Вечные образы и культура отмены
Вечный образ — это когда ты можешь сказать «о мире и о себе» устами персонажа, которому несколько веков, а может, и несколько тысяч лет. И не важно, кто он — библейский герой или злодей, действующее лицо какой-нибудь легенды, мифа, книги или исторической эпохи.
В чём секрет того, что мы возвращаемся к ним? Примеряем их на себя, сличаем себя с ними? Эти персонажи сами по себе воплощают некий универсальный сверхсюжет, скрытый сценарий которого мы можем обнаружить в своей жизни, в судьбах наших современников. Жизнь вечного образа имеет внутри себя некие ключевые точки, объединяющие нас с ним. Точки, благодаря которым мы можем поставить перед собой какие-то очень важные вопросы. И попытаться найти ответы. Вечный образ — всегда современный, идёт со временем в ногу. Время над ним не властно — на то он и вечный образ.
Эти персонажи обретают бессмертие благодаря нам, живущим временно, и помещающим их как бы внутрь себя. И пребывают в бессмертии, пока произведение, в котором они родились и живут, смыслы, заложенные в нём, актуальны, то есть востребованы нами, людьми. Как часть важного человеческого цивилизационного кода, благодаря которому мы и образуем все вместе — цивилизацию людей.
Это важно: иначе как мы сможем понять друг друга в информационном поле, которое является нашей культурой?
Вечные образы — область тонких смыслов. Иногда их невозможно пересказать, растолковать до конца, расшифровать, но всегда можно сопоставить с животрепещущими смыслами современности. И получить новую грань бытия в мире, отражённом и в нашем разуме, и в коллективном сознании.
Сегодня, в эпоху «культуры отмены», а по сути — в эпоху отмены культуры, когда насаждается агрессивное невежество в области знаний, вульгаризация и примитивизм в области смыслов, уплощение мышления — вечные образы как будто уходят от нас. Покидают информационное поле. Причины разные. Люди перестали читать толстые книги, а краткие пересказы содержания литературной классики, которыми переполнены нынче видеоблоги и сетевые справочники, не в состоянии заменить полноценного чтения и переживания тех смыслов, которые заложены в первоисточниках. Многие книги ныне уходят из обихода из-за запретов, изъятия из образовательных программ, а то и вымарывания из информационного поля даже имён некоторых писателей. Привычка к "короткому" чтению не позволяет усваивать тексты, превосходящие по объёму лимит знаков, умещающихся в сетевых сообщениях - мышление людей становится фрагментарным... Причин не мало.
Иногда сталкиваешься с тем, что люди, казалось бы, ещё успевшие получить более-менее качественное образование — уже не помнят, не понимают смысла, не испытывают потребности диалога с вечными образами, даже в рамках художественного текста, и шире — творчества. Как будто вдруг разучились мыслить объёмно, вместо этого помещая себя в унылую плоскость вялых, дряблых умственных конструкций, где интеллектуального начала становится всё меньше, а чувственная сторона упрощена до уровня «приятных ощущений». Как будто людей отключили от системы жизнеобеспечения, и они ещё продолжают трепыхаться по инерции... Фильм ужасов.
Когда видишь это, кажется, мировая культура ветшает на глазах, как руины полуразрушенных античных сооружений. А на смену ей приходит весёленький такой позитив, суррогат, похожий на разноцветную жвачку в разукрашенных фантиках. «Рафаэль», «Микеланджело», «Донателло», «Данте»* статистически сегодня больше известны больше как ниндзя-черепашки из дурацкого мультика или игровые персонажи. Зато Кармен, например, повезло больше: о неё помнят, автоматически проецируя её литературную судьбу на массовый образ любви как таковой. Без вариантов! Любовь по-другому, вне губительных страстей и эйфории, уже и не воспринимается как любовь. Скукотища же...
Странная штука человеческая память: человек помнит лучше то, что связано с болью, с грехом, с жестокостью, с пороком. То же и в социуме: человеческие сообщества лучше помнят то, что с ними происходило плохого. И даже то, чего с ними не происходило никогда — а так, нынешние «переделыватели истории» придумали.
