Только знаю

***********************************

Я не лучше других и, быть может, не хуже,
Я живу на планете с названьем "Земля",
Если я ещё здесь, значит я ещё нужен,
И поэтому мне оступиться нельзя.

Мне нельзя предавать - ни своих убеждений,
Ни желания жить, эту землю любя,
И уметь понимать суть людских отношений,
Даже если однажды кто-то предал тебя.

И обид не таить, если горько и больно,
Просто верить и знать - "только бог им судья",
И не лгать никому, ну, а если невольно
Ты во благо солгал - значит предал себя.

Я, конечно же, знаю, как легко обмануться,
Когда мёд ядовитый течёт по устам,
Важно ложь распознать, как от бреда проснуться,
И отныне не верить сладким речам.

А ещё мне знакомы реалии жизни,
А реалии нынче, увы, таковы -
По земле, как по телу, жестокости брызги
Рассыпают не люди, а зло воплоти.

Я не лучше других и, возможно не хуже,
Только знаю, что я не отдам никогда,
Ни в какую житейскую жуткую стужу,
Нашу светлую Русь и не предам Христа.


Рецензии
Я, конечно же, знаю, как легко обмануться,
Когда мёд ядовитый течёт по устам,
Важно ложь распознать, как от бреда проснуться,
И отныне не верить сладким речам.

***

Чтобы не предать Христа, нужно помнить, что самый большой грех - это гордыня и своеволие... А самая большая христианская добродетель - смирение...Главная заповедь "возлюби ближнего, как самого себя".. А в перечне смертельных грехов - один из первых - "не убий"...
Я всегда исходила их этого... Всё остальное - это земное...
Как сказал в романе Булгакова Воланд : "Нет злых людей, а есть несчастные"..

Спасибо, Серёжа! Хорошо, что ты любишь Родину...я тоже...).

Ольга Заря 2   13.07.2022 12:15     Заявить о нарушении
Здравствуй, Оля. Согласен с тобой и с заповедями, только вот не согласен с Воландом. Воланд, он на то и сатана, чтобы так изощрённо оправдывать зло, отрицая злых людей, а по сути, возводя их в разряд несчастных. По этой логике получается, что пострадавшие от этих "несчастных" просто должны быть счастливы. Не суди строго моё словоблудие - может это Воланд меня сбивает с толку? :-)

Сергей Ошейко   13.07.2022 16:12   Заявить о нарушении
Серёж, люди рождаются одинаково по Образу и Подобию, злыми они становятся в окружении злых и становятся уже не Подобием, а подобием людей, а не Бога...
Я читала давно уже притчу о нищем, который вышел на дорогу, увидел всадника и протянул руку, чтобы попросить у него милостыню... Всадник отлупил его плетью и ускакал...
Нищий поднял руки вверх и попросил у Всевышнего:"Господи, дай этому человеку счастья"... Другой нищий услышал это и спросил:"Почему ты просишь для этого злого человека счастья? Он же избил тебя..."
Нищий ответил:"Если бы он был счастливым, он бы не сделал этого"...

Здравствуй, мой думающий Друже!)
Так что в этом случае Воланд, видимо, прав...Это я так думаю...
Я тоже всегда молюсь за врагов и прошу их сделать счастливыми, чтобы на земле было меньше зависти..))

Ольга Заря 2   16.07.2022 09:10   Заявить о нарушении
Извините, Оля и Сергей)
Уж больно тема интересная!

Оль, неужели ты вправду веришь, что правду может говорить тот, кто "не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Ин 8.44)??

Конечно, счастье и зло несовместимы. Но тебе не кажется, что не зло от несчастья, а как раз наоборот: зло с необходимостью влечет за собой несчастье? И хотя разница вроде слабо ощутима, но принципиальна. Ибо иначе все те, кто не вполне счастлив, должны быть злыми, но те же Иов и Лазарь почему-то таковыми не стали!

Потому неверен расхожий тезис: что зла как такового нет. Есть отсутствие добра. Но по аналогии - отсутствие правды отнюдь не всегда ложь. Смолчать - это и правды не сказать, но и не соврать. Это именно ОТСУТСТВИЕ слов. А ложь - это уже иное: это вполне словесная субстанция, являющая несущее сущим.

