Созвучные сюжеты

Хорошо у бабушки в деревне. Дни проходят интересно, весело, вечера – спокойно и познавательно. Да, да – именно познавательно. А про познания нужно рассказывать. Слушайте.
Занимались мы в тот вечер с бабулей своими делами. Она вязала носок, сидя на диване, а я за столом пазлы складывала. Тихо в доме, телевизор не включен, радиоприёмник тоже молчит. И тут негромко, нежно затянула бабуля песню:
- В низенькой светёлке, о-огонёк горит,
Мо-олодая пряха у окна сидит,
Мо-олодая пряха у окна сидит …
Заслушалась я, даже пазлы отложила:  уж очень задушевная песня, так и притягивает своей мелодичностью. Допела бабушка, а я говорю:
- Какая хорошая песня, в первый раз слышу, а мелодию сразу запомнила.
- Русские народные песни быстро на слух ложатся, – отвечает она.
- Ага, - киваю, - вот только в этой песне слова незнакомые – светёлка, пряха.
- Светёлкой, - говорит бабуля, - называли в давние времена небольшую светлую комнату, в которой было несколько окон. В ней занимались рукоделием. Я сейчас в магазине пряжу покупаю, а тогда сами готовили нитки - скручивали вручную шерсть,  чаще всего овечью. Изготовление пряжи из шерсти называлось прядением. Так что пряха – это женщина, которая вручную делала из шерсти тонкие нити. Сидит, бывало,  за рукоделием целый день, а работа не кончается – уж солнце спряталось, дети с прогулки примчались, муж с поля вернулся. Отложит пряха работу ненадолго, чтобы мужа встретить, поужинать с семьёй, а после снова за работу садится. А когда совсем темно становится в доме, как под плотным ватным одеялом, зажигает она лучину.
- Лучину? А почему не лампочку? – спрашиваю я.
- Лампочек в то время не было, - улыбается бабуля, - потому лучину – тонкую щепку сухого дерева, которую смазывали жиром или сливочным маслом, чтобы дольше горела. Так вот, пока пряха делом занимается, дети рядом играют, почти в темноте, лучина-то слабо светит. Кстати, эта история про наше Богородское ремесло. Хоть мы и живём в Сергиевом Посаде, - уточняет она, - но село Богородское рядом, потому наше, - и, лаская меня взглядом, продолжает:
- Играли те детишки глиняной куклой: то в тряпицу завернут, то кинут друг другу. И в какой-то момент не поймалась куколка, упала на пол и разбилась. Заплакали ребятки. А пряха мужа зовёт. «Надо бы новую игрушку ребятам смастерить», - говорит ему.
- Ты же понимаешь, - вновь обращается ко мне бабушка, - что игрушки в те времена сами родители делали.
- Понимаю.
- Молодец, - слышу в свой адрес, - так вот – пришёл муж, собрал глиняные осколки. «Завтра сделаю новую игрушку, - говорит ребятам, - сегодня же спать отправляйтесь».
Дети вздохнули, но согласились.
На следующий день пошёл он в свою мастерскую. Замесил глину, чтобы куклу вылепить, но  передумал.
«Надо бы, - вслух размышляет, - попрочнее игрушку смастерить».
И тут осенило его: «Сделаю-ка я фигурку из дерева - такая ни за что не сломается».
И сделал. Раскрашивать не стал. Нет времени у хозяина большой семьи. В поле пора, работы много. Отдал он ребятишкам деревяную игрушку. Те рады новую куклу получить, каждый вечер с ней играют, а на ночь в кровать с собой берут - по очереди. Кукла-то одна, а ребят трое. Ссорились они иногда из-за этого. И решил отец ещё одну игрушку сделать. Был он человеком творческим, с фантазией, потому следующая поделка была подвижной: смастерил он пляшущего мужичка, прикрепив внутри игрушки пружинку. Дети, получив такой подарок сами плясали от радости, как на пружинах.
- А мужичка-плясуна тоже не стал раскрашивать? – спрашиваю.
- Не стал. Может,  красок не было в то время.  Зато через какое-то время сделал третью игрушку - курочек, что зёрна клюют.  Теперь у каждого ребёнка было по игрушке. Они обменивались ими, играя и дома, и во дворе. Делились с друзьями. Не трудно догадаться, что вскоре и другие родители тоже стали делать подобные игрушки своим деткам. А примерно в XV – XVI веках в селе Богородское организовали артель. Артелью называли небольшой коллектив работников, например, по обработке и художественной резке дерева. Богородские мастера начали трудиться по своим заказам, а вскоре стали получать их из других сёл и городов. Чаще всего работники сами придумывали сюжеты для изготовления игрушек – выбирали их из обычной жизни. Например, изображали сапожника в момент изготовления сапог, лесорубов, которые рубили дрова, пряху, что сидела с веретеном за прялкой. Кстати, мне эта игрушка больше всех нравится
- Так вот почему ты пела песню про молодую пряху! - восклицаю я.
- И правда, - говорит бабуля, - созвучными оказались сюжеты. Но я, если честно, случайно песню вспомнила. А ты молодец, внимательная!
На следующий день я стою перед бабулей, держа руки за спиной, и загадочно улыбаюсь.
- Что там у тебя? – спрашивает.
- Угадай.
- Пряжа на новые носочки.
- Почти угадала, -  и я протягиваю купленную утром игрушку.
- Пряха! Вот так, подарок. Спасибо. - Бабушка берёт игрушку, целует меня и говорит: - Когда уедешь, буду ей песни петь.
- Я тебе каждый день звонить буду, - обещаю. И, взяв бабушкин телефон, устанавливаю на звонок песенку из мультфильма, - теперь кукла будет и мои песни слушать, - говорю, возвращая мобильник.


Рецензии