Мелодиям, давно в душе звучащим...
Идут, как правило, похожие на смену,
Не лучшие причём... гораздо чаще —
Им вкус хороший знает правильную цену...
Для уха чуткого невыносимы,
Им сплошь и рядом сами поверяем чувства,
Момент... и на пюпитре пианино
Тетрадь измятая с попсой дурного вкуса...
Нас трогают... над ними дух не властен!
То сразу в слёзы, в смех, то как дитя смущён...
Закиснул здесь бы гениальный мастер
— Какими чувствами горит и окрылён?
И позавидовал бы музыке плохой
— Сродни любви самой... обыденной, земной...
Свидетельство о публикации №122071103715
«Мелодиям, давно в душе звучащим...»
В этом коротком, но многозначительном стихотворении Руби Штейн обращается к теме вкуса, памяти, музыкального и душевного слуха, раскрывая её в неожиданной и почти парадоксальной лирической тональности. Автор как будто примеряет маску эстетического судьи, но быстро сбрасывает её, обнаруживая не столько эстетические, сколько экзистенциальные, эмоциональные основания своих размышлений.
Первая строфа задаёт тон всему стихотворению:
«Мелодиям, давно в душе звучащим,
Идут, как правило, похожие на смену…»
Перед нами — душа, пережившая первичную волну подлинной мелодичности, ту самую, что западает глубоко и оставляет неизгладимый след. Но её вытесняют вторичные, похожие, подражательные формы — «не лучшие», и именно чуткость к подмене подлинного симулякром становится нервом этого текста. Тут не о вкусах — здесь о боли от их утраты.
«Для уха чуткого невыносимы,
Им сплошь и рядом сами поверяем чувства…»
Автор точно улавливает внутренний конфликт чувствующего человека: ухо и душа в современном мире вынуждены сталкиваться с «музыкальной» (а шире — культурной) средой, в которой всё чаще звучит «попса дурного вкуса», записанная в «измятую тетрадь на пюпитре пианино». Это — яркий и ироничный образ, в котором совмещаются банальность и порча, механическая репродукция и забытая органика. Образ пианино — знак прежней гармонии, но на нём играют фальшивую партитуру.
Третья строфа строится на внутреннем напряжении, которое разряжается вопросительным финалом:
«Нас трогают... над ними дух не властен!
То сразу в слёзы, в смех, то как дитя смущён...»
Здесь автор переворачивает вектор критики: оказывается, даже «дурная» музыка, даже эмоционально примитивное может тронуть, взволновать, пробить оборону разума. В этой честности — сила: Руби Штейн не возвышается в позе сноба, а признаёт иррациональную силу обыденного искусства, которое — как и обыденная любовь — может быть безыскусным, простым, но реальным.
Финальный дистих звучит почти как философская отповедь самому себе:
«И позавидовал бы музыке плохой —
Сродни любви самой... обыденной, земной...»
Вот здесь вся глубина стихотворения раскрывается полностью: плохая музыка — как плохая любовь — может быть живой, телесной, настоящей, пусть и не возвышенной. Эта концовка разрушает границу между эстетикой и жизнью, и оказывается, что живая эмоциональность ценнее безупречного вкуса.
💬 Заключение
Стихотворение «Мелодиям, давно в душе звучащим…» — мудрая, самоироничная и тонкая медитация о вкусе, чувственности и подлинности. Оно уместно противопоставляет культуру памяти культуре симулякров, но отказывается от морализаторства, признавая, что даже самое «вторичное» может тронуть душу. Стилистически текст насыщен мягкой иронией и точными образами, а его финал обладает почти афористической силой. Это — лирический эссеизм, облачённый в строгую четырёхстопную строку, но пробуждающий куда более масштабные размышления, чем позволяет его скромный объём.
Оценка: 9.5 / 10
(за тонкость, честность и философскую интонацию).
Руби Штейн 17.07.2025 17:46 Заявить о нарушении