А хорошее не помнят. Зло имеет длинную память, добро — короткую.
Просто — наблюдение.
Не удивлюсь если завтра люди не смогут читать ни Достоевского, ни Борхеса, ни Павича, ни Бродского, и будут в состоянии воспринимать только чувствительные куплеты, комиксы и инструкции по варке пельменей. Чтоб не забыть, как варить пельмени.
В общем, всё это большая печаль. Если так будет и дальше, скоро мы, люди, деградируем и отупеем окончательно. С нами перестанут говорить картины, замолчат литературные произведения, а музыка станет лишь импульсом к ритмическим движениям. Внешние эстетические раздражители будут действовать на наше сознание, как условные рефлексы...
Нужно срочно вводить в обязанность каждого гражданина страны чтение литературных памятников. Вот так. Списком. Как внеклассное чтение. Я не шучу. А то ведь память потеряем совсем. Вечные образы покинут наш человеческий мир навсегда. И как обходиться без них? Как проверить, что у нас внутри там, в глубине, человеческого?
Сличая себя с образами, из которых состоит культура цивилизации, мы получаем возможность обличить в себе слабости, увидеть, где мы удаляемся от правды, в какой точке сходим с истинного пути, и понять причины наших ошибок. С кем мы будем себя сличать? С покемонами, что ли?
Такие дела...
Примечание: Данте — полудемон-получеловек из компьютерной игры Devil May Cry
П. Фрагорийский
Из книги «Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника»
Свидетельство о публикации №122070907085
О чём говорить, если даже Борис Стругацкий в одном своём позднем интервью сказал, что в таких книгах, как "Хищные вещи века" они с братом "заблуждались", а вообще общество потребления - это хорошо и правильно.
Не нашёл в Вашем списке избранных поэта "Из Бургоса" - так здесь на Стихире звался Влад Пеньков (умер 1 сентября 2020 года). Не подумайте, будто я что-то навязываю, но если Вы не читали стихи Влада - наверно они не могут не затронуть.
Владимир Алисов 01.11.2022 20:29 Заявить о нарушении
Насчет узкого круга. Понимаете, когда это есть в социуме - оно есть, круг может расширяться и сужаться, в зависимости от места образования, от существующего того или иного "режима" политического, но оно все равно есть. А тут происходит серьезное вымывание. Если не сохранять это - а сохранить можно именно через творчество, через обращение к этим образам... То не на чем будет себя воспитывать, не с кем сверять.
И Вы верно заметили: в обществе потребления не станет людей, останутся жизнерадостные животные.
У Кургиняна есть об этом - глобалистский проект "Счастливое дитя". Я вот понимал, что он прав и глубоко смотрит (об этом в "Великом Инквизиторе" еще у Достоевского речь была). Но когда я увидел нынешний Хэллувин - я понял, что они четко и систематически это воплощают в жизнь. Методично, как будто асфальт укладывают огромной машиной. Культивируют "отказ от ответственности", причем через оккультный ритуал, это серьезно.
Дай Бог нам выжить, как цивилизации, в этом водовороте. Это хаос. Раньше хаос был метафорой, а теперь стал материальным воплощением. И это капец, как ни крути.
Большое спасибо)
Птицелов Фрагорийский 02.11.2022 01:33 Заявить о нарушении
Мы с ним немало разговаривали в переписке, спорили тоже. Так и не договорили. Пожалуй, по своим взглядам он был близок Вам. Я очень замкнутый, почти аутист, и пессимистично смотрю на жизнь, вернее считаю это не пессимизмом, а реализмом. Может быть такие взгляды естественным путём приходят с возрастом. А у Влада иногда прорывались мнения очень резкие... Он часто даже нарывался на скандалы в сети, особенно если кто-то высказывался антирусски.
Всё это сложно... Простите мою разговорчивость, это бывает, что мой аутизм и одиночество компенсируются спонтанными сетевыми высказываниями. Никак не могу привыкнуть, что Влада больше нет.
Владимир Алисов 02.11.2022 03:00 Заявить о нарушении
Птицелов Фрагорийский 02.11.2022 11:28 Заявить о нарушении