Глава тридцать шестая. Часть третья

Пока этого нет, а потому нет в нас и совершенной радости. Поэтому мы должны довольствоваться крупицами утешения Его, падающими от трапезы Господа нашего, пока не наступит нескончаемая радостьжизни вечной. (Мате. 15.27.).
„Се,стою у двери, и стучу, - говорит Господь;-если кто услышит голос Мой и отворотит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною". (Откров. 3.20.).Возлюбленный христианин! Если к тебе приходит знаменитый гость, неужели ты оставишь его стоять за дверями? Великий стыд заставит друга долго стоять и ожидать у дверей, но ещё стыднее тебе оставить Бога твоего стоять за дверями, когда Он хочет быть твоим гостем. Нет тебе надобности вскормить Его;Он Сам напитает тебя, ты будешь вкушать с Ним небесный хлеб Его и сокровнную манну. Когда вельможа посещает бедных друзей своих, разве он не привозит с собой свои явства?
Господь говорит:„Услышь голос Мой и отверзи Мне". Но как в доме, наполненном шумною толпою, не слышно приятной музыки, так не слышно и Бога в мирском сердце. Оно не отверзается пред Богом и не принимает Его в себя, почему и не может вкушать небесной манны. Только тогда, когда мирской шум в сердце умолкает, приближается к нему Бог и стучит в двери его и даёт слышать Себя. Тогда можешь ты с пророком Самуилом сказать:„Говори, Господи, ибо раб Твой слышит". (1 Цар. 3.10.).
В послании к Евреям также говорится об этой внутренней, духовной и небесной вечере;там сказано, что просвещённые и соделавшиеся причастниками Духа Святого вкусили дара небесного, благого Божия глагола и сил будущаго века. (Евр. 2.4.).Значит,если Святой Дух находится в человеке и не находит для Себя препятствий, то Он ежедневно питает душу сокровенною манною благого и живого слова Божия, которое исходит из уст Божиих (Мате. 4.4.) и которым мы живём.
Это чрез Святого Духа ощущал в сердце своём и в душе своей и царственный пророк Давид, когда писал:„Полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей во век" (Пс. 15.11.);„Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!" (Пс. 33.9.);„Ты приготовил предо мной трапезу в виду врагов моих;умастил елеем голову мою, чаша моя преисполнена (Пс. 22.5.);„Милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя" (Пс. 512.4.);„Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны. Насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояшь их;ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоём мы видим свет" (Пс. 35.8,9,10.);„Да возрадуются и возвеселяться о Тебе всё ищущие Тебя и любящие спасение Твоё;да говорят непристанно:велик Бог! Я же беден и нищ;Боже, поспеши ко мне;Ты помощь моя и избавитель мой. Господи! Не замедли". (Пс. 519.5,6.).Здесь говорится о тех, кто внутренно питается благим словом Божиим:это-всё те, которые в духе и душе бедны и нищи и единственное утешение находят в Боге;они достойны вкушать дара небеснаго. Об этом говорит весь 533 псалом:„Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Сердце моё и плоть моя восторгаются к Богу живому" и пр. Богозлюбленный Давид, таким образом, научает нас, что малейшая радость вечной жизни превосходит величайшую радость сего мира, так что один день там лучше, нежели здесь тысяча лет. Кто хоть один раз вкусил от небесной радости, тому всё горько, что ни есть в мире, тому мир становится и томительным, ибо он вкусил нечто лучшее и приятнейшее.
Поэтому-то вечная Премудрость говорит:„Я сляще мёда и сота;ядущий Меня всегда алчет Меня". (Сираха. 24.22,23.).
Это есть святой голос и свята жажда, которых никто утолить не может, как только один Бог любовию Своею. Так святые Божии питаются любовию Божиею, как говорит Премудрый:„Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь возлюбленные". (Песнь Песн. 5.1.).
Так поступает Бог с возлюбленными Своими для привлечения их к Себе, дабы они забыли земное. Если же так бывает в этой жизни, в которой мы вкушаем только малые крупицы сокровенной манны и пьём малыя капли вина от небесной виноградной лозы, то что же будет там, в вечной жизни, когда мы будем иметь самый источник?
Когда Господь говорил на кресте:„жажду". (Иоан. 19.28.).Он жаждал того, чтобы возбудить и обрести в нас святую, духовную, небесную жажду. Как Он насыщает и утоляет духовный голод наш и духовную жажду нашу, так и мы должны утолять Его голод и жажду. Он алчет и жаждет нас более, нежели мы Его, как говорит Он у евангелиста Иоана:„Моя пища есть творить волю пославшаго Меня"(Иоан. 4.34.),воля же Божия естб спасение и блаженство человека. Если бы мы так же жаждали Его, как Он нас, то Он столь щедро напоил бы нас Духом Своим, что „реки водф живой потекли бы у нас из „чрева" (Иоан. 7.38.),то-есть,всё в нас сделалось бы духовным, блаженным, приятным, утешительным. Он напоил бы нас от великой реки благости Своей так, что и тело, и душа, и все наши силы возрадовались бы в Боге, как будто в душу нашу пролились великия реки вод радости небесной. Ибо нет ничего столь малого, как душа человеческая в своём уничижении и смирении, когда она, смиряясь пред Богом, уничижает себя пред всеми тварями.


Рецензии