120 лет на дне у Горького

                120 ЛЕТ НА ДНЕ У ГОРЬКОГО

        Предреволюционный антиромановский доходный детектив 1902 года, которому в этом году исполнилось 120 лет.

                1
          В этом году исполнилось 120 лет пьесе Максима Горького «На дне». У нее есть второе «дно», о котором никто из знатоков творчества этого писателя  никогда не говорит. Тем более, молчат о нем и учителя в 11-х классах российских школ,  глубоко «шагая»  по художественным и философским «тропам» 120-летнего шедевра мировой литературы. И потому произведение с огромным трудом воспринимается и учениками, и читателями, и зрителями в театре: вся глубина его до сих пор остается недоступной. Но она не столько в содержании, сколько в совершенно невероятной истории его создания.
        В энциклопедиях и справочниках о нем говорится: «Появившееся в 1902 году произведение было новаторским по жанру. В этой социально-философской драме нет традиционного сюжета, действие развивается в диалогах персонажей. Место событий – ночлежка для «бывших» людей, оказавшихся «на дне» жизни. Максим Горький определил основной вопрос пьесы так: «Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?». Проблематика драмы многообразна: место человека и его роль в жизни, вера в человека, правомерность существования утешительной лжи, возможность изменить собственную жизнь. Пьеса включена в программу литературы 11 класса. Действие  происходит в конце XIX века в ночлежке для бедняков и на пустыре в неназванном российском городе.
    В СССР эту пьесу не понимали, и ни у кого не было к ней интереса – народ в ночлежках уже давно не жил, пельменями на улицах не торговал, слово «жандарм» было для него инопланетным. В сегодняшней России тем более никто не  стремится пойти ради этой постановки в театр: огромное количество людей сами спят в ночлежках, торгуют чем попало или рекламируют на улицах чужой товар, отдавая свою жизнь за копеечную зарплату, а чаще вообще не могут найти работу даже с образованием, болеют, страдают, не мечтают, суицид – распространенное явление. Но  алкоголики, наркозависимые, депрессивные хронические неудачники, чердачная и подвальная «богема» сутками, «приняв на грудь»,  базарит о том, что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Какое место человека и его роль в жизни, вера в человека, правомерность существования утешительной лжи, возможность изменить собственную жизнь…
     А в 1905-м 1917-м годах эти вопросы заставили выйти на улицы протестные толпы в России и совершить государственный переворот. Они совершили. А большевики встали впереди и повели их в светлое завтра без ночлежек. Но с коммуналками и рабочими общежитиями. Однако с гарантией работы, зарплаты, образования и медицинской помощи. На первых порах это исключало ночлежки с философствующими маргиналами. Но недолго усыпляющая музыка играла – в 1991-м мечта рухнула, белые розы замерзли и  снова наступила седая ночь с крадущимися в ней по человеческие души проклятыми  безжалостными капиталистами со всеми вытекающими последствиями: ночлежками-хостелами, безработицей, болезнями, бесправием и забитостью, беспросветностью.
                2

        Что же необыкновенного в ее создании? Пьеса «На дне» была написана Максимом Горьким «под заказ» тех, кому он служил и кто щедро оплачивал его работу – старообрядцев и большевиков - накануне первой революции 1905 года в России, и играли ее на сцене нового театра МХАТ, созданного также по заказу старообрядцев и большевиков.
        Его создали в 1898 году Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. В справочниках так и пишут: «Началом Художественного театра считается встреча в ресторане «Славянский базар» в июне 1897 года уже известного к тому времени театрального деятеля, актёра и режиссёра Константина Станиславского и опытного педагога и драматурга Владимира Немировича-Данченко. В ходе этой встречи была сформулирована программа нового театра, в целом основанная на тех же новаторских принципах, которые проповедовали парижский «Свободный театр» Андре Антуана и берлинская «Свободная сцена» Отто Брама: ансамблевости, подчинения всех компонентов спектакля единому замыслу, достоверности в воссоздании исторического или бытового антуража.
