Сюита

http://youtu.be/Vy5K-vMtHd0(http://stihi.ru/)

Друзья! Хочу поделиться с вами
своей аудио-записью -
С.В.Рахманинов Первая Сюита
для двух фортепиано.
Запись была сделана в 1998 году
на магнитофонную кассету
и недавно оцифрована.
В Сюите четыре части, и я подобрала
стихотворения разных лет,
которые кажутся мне образно
родственными Сюите.



I. Лодка времён года

Не под линейку речка и к ней ступеньки,
и облаков кудрявых неровен строй.
Вёсел мелькают исправные две коленки,
вдоль по теченью лодка скрипит строкой.

Летнее солнце оставив за косогором,
в золото ряски хмельной головой нырнув,
не заприметит, как осень военным горном
листьям трубя поход, тянет птичий клюв.

Вросшая в берег уютно дымит избушка,
тулится речка подмерзшим своим бочком.
Не под линейку, мальчишески непослушный
с неба на голову катится снежный ком.

Яблоком спелым луна на небесном блюдце.
Кружится вещих снов лебединый пух.
Лодка уснула. А птицы - они вернутся.
Ночь, а над речкой светлый клубится дух.


II. Лоза

От хаоса зимнего сна, от обета молчанья
очнулась, разбужена гулом поющей земли.
Ещё не желанье, а только его ожиданье.
Ещё не мотивы, а только лишь нота любви
звучит, чтобы соком пьянящим по венам разлиться,
озябшие ветки согреть виноградной лозы.
Ещё ей споют о любви перелётные птицы.
Ещё заиграют, заплачут в ней струны весны.

Всё будет: хмельные ручьи и цветов ароматы,
и ливни шальные и летний томительный зной,
и сочная спелая-спелая гроздь винограда,
и брызги вина, напоенного полной Луной.
Все будет: мелодия в пене шампанской родится,
и счастье в бокалах, и рук двух сплетенных лоза.
Ещё нам споют о любви перелётные птицы.
Ещё о любви мне твои всё расскажут глаза.


III. Слезы

Я могу кружевницей
                ожерелье нанизывать.
Видишь, нитка искрится
                чистотою неистовой
и бежит паутиной
                далеко-далеко она.
Акварелью чуть видной
                мотыльком нарисована.
И несётся волною
                и строкой откровенною.
От ладони к ладони
                вьётся тёплою веною.
Только б ей не порваться,
                не рассыпаться звеньями,
онемевшие пальцы
                леску держат, как лезвие.
Кто кого перетянет? -
                это знать невозможно, и
я с ресниц собираю
                самоцветы пригоршнями.


IV. Птица-колокол

Выше всех тополей и берёз
в золотой колокольной скворешне
птица-колокол бронзовый дрозд
приютился с семьёй безутешной.
Голосят молодые птенцы
всё малиновей с каждым усильем,
и разносят молитву весны
жаждой неба налитые крылья.
Дили-дон
           дили-дон
                      дили-дон! -
перекатными волнами льётся
заколдованных птиц  перезвон
о пути из-под купола к Солнцу.


Рецензии
Когда-то давно,почти полвека назад приобщился к творчеству Рахманинова и Фантазия для двух фортепиано прослушивалась на уроке в музыкальной школе. Но что мог понимать в детстве... только восхищиться красотой и необычностью звучания. "Теперь года прошли" Фантазия предстаёт по-новому и яркой образностью,и конкретным воплощением музыкальных сентенций.Опять же в структуре Сюиты заложена поэтика гениальных стихотворцев. Рахманинов удивительным образом соединил первую её часть с "Венецией" Михаила Лермонтова.Баркарола оживает еле слышными всплесками волн Канала Гранте...Кажется,что слушатель попадает в оперную Венецию времен Отелло...

Меж тем вдали то грустный, то веселый
Раздался звук обычной баркаролы.

В фортепианном дуэте музыкальные фрагменты настолько выразительны, что мысленно представляешь сказочный пейзаж великой красоты и вдохновения.

Созвучие безусловное, хотя "Лодка времён года" первая часть поэтического цикла кажется по смыслу отделена от итальянского значения . Но поэзия не может не объединять. Лодка, мелькание вёсел "исправные две коленки". Времена года прошли почти незаметно - легкими штрихами - от летнего солнца,"в золото ряски хмельной головой нырнув",до осеннего военного горна, "листьям трубя поход".Очень образно !

Серьезно сказано и о второй части цикла. "И ночь, и любовь"... То великий Байрон вдохновляет композитора, а сам композитор создаёт мастерскую школу исполнителей.

То час,когда в тени ветвей
Поёт влюблённый соловей,
Когда звучит любви обет,
Огнём живительным согрет.
И ветра шум , и плеск волны
Какой-то музыки полны.

Вообще, если вкратце и без технических терминов, то фрагмент из поэмы "Паризина" повествует о любовном томлении под соловьиное пение " в тени ветвей". Пьеса является примером идеальной звукописи. Отсутствие строгой схемы-своеобразная форма свободного материала.
В классическом понимании поэтического образа -это "истаивание" чувства.

Автор нашёл замечательное перевоплощение в названии "Лоза". От хаоса к гармонии , на предельном ожидании любви!

Ещё ей споют о любви перелётные птицы.
Ещё заиграют, заплачут в ней струны весны.

"Слёзы" сюиты позаимствованы у Федора Тютчева. Есть предположение, что Рахманинов написал цикл под впечатлением, навеянном воспоминанием о печальном звоне новгородских колоколов.

Третья часть стихотворной сюиты абсолютно кружевная, акварельная "мотыльком нарисована!" Воздушная.., а строки -ожерелье.

Финальная часть -это Аккорд "Светлого праздника"- Птица-колокол". Здесь и комментировать нечего.Восхититься и поздравить автора с великолепной работой.

Дили-дон
дили-дон
дили-дон! -
перекатными волнами льётся
заколдованных птиц перезвон
о пути из-под купола к Солнцу.

С УВАЖЕНИЕМ,

Владимир Иксанов   20.08.2022 11:53     Заявить о нарушении
Владимир, какое богатейшее эссе Вы мне подарили! Очень Вам признательна!
Моя поэтическая подборка к Сюите не написана специально для Сюиты. Просто оказалось, что когда пишу, то Рахманиновские мотивы непроизвольно проникают в образный строй слов.
Лодка времен года была навеяна воспоминаниями об Ивановке и о реке Цне. О мостике, с которого Сергей Васильевич удил рыбу. О золотистой ряске на темном полотне реки, напоминающей палехскую роспись. Мы катались на лодке, заплывали в такие сказочные тенистые уголки и до сих пор у меня в ушах шелест этой ряски. И, хотя я и была в Венеции, но в этой Баркароле я в Ивановке. )
С написанием Лозы было что-то похожее. Начала стихотворение, а слухом незаметно окунулась во вторую часть Сюиты.
Слёзы тут, пожалуй, наиболее самостоятельное стихотворение. Но я люблю такого Рахманинова - капельного, по звуку в его собственных записях.
Колокола, конечно, наиболее крепко припаяны к Сюите.
Насобирала стихотворения, чтобы поделиться здесь музыкой - вот так получается ))

С благодарностью и уважением. Таня.

Татьяна Фермата   20.08.2022 14:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.