихотворение, навеянное фото из интернета. Но хочется немного большего в части проработки деталей. Девчушка лет двух - пишет автор, тогда откуда в ней "великодушье", вполне себе взрослое качество? Для рифмы к простодушью? Или вот
Умом пытаюсь осознать : (с), а разве можно осознать чем-то иным, чем ум? И таких нестыковочек по тексту хватает.
19.Екатерина Аметина «На берегу мечты».
Для 14 лет стихотворение неплохое, не более того. У меня вопрос к автору: неужели за несколько лет не было написано ничего лучше? Автор, а отклик на Ваше стихотворение не боитесь в текст добавлять? В этом конкретном случае он не лучше Вашего детского стиха, а если бы был сильнее? Ваше на его фоне может потеряться...
20.Галина Ковальчук «Рыжее-белое»
Мне очень всё нравилось до последних восьми строк, даже не хотелось внимания обращать на отдельные моментики, и не буду здесь о них. О хорошем начну.
Например, "... насугробило,
ножкой притопнул мороз" - ну здорово же!
А потом моментики сами стали бросаться в глаза:
Время такое же - чересполосица
то хороша, то черна, (с) -
То хороша, то черна - к чему относится? К чересполосице? Не логично. Ко времени? Тогда по родам не сходится.
И весна-раскрасавица, сколько раз и в скольких стихах это было?
21.Ольга Светова «Потом»
Хорошее, жизненное. Есть ощущение, что все мы через подобное проходили, что всех нас подобные мысли посещали. Не обошлось ни без "ужей" для поддержания ритма, ни без вопросов, вот например:
Потом, потом, когда настанет осень;(с) - почему именно осень выбрана в качестве точки перехода?
Но, повторюсь, ладное, технически хорошо исполненное, отзывается. Нет причин не взять в шорт.
23.Луша Ступина «Пароходный роман»
И снова, как на качелях: что-то очень понравилось: чистые, трогательные, сентиментальные места: молодая пара, песня Антонова, вызвавшие тёплые воспоминания автора. И вдруг, на фоне целомудренной картины: "предавались любви..." Совсем из другой оперы. Или наряду с интересными рифмами, таки банальные, как "весна-волна", "туман-роман".
И снова, как в стихотворении Елены Графской, зачем-то дано пояснение, которое не даёт читателю простора для воображения, для собственных воспоминаний. Лишнее это, стихи должны говорить сами. И Ваше, Луша, вполне справляется с этой задачей.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.