Так и зло - нечто вполне сущностное, а не просто удаление от блага. И оно заинтересовано в оправдании, я считаю, Сергей прав; оно и выводит себя от несчастья и лишения. Тогда как лишение и несчастье не причина, а следствие.

И факт несчастья не отменяет того, что страдает носитель зла.
Ибо я никак не могу согласиться с Воландом, что Чикатило и Гитлер - люди несчастные, но не злые!

Нет, они злы, а потому несчастны! И злые есть, и именно потому есть несчастные!!

Илахим   16.07.2022 19:09   Заявить о нарушении
Здравствуйте, мальчики)
Вы оба очень умные, куда мне женщине до вас? С мужчинами не спорю...
Вот только вопрос у меня: Если Бог - есть Любовь, мог ли Он по ошибке создать злого человека?Чтобы изначально - рождённый в любви и счастье человек был злым? Мы же с вами сейчас о душе - это же она по Образу и Подобию? Ведь по вашим словам злость порождает несчастье. А что же порождает саму злость?
У Льва Толстого есть басня "ОТЧЕГО ЗЛО НА СВЕТЕ", там спорят об этом ворон, голубь, олень, змея и пустынник, который понимает язык зверей и птиц. Ворон считал, что всё зло от голода, когда и свет божий не хочется смотреть. Голубь считал, что от любви, когда ты заботишься о ком-то, а он пропадает, а ты его ищешь и попадаешь под ястреба, в силки, в беду... Тогда такое зло у тебя в душе, что и голод не страшен. Змея сказала, что зло от несмирения, когда злость тобой движет, всё раздражает, хочется укусить кого-то, сам себе не рад, вот и злишься, пока сам себя изведешь. Олень высказал своё мнение о том, что порождает зло. Он сказал, что оно от страха. То на собаку наскочишь, то на зверя, то на человека, то с перепугу свалишься в кручу...Спишь одним глазом и боишься всего до самой смерти...Страх - причина зла...
Но пустынник подытожил: — Не от голода, не от любви, не от злобы, не от страха все наши мученья, а от нашего ТЕЛА все зло на свете. От него и голод, и любовь, и злоба, и страх.

Вот я и подумала, что тот, кто смирен, умеет любить всё и всех, у кого нет страхов, у кого нет голода и злости, тот СЧАСТЛИВ...Он улыбается миру, Мы же знаем, что все глупости совершаются с серьезным лицом...
Я не обладаю мудростью, но умею чувствовать, умею идти на запах грусти, пытаюсь лечить раненые души словом, поэтому всю жизнь работала в школе. И моя правда была: детей плохих нет, они разные.
Злые дети - это несчастные дети в семье. Все эти дети были моими, им нужно было делать недоданное, чтобы из них не вырос Гитлер или Чикатило...
А по поводу правды, которой не может быть у Сатаны, я бы сказала так: У каждого правда своя, а ИСТИНУ мы ищем на земле, но она известна только Всевышнему...
И мне близко выражение, что темнота - это отсутствие света, а холод - отсутствие тепла)) По поводу молчания - это просто отсутствие речи, но оно, как мне кажется, может быть и правдой, и ложью...Об этом знает только сам молчащий...)
Хотелось мне промолчать сегодня, т.к. "мозги куриные", но вдруг начала писать ответ "дабы дурь моя была видна"))
Простите меня, что ушла от темы, это у меня всё не от ума))
Здравствуйте, Серёжа и Миша!)

Ольга Заря 2   17.07.2022 16:18   Заявить о нарушении
*** не делать, а додавать - планшет изменил!))

