Глава тридцать шестая. Часть первая

Кто не живёт во Христе, но прилепляется сердцем своим к миру, тот имеет только внешнюю букву Писания, а силы его и сокровенной манны не вкушает.
Побеждающему дам вкушать сокровенную манну и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто поучает. (Откр. Иоан. 2.17.).
Этим изречением мы научаемся, что только побеждающие вкушают сладость небесного утешения и радость в слове Божием, то-есть те, кто побеждает плоть свою, мир со всеми почестями и славою и дьявола. Ибо те, кто ежедневным и сердечным покаянием распинает плоть свою со страстями и похотями (Гал. 5.24.),те,кто ежедневно умирает для мира и самого себя, те, для вся жизнь есть горький крест, - те свыше от Бога внутренно питаются сладостию небесной манны и напоятся райским вином радости. Прочие же, полагающие в мире утешение своё, не могут вкушать от сокровенной манны. Почему? Потому, что каждая вещь соединяется только с подобною себе, вещи же противоположныя не могут соединятся друг с другом. Слово Божие духовно и потому не соединяется с мирским сердцем. Как тело не получает силы от такой пищи, которой желудок не принимает, так и душа не вкушает силы Божественного слова, или хлеба небесного, если не превращает его совершенно в себя, то-есть в жизнь.
Как человеку, находящемуся в лихорадке, всё вкушаемое им кажется горьким, так и тем, кто страдает лихорадкою мира сего:миролюбием, любостяжанием, гордостию и сластолюбием, слово Божие кажется горьким, и они даже чувствует от него отвращение, как бы одержимые лихорадкою. Но те, кто имеет Духа Божия, обретают в слове сокровенный небесный хлеб. Те кто имеет дух мира сего, не находят в нём вкуса, потому что одно не принимает другого.
Отсюда происходит, что многие люди имеют мало услаждения, радости и духовного вожделения из святого Евангелия, хотя и слышат его ежедневно. Ибо не имеют Духа Божия;не имеют ума небесного, но сердца их земные. Кто же хочет слово Божие истинно разуметь, ощущать силу его и вкушать хлеб небесный, тот должен стараться своею жизнию сделаться сообразным слову Божию и жизни Христовой. Христос насыщает смиренных Своею благодатию (1 Пётр. 5.5.),кротких Своею любовию, терпеливых утешением Своим и соделает для них иго Своё благим и бремя Своё лёгким. (Мате. 11.30.).Под игом Христовым они вкушают сладость хлеба небесного. Это-то значит:алчущих исполняет Он благ и богатящихся отпускает ни с чем. (Лук. 1.53.).
„Слова которыя говорю Я вам, суть дух и жизнь",- говорит Господь. (Иоан. 6.63.).Если же они дух и жизнь, то никаким недуховным, плотским, сладострастным сердцем и смыслом ощущаемы быть не могут, но надлежит воспринимать их в молчании, с глубоким смирением и святым,великим вожделением и превращать в жизнь. В противном случае мы будем иметь только внешний звук и буквы слова Божия. Подобно тому, как, слыша звук арфы, но не понимая, что это такое, нельзя иметь от того никакой радости, так же нельзя ничего ощущать и от силы слова Божия, если не превращать его в жизнь.
Потому и св. Иоанн говорит:„Дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает". (Откров. 2.17.).
Это свидетельство сокровенного духа, дающаго свидетельство слову Божию, и взаимно: Дух слова Божия даёт свидетельство нашему духу (Римл. 8.16.),и оба они согласуются, соединяются друг с другом и становятся одним духом. (1 Кор. 6.17.).Это и есть новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто принимает. Ибо как не ощущает никто сладости мёда кроме вкушающаго, так не знает никто и нового имени свидетельства Божия в сердце, кроме того, кто ощущает это свидетельство;тот только знает утешение Божие, кто ощущает его. Вот новое свидетельство и новое имя, которого никто не знает, кроме получающаго;новое же оно потому, что проистекает из нового рождения, свыше нисходящаго.
Блажен человек, которому Бог этим образом даёт вкушать Себя в сердце его. Так питал Бог искони пророков сладостным Своим небесным хлебом чрез глаголы вечного Своего слова;об этом они могли говорить, ибо то ощущали. Отсюда произошло и Священное Писание.
И теперь ещё не перестаёт Господь глаголать ко всем людям и питать их словом Своим внутренно в душах их. Но большая часть людей глухи ко гласу Его и охотнее слушают мир, нежели Бога;охотнее следуют похотям своим, нежели Духу Божию. Вот поэтому они и не могут вкушать сокровенной манны;они охотнее вкушают от заповеданного древа смерти, нежели от древа жизни. (Быт. 3.6.).
А посему и является великая слепота и великое безумие людей:они не хотят уразуметь, что в Боге более утехи и сладости, нежели в мире. Кто хоть один раз вкусил благости Божией, для того мир со всеми его утехами является великой горечью. Прародители наши позволили миру прельстить себя, вкусили от запрещённого плода и вместе с тем вкусили горькую смерть. И не смотря ни их горький пример, мы всё ещё так слепы и так безумны, что вкушаем от запрещённых плотских похотей, которыя приводят нас к смерти. (Рим. 8.13.).
„Кто есть от хлеба сего, - говорит Христос Господь, Древо и Хлеб жизни, - будет жить во век". (Иоан. 6.51.).Есть Господа значит веровать в Него и только в Нём полагать услаждение сердца своего, радость, любовь и утешение. (Сир. 24.28,29.).Мир даёт малое, низкое, временное, и однакожь люди служат ему с великим усердием, а Бог даёт великия, высокия, вечныя блага, и однакожь сердца людей к ним равнодушны. Где вы найдёте человека, который служил бы Богу с таким же послушанием и усердием, с каким люди служат мамоне и миру? Для получения наибольшого количества денег люди предпринимают весьма дальний путь, и ради жизни вечной не желают и тронуться с места.
Пророки упрекают большие торговые города, Тир и Сидон, за то, что их жители переплывали моря для обогащения торговлею, а ради вечного блага не хотели и ногой двинуть.(Ис. 23.1;Иер.157.4;Иезек.27.12,13.).


Рецензии