О символах веры

Недавно я задумался о символах – символах нашей веры.

  Все мы во что-то верим… В Бога или в Судьбу, в собственные безусловные достоинства или в переселение душ, в любовь к Родине или в торжество разума над стихией… Верим. И всё бы ничего, если бы вера оставалась просто верой.

  Как хорошо, когда икона висит в Красном углу, в голову не лезут мысли о гипотетических неприятностях, отсутствие комплекса неполноценности позволяет верить, что в следующий раз душа обязательно вселится в кого-то большого и светлого… когда ясно, что наша Родина – самая великая и могучая, и что она нас тоже любит… Что человеческий разум победит болезни и хреновую экологию, преодолеет экономический кризис и восторжествует в чистом виде… Приятно и полезно верить во что-то хорошее, великое и неоспоримое.

  Но иногда мы перестаём просто верить. Точнее – мы продолжаем верить, но этого вдруг оказывается мало. Тогда мы начинаем утверждать человечество в нашей вере. Или – нашу веру в человечестве?..

  Мы вырезаем в простыне дырку для головы и рисуем на ней крест, мы берём икону в левую руку и меч в правую… и горе тем, кто верит во что-то иное! Даже если они верят просто в победу нашей сборной и далеки от вопросов теологии…
  Мы кидаемся в объятия судьбы. Мы начинаем думать, что судьба до сих пор была к нам (замечательным) настолько несправедливой, что она просто обязана дать нам реванш… и мы с ужасом осознаём, что судьба никому ничего не обязана.
  Мы достаём дипломы об окончании учебных заведений, характеристики с мест работы, детские рисунки и юношеские стихи – и развешиваем их в рамках по всей квартире. После этого мы приглашаем друзей и делимся с ними своими твёрдыми моральными принципами, не забывая подливать им алкоголя… безусловно, такие наши действия помогают друзьям стать лучше…
  Мы зачитываемся литературой о переселении душ – разумеется, в первоисточниках. Правда, в переводе. Мы вступаем в секты и осваиваем технологии балансировки колеса сансары в домашних условиях, попутно валя в ту же кучу гипноз, чакры и шаманство, прикупая между делом индульгенции и следуя наложенным на себя же епитимьям… и, конечно же, делимся мыслями, успехами и достижениями с друзьями! Всё с теми же несчастными (теперь уже) друзьями.
  Мы снимаем со стены висящий на почётном месте государственный флаг – и размахиваем им на патриотических митингах, проповедуя борьбу с государством ради спасения Родины и борьбу с согражданами ради блага людей. Мы блокируем площади и дороги, требуем у правительства отвлечься от работы и обратить на нас (любимых) своё внимание, собираем пожертвования и раздаём листовки… и теряем всякое представление о Родине – которую, безусловно, мы очень любим.
  Мы перечитываем монументальные труды и находим неоспоримые доказательства того, что человеческий разум не имеет пределов. Потом мы оглядываемся вокруг – и понимаем, что иррациональность человечества безгранична. И наша вера в человеческий разум перерастает в неверие в Человека.

  Такова природа нашей веры. Ради неё мы жжём людей на кострах или погружаемся в пучину фатализма; взращиваем в себе гордыню или опускаем руки в ожидании лучшей жизни; боремся с людьми ради человечества и сами же в это человечество не верим…

  И мы начинаем удивляться. Тому, что вера в доброго Бога достигается кровью. Тому, что судьба определяет нам совсем не то, чего мы достойны. Что ряды друзей редеют, а достичь чего-то в текущем воплощении вряд ли представляется возможным. Мы вдруг осознаём, что Государство и Человечество вместе как раз и составляют понятие Родины. И мы недоумеваем: как же так получилось, что человечество обладает разумом, но не пользуется его плодами…

  И чем больше мы удивляемся – тем упорнее продолжаем отстаивать свою веру. Которую, в общем-то, никто и не пытается оспорить.

  Такова природа нашей веры. Такова наша природа. Если на стене не висит ружьё – хотя бы незаряженное – это не наша стена.
Мы не можем верить без символов. А нужны ли символы, если есть вера? И нужна ли вера, когда большинству из нас достаточно символов? А может ли быть вера без борьбы – или только борьба, ведущая к неверию? И в вере ли дело – или она только повод для борьбы?

Михаил Митюшов
25.06.2009
00.43-01.46


Рецензии