          Известно, что «общедоступность» нового театра предполагала в первую очередь невысокие цены на билеты, а поскольку найти необходимые средства не удавалось, решено было обратиться за субсидиями в Московскую городскую думу. Немирович-Данченко представил в Думу доклад, в котором, в частности, говорилось: «Москва, обладающая миллионным населением, из которого огромнейший процент состоит из людей рабочего класса, более, чем какой-нибудь из других городов, нуждается в общедоступных театрах». Но субсидии получить не удалось, в итоге пришлось обратиться за помощью к состоятельным пайщикам и повысить цены на билеты. В 1901 году слово «общедоступный» из названия театра было удалено, но ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.
Во главе Художественно-общедоступного театра стали Владимир Немирович-Данченко — директор-распорядитель и Станиславский — директор и главный режиссёр.
       Кто же такие, эти два знаменитых человека, оставившие свой неизгладимый  след в мировой театральной культуре? Настоящая фамилия Константина Станиславского – Алексеев. Он родился в семье промышленника, старообрядца Сергея Владимировича Алексеева, состоявшей в родстве со  знаменитыми старообрядцами – крупными промышленниками, коллекционерами, меценатами Саввой Мамонтовым и братьями Третьяковыми. В 1878—1881 годах учился в гимназии при Лазаревском институте восточных языков, после начал службу в семейной фирме. В богатой и известной семье Алексеевых увлекались театром: в московском доме был специально перестроенный для театральных представлений зал, в имении Любимовке — театральный флигель.
           И Алексеевы, и Мамонтовы, и Третьяковы, как  сотни других богатейших «новых» людей России, сделали свою удивительную карьеру и огромные деньги  в середине 19 века на волне промышленной революции в стране, которая стремительно и без оглядки догоняла Европу, широко открыв двери для ее предпринимателей. Они (в первую очередь Англия) приняли вызов императора Николая Первого, но на своих, прогрессивных, условиях. К созданию новых промышленных и торговых предприятий России должны были допускаться новые люди, не связанные с аристократическим классом чиновников и землевладельцев, и их главная задача была - слепо подчиняться установленным правилам.  А для верности целевого использования зарубежных   кредитов и оборудования во главу угла ставилось создание  смешанных акционерных обществ, кроме того, абсолютно все они управлялись одним человеком – немцем Людвигом Кнопом, представителем Англии. Николай Первый согласился. И это было очень неосмотрительно с его стороны – к тому времени, когда создавался МХАТ, в России большинство промышленных предприятий принадлежали иностранцам, несмотря на богатство и громкие имена российских предпринимателей из старообрядческой среды, давшей «нужных» людей императору для выполнения его  грандиозного проекта.
           Можно предположить (как это сегодня и делают многие политологи), что революция была нужна  Европе, чтобы легче было расправиться с Россией, потерявшей  управление собственными ресурсами, и окончательно присвоить их себе. Но это совсем не так. Революция была, как воздух, необходима правящим страной Романовым, чтобы экспроприировать и национализировать практически утраченную промышленность. То есть, нужен был подходящий повод в виде крупных беспорядков в стране, к чему и готовились Романовы, исподволь и тайно потакая всем  протестным движениям, подготавливающим революцию. Вполне допустима, видимо, мысль, что Романовы готовы были отдать престол какой-то новой демократической власти ради  национального спасения.  И этого очень сильно боялись в Европе, там даже понятие национальной идеи развития России не допускали. И знаменитый экономист и политик, министр Внутренних дел, а затем премьер-министр Столыпин был убит именно потому, что предложил национальную идею развития  сельского хозяйства страны за счет  собственных внутренних ресурсов, которая тут же начала успешно действовать. Заказчиков этого убийства нужно искать в Европе. В Англии, в частности – именно ей принадлежали к концу 19 века  многие ресурсы России.