Основная мысль, чтобы не была зла - не душу подчинять телу, а тело душе, которая по Подобию) Всё зло от Тела...прав был Пустынник))

Ольга Заря 2   17.07.2022 16:26   Заявить о нарушении
Ну мы-то Оль и спорим по доброму, ради проблеска истины той самой, а не ради самоутверждений. И заведомо полагая, что любой из нас ошибиться может. И не все в принципе людскому разуму подвластно. Скорее мнениями обмениваемся)

Ну так человек и здоровым рождается. А подхватил инфекцию - все.
Так и носители зла; рождаются обычными, а потом... и так действуют, со лжи начиная. И им выгодно это мнение - что зла нет, а они несчастны, а не виновны в первую очередь. Но зло - вот оно, вокруг нас. Вполне наглядно. А злые дети порой не несчастные, а избалованные. В 45-м детдомы были забиты лишенными и несчастными, но не сплошь же злодеи вышли оттуда.

Ну, Оль, это редкий случай - врет молчание или нет.
Вот я спрошу: "У меня много глагольных рифм в эксе?". Ты молчишь. И в отсутствии правды (а хоть бы и слов) нет ни правды, ни лжи. Так иной раз и в отсутствии деяния ни добра ни зла. Я не беру случай бездействия и умолчания преступного, хотя ты права - и такое вполне возможно.
А тьма КРОМЕШНАЯ и враждебная благу - это, кстати, не отсутствие света. Даже с т.з. физики. Есть черные дыры, вакуум, пожирающий фотоны. И сущность у него есть! Так и зло: оно есть; оно паразитирует в носителях. Ибо представь обычную ситуацию: некто мажор насилует по уговору собутыльника, запудрив жертве голову. Собутыльник пусть трижды неблагополучен, но мажор? Просто от безнаказанной вседозволенности! И таких примеров масса, и не всякая недоданность влечет злодейство!

Во многом соглашусь, Оля. Понимая тело широко, как вообще материальный интерес. А между тем тело как наша оболочка - инструмент. Похоти от него, но решение принимает душа. И ответственность на обоих. Это как притча:

"Чтобы не умолчать и о словах пророка Иезекииля, сказанных о воскресении в его апокрифе, я предложу здесь и их. Иносказательно повествуя о праведном суде, в котором с душою будет участвовать и тело, он говорит, что у одного царя все его подданные состояли в ополчении, а незаписанных в ополчение было только двое, один хромой и один слепой, и каждый из них был помещен и жил особо. Царь, совершая брак своего сына, пригласил всех в своем царстве, а оставил без внимания двух увечных, хромого и слепого. Они вознегодовали в себе и умыслили сделать зло царю. У царя был сад, и слепой издали стал говорить хромому: сколько бы у нас было кусков хлеба от народа, бросившегося на веселие? Так давай же, отомстим ему за то, что с нами так поступил. Другой спросил: каким же образом? Тот сказал: пойдем в его сад и истребим, что есть там в саду. Но этот сказал: а как я могу это сделать, когда я хром и не могу ходить? Слепой отвечал: а я сам разве могу что-нибудь сделать, когда не вижу, куда идти? Но мы ухитримся. Нащипав вблизи травы и свивши веревку он бросил ее слепому и сказал: держи и ступай по веревке ко мне. Когда тот сделал, что ему приказано, и подошел к нему, хромой говорит: ну, будь ты для меня ногами и неси меня, а я буду для тебя глазами,сверху указывая тебе дорогу направо и налево. Сделав это, они сошли в сад. Наделали ли они там беды, или не наделали, – только следы их оказались в саду. Когда развеселившиеся гости пошли с брачного пира отдохнуть в сад, они изумились, нашедши в саду следы и возвестили об этом царю, говоря: «в царстве твоем все воины, и нет ни одного невоенного. Откуда же следы невоенных в саду»? Царь удивился. И так как это говорит притча, очевидно апокрифическая, то она говорит приспособительно к человеку, а Богу нет ничего неизвестного. Повесть говорит далее, что царь послал за хромым и слепым и спросил слепого: не ты ли ходил в сад? Тот отвечал: увы мне, государь! Ты видишь нашу неспособность, знаешь, что я не вижу, где идти. Потом подошел к хромому, и его спрашивал: ходил ты в мой сад? Этот сказал в ответ: государь! Ты хочешь огорчить мою душу ради моей неспособности. И суд не приводит ни к чему. Что же делает праведный судия? Разузнав, каким образом оба они сговорились, сажает хромого на слепого и обоих истязают бичами, и не могут они запереться. Каждый из них изобличает другого; хромой говорит слепому: не ты ли меня принес на себе и вынес? А слепой говорит хромому: не сам ли ты был моими глазами? Так тело в воскресение мертвых соединяется с душою и душа с телом в изобличение общей их деятельности, и совершенный суд бывает за дела, сделанные обоими, и телом и душою, будут ли они добрые или худые" (Епифаний, Панарион, 64.70)

