Глава тридцать седьмая. Часть первая

Кто не следует Христу верою, святою жизнию и непрестанным покаянием, тот не имеет общения с Ним.
Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём, и не поступаем по истине. Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом.
Чтобы верно понимать „свет и тьму", необходимо обратить внимание на определение „света".
„Бог есть свет", - говорит Св. Иоанн. Но что есть Бог? Бог есть духовное, вечное, безконечное существо;Бог всемогущ, милосерд, благодатлив, праведен, свят, истинен, един премудр, исполнен неизречённой любви и милосердия;Бог Отец, Сын и Святый Дух, един в существе, троичен в лицах;Бог есть высочайшее благо и всякое благо существенно, истинный, вечный свет. Поэтому кто отвращается от Бога, от Его любви, милосердия, правды, истины, тот отвращается от света и впадает во тьму. Ибо без Бога нет ничего, кроме вечной тьмы. Напротив, если Бог есть свет, то дьявол должен быть тьмой. И если Бог есть любовь, то дьявол должен быть яростной злобой, враждой, ненавистью и завистью, грехом и пороком. Поэтому кто обращается к греху, тот обращается к тем и дьяволу, и может от них освободиться только тогда, когда обратиться от от тьмы к свету, от грехов к праведности, от пороков к добродетели, от дьявола к Богу. (Деян. 26.17.).Это и есть дело истинной, живой веры, „очищающей сердце". (Деян. 15.9.).Ибо кто верует во Христа, тот творит ежедневно покояние и обращается от грехов мы должны обратиться от дьявола к Богу.
Без обращения от грехов к Богу человек не может просветиться. „Что общаго между светом и тьмой" (2 Кор. 6.14.)?Нераскаянность есть тьма, и, значит, ничего общаго между нею и светом истинного познания Христа быть не может. Невозможно, чтобы те, которые живут во тьме нераскаянности, просветились духом и светом вечной истины. Потому-то св. Павел и говорит об Иудеях, что „когда они обратятся ко Господу, то будет снято с них покрывало"(2 Кор. 3.16.),то-есть тьма, слепота и неразумие, и они просветятся во Христе.
„Величайшую слепоту" и тьму человеческого сердца составляет неверие с его плодами:гордостию, сребролюбием, плотскими похотями, гневом, и проч. Кто отдался всем этим страстям, тот не может познать Христа, истинного Света, а ещё менее может истинно в Него веровать, на Него надеяться и чрез Него достигнуть блаженства.
Как может познать смиренное сердце Христово тот, кто исполнен гордости? Как может познать кроткое сердце Христово тот, кто исполнен ярости, гнева и зависти? Как может познать высочайшее терпение Христово  тот, кто исполнен мщение и озлобленности? Кто не знает кротости, терпение и смирения Христова, тот ещё не познал Христа в вере. Если ты хочешь истинно познать Христа, то должен чрез веру получить такое же сердце, какое у Него. Должен вкушать в сердце своём Его кротость, терпение и смирение. Тогда ты истинно узнаёшь Христа. Если ты хочешь узнать какой-либо хороший плод или растение, отведай его-и узнаешь:так нужно познавать и Христа, Древа жизни. Если ты верою веусил Его смирение, кротость, терпение, то и вкусишь от плода Его, обретёшь покой душе твоей и сделаешься способным к Божественному утешению, к Божественной благодати. Иначе нельзя найдти покой душевный. Благодать Божия и утешение Божие не могут проникать в сердце неверующее, в котором нет кротости и смирения Христа:Господь „смиренным даёт благодать". (1 Пётр. 5.5.).
Какая польза от Христа тому человеку, который не хочет иметь с Ним общения? Те, которые живут во тьме, не имеют общения со Светом Христовым. Им не никакой пооьзы во Христе. Св. Иоан. так говорит об этом:„Если мы говорим, что имеем общение Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине. Если же сходи во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом". (1 Иоан. 1.6,7.).И разъясняет:„Тьма проходит и истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, и ненавидит брата своего, тот ещё во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете и нет в нём собзазна. А кто ненавидит брата своего, тот находиться во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идёт;потому что тьма ослепила ему глаза". (1 Иоан. 2.8.).


Рецензии