                3

        В пьесе «На дне» ночлежка, которую писатель нарисовал нам  в самых мрачных тонах  – это и есть образ  России того времени – гибнущей, лихорадочно  ищущей пути спасения, но потопляющей все  правильные желания в  водке и в бесконечной пьяной говорильне о любви к человеку и о правде. Только один лучик надежды на спасение нам подает образ Наташи, сестры злой распутной хозяйки ночлежки Василисы, которая всякими соблазнами удерживает рядом с собой своего любовника вора Ваську Пепла. Та даже подговаривает его убить своего мужа, чтобы избавиться от надоевшего старика и  обрести свободу для вольной жизни. Здесь все мечтают о вольной жизни, об обретении достоинства среди нормальных людей, о любви. И ближе всех к мечте, кажется, Наташа и Васька. Но что мы видим в конце событий? Кажется, вот-вот молодые люди возьмутся за руки и, осененные любовью, отправятся навстречу своему счастью в далекую сказочную Сибирь, однако  вставшая на их пути злыдня Василиса легко  обрывает их попытку и ввергает в пропасть. Но вдруг мы видим, что Наташа совсем не тот человек,  которого мы видели на протяжение всего представления – она, будто сам дьявол, в одну минуту предает и себя, и Пепла, и любовь, и мечту, призывает всех посадить в тюрьму, даже и ее саму, за убийство мужа Василисы. И  за отчаянными криками этой девушки, которую искалечила сестра, облив ей ноги кипятком, все-таки слышится дьявольская изворотливость. Она спасается одна даже ценой жизни мужа сестры и  оговора своего любимого. Любовников сажают в тюрьму, а Наташа бесследно исчезает после больницы, даже не попытавшись облегчить участь горячо любившего ее Пепла. И никакой  вам любви, никакой правды, никакой мечты – только одно желание: спасти лишь  себя любой ценой!
         Кроме пьесы «На дне» в это время Максим Горький написал еще две: «Мещане» и «Дачники». Первая была поставлена во МХАТЕ, а вторая – нет. Но с успехом прошла в других театрах. Вообще странно, что старообрядцы взялись за постановку произведения, в котором для рождения нового человека провозглашалась необходимость разрыва традиционных семейных отношений и оправдывалось появление в семьях таких особей, которые  очень ярко отображены в пьесе «На дне» погибающими от пьянства и ничегонеделанья в грязной  ночлежке. Но отказались от  «Дачников», в которых Максим Горький  показал губительную для революции мелкобуржуазность вроде бы прогрессивных людей.
         Конечно, за всем творчеством Горького и постановками МХАТа стояли Романовы. Было бы странно думать, что они  могли не контролировать  такие значительные явления культурной жизни в стране. Если предположить, что им нужна была революция, то они и контролировали, и управляли процессом. И подбирали людей для него, как делал это Николай Первый и его сообщник Людвиг Кноп в продвижении промышленной революции в России. Видимо, так была подобрана кандидатура одного из руководителей нового театра Владимира Немировича-Данченко.
         Он родился 23 декабря 1858 года в Озургети Кутаисской губернии Российской империи (ныне Грузия). Отец — Иван Васильевич Немирович-Данченко, дворянин Черниговской губернии из рода Немировичей-Данченко, подполковник Русской императорской армии, служивший на Кавказе. Немировичи-Данченко — дворянский род. Происходит от войскового товарища Данилы Немировича, предки которого прибыли из Польши, которому Богдан  Хмельницкий пожаловал поместья, в частности, сельцо Данковское. Учился в Тифлисской гимназии, которую окончил с серебряной медалью в 1876 году (за два года до рождения Иосифа Сталина). Поступил на физико-математический факультет Московского университета, затем перешёл на юридический факультет, но в 1879 году оставил университет, не окончив его.
        Фамилия Немировича-Данченко связана не только с польским происхождением его предков и с Богданом Хмельницким, но и с местом рождения Иосифа Сталина-Джугашвили. От Гори до Кутаиси – полторы сотни километров. Однако время рождения обоих разделяют 20 лет. В то время, когда Горький писал «На дне» для МХАТа Станиславского и Немирович-Данченко, двадцатидвухлетний Иосиф Джугашвили публиковался в нелегальной  бакинской газете «Брдзола» - «Борьба». В ноябре 1901 года он введён в состав Тифлисского комитета РСДРП, по поручению которого в том же месяце  направлен в Батум, где участвует в создании эсдековской организации. Появляется партийная кличка Коба. После раскола в 1903 году российских социал-демократов на большевиков и меньшевиков Сталин присоединился к большевикам. В 1904 году организовывает грандиозную стачку рабочих нефтяных промыслов в Баку, которая закончилась заключением коллективного договора между бастующими и промышленниками. В декабре 1905 года - делегат от Кавказского союза РСДРП на I конференции РСДРП в Таммерфорсе (Финляндия), где впервые лично встретил В. И. Ленина. В мае 1906 года - делегат от Тифлиса на IV съезде РСДРП в Стокгольме, это была его первая заграничная поездка. И в это же время в Европе проходили гастроли МХАТа с пьесой Горького «На дне». Гастроли, которая давали ошеломляющие сборы, шедшие в партийную кассу большевиков.
