Ддевятковская летопись-О деревне Паченке-Бачкиме

                ***

ДЕВЯТКОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ.

Деревня Паченка-Бачкима, в переводе по некоторым
Владимир Девятков
Тавдинская слобода.

Не уважение к предкам, есть первый признак
дикости и безнравственности.  А. С. Пушкин.

Кто за нас когда-либо думал. Кто за нас думает теперь?
П. Я. Чаадаев.               
                Философические письма.

Чтоб историю писать, нужно предков выяснять.
Кто, когда, какие годы и, какой они породы.
Жили в той или другой деревеньке их родной.
                10 марта 2011г. 18ч. 30м. Д. В. П.

Документы этой деревни писал самые первые. Так хотелось быстрее всё написать, что не обращал внимания на числа и месяцы.Получился первый блин не комом, но к научному исследованию не годится. Если хватит сил, то постараюсь довести эту работу до конца. Внизу этой книги имеется надпись "Личная перепись 1875 г. Такой государственной переписи, нет.Дело в том, что между ревизской сказки 1858 года и всесоюзной переписью, имеется провал во времени 39 лет. За этот период не имеется связки около 30 процентов. Так, что добавлял отсутствующие связи из метрических книг. В таком виде человеку легче найти продолжение своих предков. Всё это дорабатывал с 1897 года,в чём и подтверждается документом из Тюменского государственного архива.

                Управление по делам архивов Тюменской области.

(ГБУТО ГАТО) пр. Геологоразведчиков, д. 2\1 т. (3452) 32-15-40. факс32\16\66. 15\05\2013 № 299. на № б\н от 14\05\2013. Девяткову. В. П.
Уважаемый Владимир Прокопьевич! В отношении сведений, подтверждающих Вашу работу с архивными документами в читальном зале сообщаем следующее: в госархиве имеется личное дело пользователя читального зала Девяткова В. П. Хронологические рамки дела 1987 – 2011 гг. В деле имеются заявления на работу с архивными документами по составлению родословных, заказы на выдачу дел (метрические книги, посемейные списки, ревизские сказки и др.).
Директор О. П. Тарасрва. А. Ю. Левченко. (3452) 32\16\66.
Девятков Владимир Прокопьевич 77 лет.27\03\2016 г.

По историческим документам, Нижнетавдинский район родился в 1583году, (1 июля) нового 12 июля, с момента битвы Ермака с князьком Паченгом – Печенгом на  речке Бачкиме – Паченке. Регистрация Нижнетавдинского района произошла 1621года. Тобольским архиепископом Киприяном, что отражено в трудах Петра Буцинского стр. 156, а также других выдающихся исследователей.

Хотелось бы сделать такое предложение: «Рождение Тюменской области считать с 12 июля 1583 г, этим восстановится историческая справедливость, которая подтверждается всеми историками по изучению Сибири, в этом случае подчеркнётся наиважнейшее значение освоения этого Сибирского края казачьим предводителем – Ермаком»

