Глава тридцать пятая

Без святой христианской жизни нет спасения.
Не всякий говорящий Мне:Господи! Господи! войдёт в царство небесное;но исполняющий волю Отца Моего небесного. (Мате. 12.21.).
Святой Апостол Павел в 1-м послании к Кор. 13.1 и др. разумеет под любовью всю святую христианскую жизнь. Ибо в любви заключается всё принадлежащее к христианской жизни. Христова же жизнь не что иное, как только совершенно чистая безпремерная, сердечная любовь.
Свойство же истинной любви заключается в том, что она во всех вещах ищет мыслию единственно Бога и даже ни в чём малейшем не ищет своего, не любит себя, не имеет себя предметом, не чтит себя, не хвалится;во всём, что только делает, не ищет никакой корысти, награды, славы, чести;всё делает только из чистой любви к Богу и людям и при этом любит Бога и ближняго безкорыстно, из-за того только, что Бог есть высочайшее и драгоценнейшее благо.
Кто не имеет такой любви, тот лицемер, ибо он во всех своих действиях мыслит о себе самом и ищет себя самого, а не одного Бога. Хотя бы он знал всё Священное Писание наизусть и умел говорить о нём ангельским языком, однако, всё это было бы пустым звуком без силы. Ибо слово Божие должно переходить в жизнь, иначе оно не может приносить никакой пользы. Как естественная пища нисколько не приносит пользы телу, если не превращается в плоть и кровь, так и слово Божие и Таинства не приносят пользы, если не переходят в святую жизнь и если из них не происходит святой, обращённый, снова родившийся любвеобильный человек.
Вот поэтому и святой Павел говорит:„Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание, и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто" (1 Кор. 13.2.),т.е. еслиб я искал чрез то только своей чести, а не единственно о Боге и ближнем при этом помышлял, то всё это было бы грехом пред Богом и было бы неугодно Ему.
Поэтому и ложные пророки будут говорить в день судный:„Господи! Господи! Не от твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многия чудеса творили? ". (Мате. 7.22.).Но Он скажет им:Я никогда не знал вас-вы заботились не обо Мне, но единственно о самих себе.
Воистину, говорит святой Павел, „если я раздам всё имение моё, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы". (1 Кор. 8.3.).Как так, возлюбленный Павел? Разве может кто-либо раздать всё имение своё и вместе с тем не иметь любви? Да, может, если он имеет при этом в виду не Бога, но единственно себя самого, и хочет получить за то награду, а также славу и почести. Ведь и фарисеи возжигали множество жертв и убеждали других отдавать имущества свои во храм и в дар Богу. Причём, пользуясь от этого славою и честию, они между тем забывали о милосердии к бедным, которое они должны были оказывать из чистой свободной любви. За это-то Господь и укоряет фарисеев, говоря:„Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедает домы вдов и лицемерно долго молитесь:за то примете тем большее осуждение".(Мате. 23.14.).И в наше время многие отдали свои имения в монастыри лишь из-за того, чтобы монахи приносили жертвы и молились за грехи их;но ведь это ложная, своекорыстная любовь, которая только о самой себе мыслит и заботится. Ибо если поближе разсмотреть её, то будет ясно, что она ищет спасения не в покаянии, а в чужой молитве, которую хочет купить для своего спасения. Она раздаёт имения не по любви к ближнему, а из-за привязанности к самой себе.
„Праведник верою своею жив будет". (Аввак. 2.4.).Ты должен сотворить истинное покаяние и сам сделаться жертвою Богу (Рим. 12.1.) чрез умерщвление и распинание плоти и все дела любви исполнять добровольно, совершенно безкорыстно, а не ради себя самого, т. е. не из самолюбия или честолюбия, но по свободной, чистой, искренней любви к Богу;иначе от этого не получится для тебя никакой пользы. Ибо что в том, если кто отдаст даже тело своё на сожжение, а не имеет чистой истинной и свободной любви, заботящейся единственно о Боге и Его чести. Всё равно это ни к чему не послужит ему. Какая польза, что некоторые бичуют и мучат тело своё, по слову пророка (Ис. 58.3.)?Ведь о чём они при этом заботятся, как не о себе самих (Зах. 7.5,6.)?Хотят показать тем особенную святость, самовольно избранную духовность. Всё это, однакожь, делается не для чести Божией, но для того, чтобы приобресть почёт и уважение в глазах других. Некоторые при этом впадают даже в такое ослепление и такое обольщение, что, наконец, дают сожигать себя, хотят быть „мучениками Христовыми", между тем как они и не ищут Христа, но лишь себя самих. Чтобы утвердить принятое ими заблуждение они предположили не отступать от него, хотя бы то стоило им жизни. Это-то и называет св. Павел. „действием сатаны и действием обольщения". (2 Фессал. 2.9,11.).Причина мучения делает человека мучеником в глазах других, аине само мучение.
Смотрите, до чего дьявол довёл язычников, между которыми он некоторых так ослепил, что они охотно давали убивать себя, умерщвлять и приносить в жертву, утвердить чрез это ложную языческую религию и бесовское служение. Что удивительного, если это бывает до сих пор, и особенно под видом христианской веры? Язычники совершили многое, даже жертвуя жизнию своею, для приобретения себе безсмертного имени. Разве не случалось и в позднейшия времена, что ложное самолюбие, обуяв некоторых миссионеров и других людей, заставляло их делаться убийцами для распространения христианской религии? Иногда это делалось ради Христа, иногда ради собственной славы и безсмертного имени. Это ложная, заблуждающаяся любовь, обманутая ложным светом.
Вот поэтому-то всё, что человек знает, как бы велико ни было его искусство, мудрость и познание, хотя бы он был равен Соломону, знал бы даже всё Священное Писание;равно и всё, что человек делает, хотя бы он оьдал тело и жизнь свою, - всё это, однако, без чистой любви к Богу и к ближнему, без святой христианской жизни, есть ничто. Иметь слово Божие, знать его и не жить по оному-это воистину делает осуждение ещё большим, как говорит Господь:„Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха, а теперь не имеют извинения во грехе своём". (Иоан. 15.22.).


Рецензии