                4
         В биографии Сталина  есть совпадение его работы в подпольной газете не только  с  работой  Горького над пьесами для театра большевиков, но более раннее - в 1898-м ( в год создания МХАТа) Джугашвили получает опыт пропагандиста на встрече с рабочими на квартире революционера Вано Стуруа и вскоре начинает руководить рабочим кружком из молодых железнодорожников, он ведет занятия в нескольких рабочих кружках и даже составляет для них марксистскую программу занятий. В августе того же года Иосиф вступает в грузинскую социал-демократическую организацию «Месаме-даси» («Третья группа»). Вместе с В. З. Кецховели и А. Г. Цулукидзе Джугашвили образует ядро революционного меньшинства этой организации, большинство которой стояло на позициях «легального марксизма» и склонялось к национализму. 29 мая 1899 года, на пятом году обучения, был исключён из семинарии «за неявку на экзамены по неизвестной причине» (вероятно, фактической причиной исключения была деятельность Иосифа Джугашвили по пропаганде марксизма среди семинаристов и рабочих железнодорожных мастерских). В выданном ему свидетельстве значилось, что он окончил четыре класса и может служить учителем начальных народных училищ. Но точнее было бы сказать, что Джугашвили, закончив бакалавриатуру очень хорошего высшего учебного заведения в России -Тифлисская семинария была именно таким образовательным учреждением - как это сегодня принято в университетах, не стал продолжать учебу для того, чтобы стать священником, а ограничился светским курсом, который, кстати, давал право поступить в любой университет. Но в политических целях эту строку биографии трактуют по сей день как о банальном отчислении за неуспеваемость. И это исторически и фактически неправильно. Сталин получил очень хорошее высшее образование в Тифлисской семинарии, получил документ и ушел на штатную работу в партию РСДРП, к  коммунистам и большевикам. Где  продолжал работать всю свою жизнь, до самой смерти.
             А что такое 1898 год, начало создания театра МХАТ? В этом году состоялся нелегально I съезд Российской социал-демократической рабочей партии  (в Минске). На съезде присутствовало девять делегатов. Инициатором созыва был П. Б. Струве. Съезд не выработал ни программы, ни устава партии. Через несколько недель все участники съезда, кроме одного, были арестованы — таким образом, реально действующая партия на этом съезде создана не была. Но «Манифест» и решения съезда, напечатанные отдельным листком в апреле 1898 года в бобруйской подпольной типографии Бунда, были восприняты революционными социал-демократами России как документы исторической важности и получили одобрение В. И. Ленина. После съезда социал-демократические организации и союзы приняли название комитетов РСДРП. Однако I съезду РСДРП не удалось преодолеть идейной и организационной разобщенности социал-демократического движения. Он не выработал ни программы, ни устава. Партия, как единая централизованная организация, на съезде не была создана. Положение усугублялось тем, что сразу же после съезда многие партийные организации были разгромлены, 8 из 9 делегатов съезда, в том числе все члены ЦК, арестованы, типография и готовый к печати № 3 «Рабочей газеты» захвачены полицией.
            В российской социал-демократии наступил период «разброда и шатаний» (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд. т. 9, с. 51 и т. 16, с. 100). Понадобилось не менее 5 лет (с 1899 по 1903) работы, чтобы создать и укрепить партию на принципах революционного марксизма, подготовить её идейное и организационное единство. В июле 1903 года на Втором съезде РСДРП, созванном редакцией «Искры», завершился процесс объединения революционных марксистских организаций и была создана партия рабочего класса России.