«ТЮМЕНСКАЯ ПРАВДА». № 245 (16955) среда, 29, дек.  2004 г.
                «ЧТО В ИМЕНИ ТВОЁМ?»
Тюменские краеведы и историки называют
Владимира Прокопьевича  Девяткова подвижником. И это действительно так. Результатом его многолетних поисков в архивах стала только что увидевшая свет интереснейшая книга
«Крестьянство Зауралья 18-19 вв. по материалам
Нижнетавдинского края, издательство (Вектор Бук). Материал книги очень ценный, но вышла книга настоящим ералашем.
«Автор- выходец из потомственных крестьян в 14лет, в 1953г, его заинтересовала судьба родных, история своей семьи. В поисках корней Девятковых, Петрушиных, Черепановы, Коноваловых, мальчишка отправился, по благословению своей прабабушки Сигклитикии Никифоровой, пешком по деревням, собирая сведения о предках. Исходил Паченку, Нижнюю Тавду,
Летнюю, Берёзову, Ерёмину,  Андрюшину, Черепанову.   
В середине лета 1952года решил пройтись по деревням Нижне-Тавдинского района. Вышел из города Тюмени около 10 часов утра. Был ясный тёплый день. Обувь на мне была лёгкая-поношенные полуботинки. Пройдя по тракту километров пятнадцать, стала отлетать подошва на одной ноге. Перевязал прутьями тальника. Вскоре, тоже, произошло и на другой, и так по нескольку раз. Не доходя, до села Велижанского сбросил, сколько можно её подвязывать? После каждой подвязки мог пройти метров 150-300, не более. Пошёл босиком. Всё надеялся на какую-нибудь оказию. Так и прошёл весь путь.  Не встретилось по нему ни одного человека, ни попутного, ни  встречного, ни одной подводы, ни по пути, ни на встречу. В д. Берёзовой старые люди показали, где купался в детстве мой папа - Прокопий Степанович. Место было не удобное, глубокое, а по берегам густые заросли деревьев. Лично бы я не отважился, да и деревенские ребята тоже. Отца не помню. На фронт ушёл, когда мне было два с половиной годика. Смелый был, коль такое место для купания выбирал. На четвёртый день решил возвращаться в г. Тюмень. Часам к трём дня пришёл в деревню Черепанову. Хотел снова пешком идти, но увидел полуторку, притормозил. В кузове сидели ребята в военной форме. Они ждали запоздавших товарищей и разрешили сесть в кузов. Оказывается, это были десантники, которые проводили учения. Они дожидались своих запоздавших товарищей и по их приходу мы поехали. Не представляю, как бы добрался до дому, если бы не эта оказия. Не малую половину пути пришлось бы идти в тёмное время. В те годы волков хватало. В архивах встречались записи: «Человек загрызен зверем». И всё-таки, этот мой поход по деревням, общей сложностью около 230 км, вспоминается с удовольствием.
После службы  Владимир остался на Камчатке, по началу работал матросом на буксире, типа - ЖК, во флотском простонародье его называют «Жучок», или «Ванька-Встанька», любые штормы ему ни почём. О нём не мало легенд сложено, которым ещё расти да расти до его настоящих мореходных качеств. Осенью 1962г. от Усть - Камчатского рыбо - комбината был послан учиться на курсы морских судоводителей в один из филиалов Петропавловского Камчатского мореходного училища, который находился  при Кировском рыбокомбинате, за счёт предприятия с оплатой сто процентов заработка. Перед государственными экзаменами в один из классов зашло несколько курсантов. Я взял мел, подошёл к доске и красивым почерком написал:
«Сыны моря, вперёд на штурм морской практики, с нами бог Нептун и Бом-брам-рей». Бом-брам-рей, это преподаватель морской практики Илья Фёдорович Бусин. Мы его очень любили. Он пришёл минут через пятнадцать, глянул на доску, покраснел от гордости, понял, что это в честь его и спросил: «Кто написал?» Ответили: «Девятков». Не поверил. Почерк у меня в тетрадях был не очень разборчивый. Впоследствии, при встречах с бывшими курсантами, они вспоминали этот призыв. Считаю, что это писание вселило людям гордость за выбранную ими профессию. Уверен, если, кто ещё жив и сейчас помнит его дословно. После учёбы работал на Тихом океане, Беринговом и Охотском морях в должностях: трал - мастер, помошник капитана, капитан.               