Это Епифаний принес из синагоги - история есть и в мидрашах (Танх. Бубер Вайикра 12. Танх., Лев. 1:6; Левит Рабба 4:5; Мехильта де Рабби Симеон б. Йохай, (на Исход. 15:1); Мехильта де рабби Измаил, Ширата 2); в Талмуде (Санхедрин. 91ab).

Очень метко. И тот же национализм - это более от привязанности к земному грех, чем к похоти тела...

Илахим   17.07.2022 19:16   Заявить о нарушении
Спасибо, Оль, за интеллектуальный спарринг - это не менее ценно и полезно, чем рифмотворный)

Илахим   17.07.2022 19:19   Заявить о нарушении
Тебе спасибо... Ты, как свежий ветер перемен)
А я...так...просто мимо проходила)
Здравствуй!

Ольга Заря 2   17.07.2022 21:25   Заявить о нарушении
А я благодарен вам обоим за столь одухотворённый обмен мнениями. Прочитал с огромным интересом, но не рискнул высказывать своё мнение, так как не имею таких глубоких духовных и философских знаний. Да это и не столь важно. Как сказал Миша, мы же высказываем мнение не для самоутверждения, а для поиска истины. А тебе, Оля, замечу - не занимайся самоуничижением - твой интеллект и глубокие знания в духовной области, а так же позитивный, светлый взгляд на мир вызывают ответные позитивные и светлые чувства. Ты не ленишься и не боишься высказывать свою точку зрения, а для этого человеку необходимо иметь живой, подвижный ум, чем ты и обладаешь в полной мере. Так что не наговаривай на себя,кокетка эдакая. :-)

Сергей Ошейко   18.07.2022 08:04   Заявить о нарушении
О! Привет, Серёжа! Мы тут поговорили, тебя ждали, хотели пожать руку!)
Как ты?

Ольга Заря 2   18.07.2022 11:24   Заявить о нарушении
Я поскромничал. :-)

Сергей Ошейко   18.07.2022 11:54   Заявить о нарушении
Спасибо, Оля и Сергей, вы замечательные)
Вдохновенной недели, друзья!

Илахим   18.07.2022 12:36   Заявить о нарушении
А на предает откуда зло - вот это вопросище!!
Но и схимник не вполне логичен. Если Бог творил человека, то Он и тело творил; так или иначе Он таким образом вложил в него зло, коли так.
Но я считаю, что тело - это нечто нейтральное. Как ядерная энергия не хороша и не плоха. Хороша в надежном реакторе - плоха в бомбе. Так и тело - пока мы его похоти контролируем, оно служит благу: зрение помогает познавать; руки - созидать и наделять - и т.д. А склоняется ко злу таки душа. Пока она этого не делает - в ней Образ (опять же, Оля, Образ и подобие я считаю разными вещами; Образ - это как портрет человека, а подобие - это как изображение уже по портрету! Потому и в Бытии 2 истории творения человека: в 1-й главе по Образу - во 2-й по подобию). Когда она инфицирована злом - лишь обманчивое подобие.

И откуда зло - это вопрос вопросов.
Если мы придерживаемся строгого единоначалия, то в любом случае все причины сводятся к Богу, и это еще Эпикур сформулировал:

а) Бог желает избавить мир от страданий (несчастий, зла), но не может.
б) Бог может избавить мир от страданий, но не желает.
в) Бог не может и не желает избавить мир от страданий.
г) Бог может и желает избавить мир от страданий, но не избавляет.