           II съезд Российской социал-демократической рабочей партии проходил с 17 (30) июля по 10 (23) августа 1903 года. До 24 июля (6 августа) работал в Брюсселе, но бельгийская полиция вынудила делегатов покинуть страну, и съезд перенёс свои заседания в Лондон. Это был фактически учредительный съезд РСДРП.  Всего было 37 заседаний (13 — в Брюсселе и 24 — в Лондоне). Были представлены 26 организаций: группа «Освобождение труда», русская организация «Искры», Петербургский комитет, Петербургская рабочая организация, Московский комитет, Харьковский комитет, Киевский комитет, Одесский комитет, Николаевский комитет, Крымский союз, Донской комитет, Союз горнозаводских рабочих, Екатеринославский комитет, Саратовский комитет, Тифлисский комитет, Бакинский комитет, Батумский комитет, Уфимский комитет, Северный рабочий союз, Сибирский союз, Тульский комитет, заграничный комитет Бунда, ЦК Бунда, «Заграничная лига русской революционной социал-демократии», «Союз русских социал-демократов за границей», группа «Южный рабочий». Всего участвовало 43 делегата с 51 решающим голосом (так как многие комитеты не могли прислать нужного числа депутатов, некоторые депутаты имели по два мандата) и 14 делегатов с совещательным голосом, представлявших несколько тысяч членов партии.
          На этом съезде произошёл раскол РСДРП на две фракции: большевиков и меньшевиков, сохранившийся вплоть до полного разделения в 1917 году.
           Если понимать задачу Романовых и попавшего в зависимость от иностранных корпораций государства каким-то образом получить обратно свою собственность (а это ни много -ни мало – все промышленные предприятия страны тех лет), то становится  понятным тот факт, что в самом начале политической деятельности только что созданной РСДРП к ней очень широко были привлечены рабочие – из 26 организаций самых крупных промышленных городов России. Перед ними стояла задача  поднимать  народные волнения и готовить большой бунт, в ходе которого  должны быть изгнаны тогдашние олигархи вместе с иностранными хозяевами. Но почему в этом так активно участвовали старообрядцы, сами олигархи, финансировавшие революционное движение? Не все, конечно, а были привлечены известные богачи того времени из Раскола на каких-то выгодных для себя условиях. То есть, это был банальный сговор  Романовых с теми, с которыми они начинали промышленную революцию, а теперь задумали следующую – но не социалистическую, конечно же, а буржуазно-демократическую, которая не лишала бы их престола. Короче, Романовы готовились чужими руками  совершить разбойное нападение на ими же узаконенную собственность в России иностранных владельцев.
          И тогда становится понятнее, откуда брались деньги у  политических  организаций на борьбу,  а у таких писателей, как Максим Горький (он был финансовым представителем  старообрядцев у большевиков, и представлял  большевиков  у старообрядцев) на многолетнюю безбедную жизнь за границей.

5

       Вот как складывалось финансирование нового – большевистского – театра. Его «Общедоступность» предполагала в первую очередь невысокие цены на билеты, а поскольку найти необходимые средства не удавалось, решено было обратиться за субсидиями в Московскую городскую думу. Немирович-Данченко представил в Думу доклад, в котором, в частности, говорилось: «Москва, обладающая миллионным населением, из которого огромнейший процент состоит из людей рабочего класса, более, чем какой-нибудь из других городов, нуждается в общедоступных театрах». Но субсидии получить не удалось, в итоге пришлось обратиться за помощью к состоятельным пайщикам и повысить цены на билеты. В 1901 году слово «общедоступный» из названия театра было удалено, но ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ. Театр, в конце концов, был учреждён по тому же принципу, что и  староверческо-иностранные корпорации Людвига Кнопа: в форме товарищества на паях, где впервые в театральном деле предприятие принадлежало не труппе, а 13 пайщикам, среди которых театр представляли набравшийся опыта такой работы на семейном предприятии Алексеевых  Станиславский и Немирович-Данченко. Пайщики принимали решения на общих собраниях, обладая неравным количеством голосов, пропорционально финансовому вкладу. Наиболее значительный  принадлежал меценату Савве Морозову, который наряду со Станиславским и Немировичем-Данченко определял всю деловую деятельность МХТ, а к 1902 году полностью взял на себя финансирование театра и заботы по аренде, реконструкции и оборудованию нового здания. Купить паи в три тысячи рублей было предложено также «вызывающим доверие» актёрам, в их числе — О. Л. Книппер. В. Э. Мейерхольд и А. А. Санин-Шенберг, которых обошли при раздаче паёв,  через год  покинули театр. Морозов предложил также А. П. Чехову стать пайщиком и получил его согласие, когда пообещал, что в качестве взноса будет зачтён долг Коншина Чехову за имение Мелихово. Таким образом была создана видимость финансовой независимости  МХТ (на самом деле, серьезнейшего органа идеологического воздействия в  актуальных политических целях), но если учесть, что в староверческо-зарубежные корпорации изначально были вложены огромные государственные деньги и все новоявленные длиннобородые олигархи  были вечными должниками Романовых, то, разумеется, МХТ строился за счет казны.