В 1970г. 11 июля Рыбацкий коллектив РБ -1161, Усть – Камчатского рыбокомбината, возглавляемый капитаном Девятковым Владимиром Прокопьевичем был занесён в районную Книгу летописи Ленинской трудовой вахты. Газета «Ленинский Путь». 11 июля 1970г. Суббота. № 83, (4064) Орган Усть Камчатского районного комитета КПСС и Районного Совета депутатов трудящихся.
Также, в эту Книгу трудовой летописи внесены и замечательные ребята - капитаны: Миша Чикунов, Коля Кукушкин. Добрым делом отплатил я Усть-Камчатскому рыбокомбинату за его заботливое ко мне отношение в истоках моей жизни и работы после службы на Военно-Морском Флоте Советского Союза. Спасибо.
В 1986 году окончательно прекратил работу на морях. Приехал в родной город Тюмень и перешёл на оседлый образ жизни. С этого же года решил возобновить свои поиски «генеалогического древа». В архиавах проводил все отпуска. С уходом на пенсию в 1993г.- и вовсе стал их постоянным посетителем. За эти годы  исписаны десятки общих тетрадей, скопированы 600 листов старославянской вязи и древнерусской письменности. Особенно уделяется внимание по Покровскому селу, где не мало родственных линий, таких как: Голяковых, Свистуновых, Пуртовых Коноваловых и других, которые в той или другой степени связаны родственными узами со знаменитым старцем - Григорием Ефимовичем Распутиным, о нём ещё много и много можно узнавать. Дело в том, что дальними родственниками по всей Западной и не только ей - Сибири, есть множество их под разными фамилиями. По существу, они все родные. Выпади где- нибудь, из какого-нибудь кирпичи родословной, хотя бы один и не родился бы Григорий Ефимович Распутин, он же Роспутин, Как писалось в метрических книгах в 17ом и 18ом веках. В частности удалось выяснить настоящее происхождение его фамилии. Много о ней, судачили, гадали, говорили и говорят настоящую нелепицу. А ларец открылся очень просто. РГАДа. Ф. 214. Кн. 70. Л.44 об. 1636год. Никитка Ерьев Онежанин прозвищем Неудачка с детьми: Кондрашкой да Заворошкой, да Стахейком с Роспуткой. Вот и получается, что фамилия эта родилась точно так же,  как и многие другие русские, т. е. от древне - русского имени - Роспутка, как и фамилия - Ивановы от имени - Ивана. А гляньте, каков корень!!!: Рос. Роса. Россия. Российский. Рослый. Роскошный. Григорий настоящий патриот своей Малой Родины, он многое сделал для неё и своих земляков, да и прославил село Покровское на весь мир.
Имеется очень далёкое родство  и с Семёном Ульяновым Ремезовым. Многое сделал Семён Ремезов для мировой науки. Только одна его работа по составлению карты долины и русла реки Оби чего стоит. Если сравнить эту карту спустя 400 лет с современной, то результат его наиважнейшей работы очевиден. Какая бы разница в  площади этой долины, или какое изменение русла реки не были, всё очень важно для мирового сообщества учёных всего мира. Самое главное, есть от чего оттолкнуться. У нас с ним общий предок, его дед Мосей Ульянов Ремезов, есть мой пращур по линии Ерёмы Мосеева. Сам Мосей не единожды был схож с высшей Российской властью. Был он помошником воеводы, заведовал и другими разными отраслями. Правда, их в семье было несколько Мосеев. Скажем, в то дальнее время не редко можно было встретить нескольких братьев с одним и тем же именем.
И. 47. оп. 1. д. 726. л. 3об, ГАТО.                1687г.
Сергей Галактионов, у него дети: ПЯТЕРО Ивашков, да Савка, да Федька. Сергей и Гришка Галактионовы. Сергея дети: Иван, да Иван. Племянники: Пётр да Стахейко. Из всего этого и появилось достаточно много фамилий. Мосей Меньшой -  дед  Семёна Ремезова в дальнейшем мог носить фамилии: Меньшов. Меньшиков. Малышев. Там, где пять Ивашков: Меньшов. Второв, Третьяков, Четвёркин, Пятёркин. Считаю, что и Восьмёркин, и Девятков, и Десятков, фамилии произошли по этой же схеме, а  там где двое Ивашков, там тот же Малышев и Старшинов, а когда трое, то и Серёдкин. Перепечатано  в сокращённом варианте и с дополнениями со вновь появившимися архивными документами.               