Т.е. Бог или не всемогущ - или не всеблаг, сотворил ли он зло или просто допускает его.

Другое дело, если мы придерживаемся диалектики единства и борьбы противоположностей. Тогда у зла должен быть свой источник,а мир - арена борьбы 2 стихий. Но это не вяжется с монотеизмом и его принципом единоначалия. Можно опять же говорить, что просто зла нет, но очевидность говорит об ином, а злу того и надо: чтоб говорили, что его нет, пока оно действует!

Как этот клубок противоречий и вопросов теодицеи распутать? Я не уверен, что это под силу разуму людскому...

Илахим   18.07.2022 13:25   Заявить о нарушении
А на предмет Олиных самоуничижений с Сергеем всецело согласен!
Ты, Оля, не просто так проходила; ты если приходишь в душу, то там остаешься навеки; уверен, это полтвердит всякий тебя знающий.
Ибо ты мудра и сердечна, а потому вдохновляюща.

А умозрения на то и умозрения, чтоб их обсуждать. Душу и благо со злом ведь не пощупать, не препарировать и в мелкоскоп не изучить. Если мы не будем смотреть с разных точек, а питать свою одну, то точно душу не обогатим.
Потому спасибо вам, друзья, за богатую пищу для размышлений; за разные мнения и прекрасные слова при их отстаивании. Очень рад, что прочел ваш диалог; спасибо, что и меня допустили; если думаете, что неправ, поправляйте меня; я лишь ищущий человек; но думаю, заблуждения мне (и всякому) Бог простит, а вот леность душевную - никогда...

Илахим   18.07.2022 14:58   Заявить о нарушении
Мда... Хочется вставить и мне своих пять копеек))

Душа — невидимая часть тела, а тело — видимая часть души.[
И, если Логау говорил, что "бой с самим собой - самый трудный бой, а победа из побед - победа над собой...", То вопрос: кто и скем ведёт бой внутри себя?
На этот вопрос я бы ответила словами Никоса Казандзакис:

С юных лет владело мной то основополагающее смятение, которое стало источником всех моих горестей и всех моих радостей, — непрерывная, беспощадная борьба духа и плоти.
Внутри меня пребывали прадавние человеческие и еще дочеловеческие темные силы Лукавого, внутри меня пребывали прадавние человеческие и еще дочеловеческие силы Бога — душа моя была полем битвы, на котором два эти воинства сражались, соединяясь друг с другом.
Если душа не приемлет грехи тела:
Лень, переедание, аборты, блуд (рукоблудие), воровство, убийство,вражда, игра в карты, споры, перерастающие в скандалы, во вражду, сруслажление блудным помыслам, нездоровое желание обратить на себя внимание, произнесение бранных, жестоких, колких слов, ярость, хвастовство, враньё, вспыльчивость,высокомерие, гнев, гордость, жажда похвал, лесть, зависть, жестокое отношение к животным, многоспание, изнурение себя дополнительной работой ради обогащения, злоделательство, измена, предательство, поиск славы, клевета, курение, пьянство, наркомания, подглядывание, подслушивание, гадания, обращение к служителям сатаны, уныние, человекоугодие - излишние незаслуженные похвалы, святотатство, суетливость...итд ИТП...

Очевидно, что в делах тела душа соучаствует, поддерживает или нет...

В человеческих делах душа является действующей силой, а тело в некотором смысле пассивно.
Поэтому Иисус Христос говорил: "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне."

Когда-то я ходила каяться в монастыре и взяла перечень грехов по списку, здесь - в отклике моём у меня только некоторые, что вспомнила)) Вот тогда я и поняла, что самая грешная, читаю список и понимаю, что хотя бы частично, но грешна...

По-моему, Плутарх сказал, что тело - это орудие души, а душа - орудие Бога))
Думаю, что то что происходит сейчас в мире , оттого, что плохим мы стали орудием для Бога...Ни тебе строения, ни Любви вокруг, а сплошной блуд, своеволие и гордыня... И о никаком покаянии речи не идёт...К сожалению...
Вот ты, Миша, интересуешься, изучаешь Библию, пишешь биографию Христа, а другим интересней судить, делить земные ценности, самоутверждаться, своевольничать, лелеять свою гордыню...
Как-то так... Высказалась человеку, который умеет слышать и чувствовать... И легче стало! Тема такая - думать и думать...)

