Люди-Х. Японская гравюра

В ветвях раскидистой чинары,
Воздевшей руки над рекой, -
Как на гравюре Утамаро, -
Есть сердца иероглиф мой.
 
Цвет ночи бархатный - в велюре
Причёски гейши вижу я
У зеркала, где на гравюре
Течёт волос её струя...
 
Изящней не найти предмета,
Что может вдруг свести с ума
Во мне художника, поэта...
В гравюрах этих - жизнь сама!
 
Увижу лик в застывшем миге,
К нему вплотную подойдя,
Я на гравюре Хиросиге
Увековеченный дождя -
 
В жемчужной пыли на поляне,
Застывшей мутной пеленой:
Идут в село с полей крестьяне
К мосту над бурною рекой...
 
Свои оценки не дерзаю
Произнести я как-то вслух,
Когда "Волною" Хокусая
Души моей мне сводит дух...
 
И меркнут в древнем храме Эдо, ***
Волнующей мне каждый нерв,
Цивилизации победы
На прахе миллионов жертв...
 
Мне кажется, весь мир "покоцан"
Своей дешёвой крутизной;
А тут со мной, в Киото, Моцарт
С симфонией сороковой!
 
Ей майко-сан своими сабо
Отстукивают звонко такт...
Акутагава. Кобо Абэ. -
Вот красота. Вот это факт!
 
И дух сакуры и сосны с ней
Сливаются в единый микс
В какой-то призрачной отчизне
Для всех людей с пометкой - Икс...
 
В том эстетическом балансе,
Живущем в стержне Красоты,
Со злобой не найти альянса,
И мрут в ней алчности мечты!
 
Пока полей магнитных волны,
Дух, восхищение несёт, -
То в этом смысле, безусловно,
Сей мир лишь красота спасёт!

Но очень много есть уродов,
(Вот так и пал великий Рим!)
Мечтающих, чтобы свобода
Могла дать проявиться им!

Когда-нибудь, в грядущих эрах -
Теперь пока это мечта,
Но станет в жизни прочной мерой
На всё на свете - красота!
 
Когда искусство станет нормой,
То в торжестве добра, любви,
Не будет в мире злобы чёрной,
Не станут реки течь крови!
 
И я по древнему Киото
В каком-то полусне бреду,
И сердцем слышу я, как что-то
Мне шепчут листья на ходу
 
В таких орнаментах чудесных
Переплетения ветвей,
Что требуют лишь только песни
В душе восторженной моей!
 
И кажется, что в мире этом
Япония - огромный храм,
Единственный  для всех поэтов,
Всем - вечным Красоты рабам!

*** Исторический период эпохи Эдо. (М. Ч.)
 
02. 05. 2016.


Рецензии