Впервые обратился в ЦГАДА в конце 1987г. 119817, Москва, Б. Пироговская, 17. Получил ответ. 25. 05. за № 532.
Директору Новотавдинской школы 625035, Тюменская обл.
 с.  Новотавдинское. 625035, Девяткову В. П.
В центральный архив древних актов СССР обратился Девятков В. П, с просьбой сообщить время основания деревень Слободо-Тавдинская.

 Сообщаем, что первые деревни были основаны в 17 веке.
 Так село Тавда впервые упоминается в 1625г, в числе
вотчин Тобольского архиепископа. Село тогда стояло из
 двух частей: Село на реке Тавде, где жили поп Стефан,
 приказной человек архиепископа Иван Бовыкин, тут же
находились четыре крестьянких двора – Богдана Никонова
 сына Попова, Сипы Никитина сына, Терентия Иванова сына
 Дядина, Ивана Феофанова сына Нагибибы. В селе находилась
не давно построенная (не освящённая и не имевшая названия)
 деревянная церковь. В пяти верстах от села на речке
 Бачкиме находилась деревня из 18-ти дворов. Среди
дворо-хозяев – Сергей Иванов сын Коновал. Семён Васильев
 сын Шангин. Антроп Агеев сын Зверев и др.
Этот документ подтверждает то, что село на реке Тавде и
 деревня, не имеющая названия на речке Бачкиме, является
одно целое, то есть: «Тавдинская слобода».
Через 11лет в Слободе прибавилось ещё два двора.
 (Ф. 214, кн. 77, лл. 42об-44). Тавдинская  слобода.
 Переписная книга. (РГАДа, ф. 412, кн. 70. л. 42об.)               
Тобольском уезде на реке Тавде архиепископле
вотчина    1636г.
 Тавдинская слобода, а в ней по переписным книгам
 тобольского боярского сына Гаврилы Грозина в житницах
 архиепископлях хлебных запасов по пересмотру сто семь
четей ржи, сто четыре четей с осьминой семени, шестнадцать
 чет овса, шестнадцать чет ярицы. Чет пшеницы в казённую


меру под гребло, да в долгу по сказке Тавдинской слободы
приказщика старца Прокофия, да той же Тавдинской слободы
Троицкого попа Стефана, что роздано из Софийских
и Тавдинских  житниц Софийским и Тавдинским крестьянам
 софийского казённого хлеба в прошлом 1634году на семена
 и имена в кабалу шестьдесят четей ржи, девять четей
ячменя  осьмина ярицы.
А крестьяне той вотчины: Богдашко Никонов Попов.
Ивашко Феофанов Нагиба. Антропко Агеев Зверев.
Петко Григорьев Черепан. Яшко Фёдоров Зубарев. Семёнка
Миронов. Ярко Архипов. Бессонко Полмитов. Тимошка Савельев
Зырян. Серёжка Иванов Коновал. Терёшка Иванов Борода.
Семёнка Клементьев Резвой. Патракейко Данилов.
 Терёха Дядин. Якушка Конаков. Гришка Борисов.
 Семёнка Борисов Шангин. Паршук Кириллов. Евтюшка Еремеев
 Стерлядев. Петрушка Игнатьев Кривой. Силка Никитин.
Гришка Кривой. Микитка Силевёрстов. Андрюшка Коновалов.
К 1662г. население Тавдинской слободы значительно возросло, Что вызвало необходимость заново переписать население слободы,
одновременно выясняя, откуда переселились новые жители
 села. В основном это Северные районы Европейской части
 России:  Холмогоры, Устюг, Соль Вычегодская, Хлыновск,
 область р. Камы.
В 1684г. (по дозорной книге вотчины Тобольского
Софийского дома) население Тавдинской Слободы ещё более
 выросло. В числе её появляется селение Старый погост
на речке Паченке.
Поправка: «Тут дело в том, не появляется селение
Старый погост, а даётся новое название деревни Паченки,
 которая находилась на 1625 год на речке Бачкиме - Паченке
 и не имела названия». Речка Бачкима – Паченка и деревня
не имеющая названия – Старый погост, это одно и тоже.
 Само же село Тавда так и стояло на реке Тавда. 
Эта последняя строка, явилась КЛЮЧИКОМ,  для,
географического и  истрического открытий, то, что
 Старый погост на речке Паченке на 1684г, и деревня
не имющая названия на 1625г, на речке Бачкиме, есть одно
и тоже.
На самом деле Тавдинская слобода впервые
 упоминается в 1621 году, когда её основал Тобольский
 АРХИЕПИСКОП КИПРИЯН. В этом году в первых числах июля
сделал заимку при устье реки Ницы и поселил на ней восемь
 семей крестьян, которых вывез из Руси. Это было началом
Усть Ницинской слободы. Почти  однвременно основал
 и Тавдинскую. На этот период Тавдинское село уже было
 заселено крестьянами деревни Паченки, так что, не
основывал Киприян Тавдинскую слободу, а только
зарегистрировал, поселив там одновременно своего
 приказного человека Ивана  Бовыкина. Если считать,
 по Есиповской и Кунгурской летописямии и другими,
то население деревень, которое существовало на
 реке Бачкиме и её окрестнстях, ни какого исторического
 движения не вершили? Как всё просто у заморских, да
и отечественных историков. Получается, что ни когда и
ни кто из них не бывал, ни в Тавдинском селе - слободе,
 ни тем более в деревне Паченке в начале 16го века, кроме
 Киприяна. Официально других деревень не было,
ни в 1621г, ни в 1625, ни в 1633, да и на 1662г.
 Заимок было несколько: Курьянская, Сосновская,
Маслянская, Летняшевская, Берёзовская, но они ни в
одном архивном документе не упоминаются, не исключением
является и Тавдинское село, которые и стали в последствии
 деревнями и слободой. Такая классика, почти  всех
деревень и сёл Сибирской земли со времён первых их
 поселенцев. Редактировал Девятков Владимир Прокопьевич
после получения документов из РГАДА в 1990 году.
               