        Видимо, Романовы торопились приблизить  революционные события, и, возможно, поэтому «на средства Саввы Морозова» театр был  построен из домашнего театра домовладельца Лианозова всего лишь за три летних месяца 1902 года. В 1906 году Художественный театр предпринял свои первые зарубежные гастроли — в Германии, Чехии, Польше и Австрии. И в мае  1906 года Иосиф Джугашвили, уже сделавший свою партийную карьеру организацией грандиозной стачки рабочих нефтяных промыслов в Баку в 1904 году, которая закончилась заключением коллективного договора между бастующими и промышленниками, едет делегатом от Тифлиса на IV съезд РСДРП в Стокгольме, это была его первая заграничная поездка. Случайны ли эти совпадения -  работа театра и  политическая деятельность теперь уже исторических личностей? Нет, конечно.  МХТ был вписан  в эту работу большевиков как важный идеологический орган. И если на его сцене ставили остросоциальную пьесу «На дне» о беспросветной бедности народа, то  на съездах большевиков обсуждали уже практические вопросы о том, как  бороться за народное счастье и какими методами. То есть, как сегодня принято говорить,  шла основательная «промывка мозгов» у  людей в России – и со сцены большевистского театра, и с большевистских  газетных страниц.
          Максима Горького подключили к театральной деятельности в середине 90-х годов. К написанию пьес он обратился, как говорят, по совету Чехова и настоятельной просьбе основателей МХАТА К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В сентябре 1900 года Горький писал Чехову: «Художественный театр - это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. Не любить его невозможно, не работать для них преступление». Пьесы Горького сделали его, по словам Станиславского, «главным начинателем и создателем общественно-политической линии Художественного театра»,(добавлю) и ставшего «ловцом» человеческих душ для революционной борьбы.
        Но сражался Максим Горький не только за идею,  а и за деньги. За очень большие деньги. Одно такое сражение он выиграл просто блестяще. И сражение это было не с кем-либо, а с самим  Парвусом! Израилем  Лазаревичем  Гельфандом (Молотовым), деятелем российского и германского социал-демократического движения,  теоретиком марсксизма-ленинизма, публицистом, доктором философии И - как  принято считать- главным финансистом Ленина.
          И вот это самое сражение Горького дало возможность  будущим организаторам октябрьского восстания в России убрать Парвуса с его сцены задолго до начала этого грандиозного мирового «спектакля» с далеко идущими историческими последствиями.
          Начиная с 1902 года он был литературным агентом  Горького. Именно  с его помощью пьеса «На дне» была поставлена в Германии, где имела огромный успех. Она обошла все театры и в одном только Берлине выдержала 500 постановок. Часть суммы, полученной от них, составила агентский гонорар самого Парвуса, другую он должен был передать Горькому, третью - в партийную кассу РСДРП.
         Однако, как утверждал Горький, кроме Парвуса никто своих денег не получил. «Трудно сказать, - писали  по этому поводу авторы книги «Парвус - купец революции»  З. Земан и В. Шарлау, — что было правдой, а что вымыслом в этой истории с Горьким…».
