Не ждали!

*  *  *
Качался дым и начинался дождь... Воспоминанья до сих пор тревожат —
шли мимо пилигримы, с ними вождь. Быть может, кто-то мне из них поможет
узнать, увидеть? Может быть, простить? Тех, кто прошёл, пройдёт, дойти не сможет?
Быть может, лживый голос мне не лжёт? И мой — не лжёт? Мороз ползёт по коже.

Над Вифлиемом снова холода... (У Репина, вы помните: «Не ждали!»)
те даты, что обычно (как всегда!) на полстолетья всё опережали.
И ночь была (что некуда больней) — вдруг вспыхнула звезда, сдавая полночь!
И тут же грубый голос: «Ерунда!». И я ответил: «Всё бывает, сволочь».

Дождь в декабре? Так значит, всё же... сон? А красный снег — вино ли, кровь, примета?
Но отвечать мне только не за этот неслышный всполох, колокола звон
и долгий плач. (Не слово — долгий плач) — свидетель правый о кресте молящий,
«Снимать не надо!» — обрубил палач, вбивая гвоздь. И закрывая ящик. 

И взглядом высоту креста измерив, — он сплюнул (за усердье плату взяв).
Свершилось дело. Хлопнул кто-то дверью, случившегося сути не поняв.
Та новость, что с креста сошла когда-то (несли уста, припавшие к устам),
не Репина, а с полотна Ива'нова! — «Явлением народу» стала нам.

Здесь воды Иордана ни при чём. Крестился в них, о хлебе мысля, каждый.
— Как вдруг... явился! КАК? — Вопрос не эпатажный. Ответ Отца в вопросе заключён,
и опровержен, так же не однажды... Похож, похож! У Репина, конечно.
Тот взгляд, типаж... И то же удивленье... Корчмы припомнилось цветенье. 

Из Храма бросились бежать. А ведь тогда уже казалась тема вечной
и Магдалина в платье подвенечном, в слезах... Обрушились, скукожились скрижали
и дым, и дождь... и мировой погост... Вы вспомнили у Репина «Не ждали!»?
«Не ждали!» — вспомнили?... Такой вот парадокс.
            08.07.22


Рецензии
Сложно следить за мыслью, Анатолий, но и интересно. А ведь непросто передать в одном стихотворении столько мыслей и смыслов! Почитала комментарии, и тогда только поняла весь сюжет стихотворения. Возможно, стоило бы для большей ясности, для читателей, дать или эпиграф, или сноску про зеркальность двух картин. Буквально в одно предложение. И читаться, и восприниматься тогда стихотворение будет легче.
А написано хорошо, густо так, плотно, живо.
Вот разве что выражение «мороз по коже» является устойчивым, и его лучше не разрушать, как и всякую идеому. Слово «ползёт» тут лишнее. Можно попытаться обойтись без него. Ну, например:

Быть может, лживый голос мне не лжёт?
И мой — не лжёт? Бог мой... Мороз по коже!

Тут, конечно, возможны и другие варианты.

С теплом

Валерия Салтанова   31.05.2025 04:27     Заявить о нарушении
Валерия, специально для Вас (как эксклюзивному и строгому читателю) написал «Простое» (шутка!). Конечно, вещь для подготовленного читателя и который «в теме». А «плагиат» — лишь повод показать связь и перекличку эпох.
От Воскрешения (эхо в картине выдающегося русского художника Александра Иванова «Явление Христа народу», не случайно изображенные фигуры на полотенце в человеческий рост, и как «антитеза» — преднамеренный плагиат, не менее значимого еврейского художника, Ильи Репина, изобразившего вернувшегося из заключения «народника(?)» в позе и образе Христа Александра Иванова, до современных украинских «народовольцев» — Порошенко и Зеленского, апологетов «дип стейт».

«Национализм — Нацизм — Фашизм» — эволюция символа Украинской самостийности Бандеры: Националист, когда боролся за независимость ЗАПАДНОЙ Украины от Польши,
Нацист, когда боролся с Россией за суверенное воссоединение Западной (закарпатской) Украины с украинскими территориями царской России,
Фашист, когда соединился с Гитлером в развале и уничтожении СССР, всего русского.
Сегодня, так называемую «Революцию достоинств» на Украине возглавили не националисты, любящие свою Родину, а «народовольцы» Репинского разлива, провозгласившие культ позднего (а не раннего) Бандеры.

Анатолий Ясинский 2   31.05.2025 12:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.