Ольга Заря 2   18.07.2022 15:10   Заявить о нарушении
Как ты прекрасно высказалась... и очень точно, Оля...
Спасибо тебе за такие слова!!
Наверное, каждому свое. Конечно, и у меня список послужных грехов внушает; и меня плоть тянет долу, подло норовя это представить неким полетом. Но прекрасно Высоцкий начертал в своем Гамлете: "Груз тяжких дум наверх меня тянул, А крылья плоти вниз влекли, в могилу".

Хотя на предмет тяжести дум я бы и поспорил) За 12 последних лет самыми счастливыми в моей жизни были часы, когда я вновь и снова бродил по Палестине по следам Иисуса и находил какие-то новые отрывочные свидетельства его мудрости) А от мирского неизбежно остается осадок или неудовлетворенности или просто сожаления о потерянном времени...

Вообще искушение прекрасно знает, где пробоины в нашем, так сказать, духовно-волевом иммунитете. И знает, кого и чем соблазнять! Тут уж надо познавать себя. Ибо расплата неизбежна; если ее не видно со стороны, это не значит, что ее нет...

Тот же Плутарх написал трактат на вполне христианскую тему "Почему божество медлит с воздаянием". И есть там весьма христианские строки:

"...злоба, одновременно с собой порождая муку и терзание, песет в себе казнь, и не вслед за преступлением, а одновременно с ним. Когда преступников ведут на казнь, каждый из них несет свой крест, — так и злодейство всякий раз само себе готовит орудие наказания: оно само — палач своей жалкой жизни, вооруженный стыдом, заботами, несчетными тревогами, дикими страстями и непрекращаемыми волнениями.
Некоторые люди похожи на малых детей, которые смотрят в театрах на злодеев в шитых золотом хитонах и пурпурных хламидах, увенчанных и пляшущих, восторгаются и завидуют их счастью, а потом вдруг видят, как их поражают копьями, хлещут бичами, и одежды их, узорные и ценные, пышут пламенем. И впрямь, большинство злодеев в их роскошных жилищах, среди блеска могущества и славы испытывают тайные муки, прежде чем оказываются зарезанными или сброшенными со скалы, и когда это происходит, то хочется сказать, что это не казнь, а лишь завершение казни".

Но есть расхожее мнение: подобное лечится подобным! Вот часто люди и залечивают раны души от материального средствами материальными. А между тем дух животворит, а плоть не пользует нимало (Ин 6.63) в таких делах.

И вот, возможно, выход в том, что надо вспомнить, что 2-составный человек не вполне полноценен. Плотский ли он - т.е. водимый инстинктами. Душевный ли - т.е. умеряющий их порывы, но не более. Но пока он не ощутит в себе дух, не станет духовным, он не сможет исполнить то, в чем весь закон и большее. Ибо плоть может лишь преступать запреты и табу. Душа - пресекать это и НЕ нарушать. Но новая заповедь - это не запрет "не делай, как не хотел бы". Она в любви, "делай, как хотел бы, чтоб с тобой". Это не механическое следование заповеди. Это как творческий подход к добродетели. Но такова и любовь, побуждающая угождать и не уставать делать свежо и радующе! Таково в идеале и отношение к Богу и ближнему.

То есть вот вопрос: может, это борьба выигрывается, когда просто становишься выше ее и не ощущаешь? Когда она утихает сама собой? Конечно, в этом мире она все равно будет напоминать о себе. Но если держаться верного направления, то свыше поддержка будет. Пусть человеку это невозможно - Богу возможно все.

А диалог получается прекрасный - в духе платоновских, плутарховских или святоотеческих! Не менее стихотворных имхо заслуживает публикации; конечно, тут не лучшее место... Но тем не менее!

Илахим   18.07.2022 15:40   Заявить о нарушении