В 1639 году в Тавдинской слободе было 79 человек.
Жалование священно - служителям: Протопоп 25 руб, хлеба 60 чет. Продиякон 15 руб. и хлеба 36 чет. Свящ-ки по 10 руб. 26 чет.
Ветераны и соратники, служившие в Сибири при атамане Ермаке, на 1632г. В «Старой сотне» казаков было 112, они и  участники битвы на реке Паченке-Бачкиме, которые  брали Паченку - деревню, не Имеющую названия на речке Бачкима, среди которых ещё были атаманы:      
   1. Гавриил Ильин.
   2. Никита Панов, разгромил Демьянское княжество в 1583г,
                и те Пановы, которые в дальнейшем издавна проживали в  Тавдинской слободе, возможно, есть его потомки.               
   3. Савва Борбоша. 4. Иван Глухов.
   5.Яков Михайлов. 6.Савва Болдырей.
   7.  Матюшка Мещеряк, Позднее был казнён Самарским князем.
   8. Алексей Галкин, позднее был первым атаманом Берёзовских казаков, погиб в поездке в Мангазею в 1603г.            
  9.Молодой атаман Иван Гроза на Иртыше разбил Маметкула. 10. Митей Бритоусов.
Пятидесятники: 11. Осташка Антонов. 12. Ивашка Лукьянов.
     Десятники: 13. Ларка Сысоев.14. Дружина Васильев.   
 15. Фомка Бородин.  16. Пашка Ерофеев.   
 17. Есаул Богдан Брязга, погиб на озере Бабалацком.
 18. Казак Черкас Александров.            
  19. Казак Илья Ермила – бывший остяцкий князь принявший крещение. Это то, что удалось найти.
      20.Казак Иван Александров. «К истории Сибири».
Все казаки «Старой сотни» служили при Ермаке и в Сибири от 40 до 50л. Многие уцелевшие дожили до глубокой старости, до 100 и более лет.  Пётр Николаев Буцинский л. 91.               
Князь воевода Горчаков и Никифор Траханиотов основали крепость в устье р. Пелым в 1593г. В этом походе учавствовали и казаки ветераны Ермака. Г. И.Скрынников л.68, л. 152.
Оклад атамана, 25 руб. хлеба 25 чет, овса 25 чет.
Сотники, 12 р. хлеба 12 чет, Овса 12 чет. Десятники: 5,5\ 5,5\ 5,5.
Рядовые, 5\5\5. Боярские дети, 10 руб. хлеба 10 чет, овса 10 чет.
В казаки верстали на службу с 15 л. Иногда и младше.
Алёшка фёдоров сын Аксёнов.
 Митька Арапов служили с 14л.
Гриша Болтин с 13л. Ивашка Ключаров с 12л.
 Андрюшка Кондаков с 10л.
Андрюшка Торопчанинов с 9л, его сразу посвятили в десятники, да ещё с женатым окладом. Лист 175. Беспаловы.


Рецензии