 Но по жалобе Горького дело Парвуса в начале 1908 года рассматривал третейский суд в составе А. Бебеля, К. Каутского и К. Цеткин. «Купец революции»  был морально осуждён и исключён из обеих партий, в которых состоял – из социал-демократической партии Германии и из РСДРП.
         Скандал заставил его покинуть Германию и найти себе прибежище сначала в Вене (где, по свидетельству Н. Иоффе, он некоторое время принимал участие в издании венской «Правды»), а затем в Константинополе.
         Уже из Константинополя он пытался влиять на  участие германского правительства на раскрутку революционных событий в России. Однако не получил желанной поддержки и финансирования.
          Почему? Как писал Троцкий, говорят, его ученик, несмотря на инициативность и изобретательность его мысли, он совершенно не обнаружил качества вождя.
Однако, скорее всего, дело было совсем в другом. Просто к этому времени и внутри России, и за рубежом у тех, кто хотел убрать Романовых, уже сложились свои интересы, в круг которых не входила задача осуществлять государственный переворот и свержение династии во имя наживы Запада. Наверняка это была партия (до сих пор не выявленная и не названная) тех патриотов, которые вовсе не светились в рядах РСДРП, но вели ее по тому пути, который уводил революцию от экономических интересов Европы и Америки.
Что произошло в России  после революции и войны с Японией 1905 года? Внутренние ресурсы страны были захвачены иностранным капиталом на 70 процентов! А к 1916 году внешний долг царской России составлял 50 процентов ВВП. Она потеряла свою экономическую независимость. Но не политическую, как рассчитывали на Западе, стараясь путем бунтов развалить государство и захватить его богатейшие ресурсы. Парвус был в кандидаты на нового «царя»? И это, конечно, понимали те, кто собирался свергать Романовых - Ленин и его партия.

                6

       Что бы сегодня ни говорили о Ленине, это он был ставленником тех самых, не известных нам исторических личностей, которые расставляли  революционные фигуры на шахматной доске российской истории. И личности эти были несомненно патриоты России. Однако в РСДРП многие верили Парвусу, его политическим связям в правительствах Германии и других стран. И эту фигуру, как враждебную русской патриотической партии, было необходимо устранить. И она пала с помощью Горького и его гениальной пьесы об обитателях русской ночлежки. Ему не только не дали приблизиться к Октябрьской революции, у него даже отняли псевдоним Молотов и отдали его совсем другому человеку, которого все  в России хорошо знают. Тому самому Вячеславу Молотову – Скрябину, который был из рода боярина Скрябы-Морозова(?), потомки которого так  рвались к российскому трону! Которые создали  пятую колонну русского Раскола, а их дальний-дальний потомок все-таки побывал в должности русского «царя», когда возглавлял  советское правительство.
      Таково было настоящее «дело Парвуса», которое вошло в историю.

       А Горький стал великим писателем России. Но когда он перестал понимать Ленина, жестоко расправлявшегося с инакомыслящими интеллигентами и отправившего их на «философском пароходе»  в изгнание на Запад, то Ленин очень настойчиво попросил писателя покинуть вслед за ними Родину, правда, в отдельной каюте и в комфортные условия проживания в Сорренто. Думаю, он мог шепнуть ему на ушко: «Уезжайте поскорее, дорогой Алексей Максимович, иначе мы вас  посадим…»
      А кто же это в СССР  положил начало диссидентскому движению? Ах да,  Евгений Александрович Гнедин – сын Александра Львовича Парвуса и Татьяны Наумовны Берман. С 1956 года активно занимался журналистско-публицистической и правозащитной деятельностью. Был другом  А.Д. Сахарова.  Активно пропагандировал идею конвергенции (компромиссов и сближения) советского общества с западным, мирного сосуществования двух систем. Вот Ленин Парвусу не поверил, а Сахаров поверил. Однако толку из этого, как видим, опять никакого не вышло.
          И у Немировича-Данченко случился инцидент, который вроде бы должен был стоить ему весьма дорого, но как-то обошлось. После Октябрьской революции он вошёл в число членов Центротеатра (высший орган, управляющий театрами), стал одним из основателей и редакторов журнала «Культура театра». В 1919 году организовал при МХТ Музыкальную студию. В 1925 году она отправилась на гастроли по Европе и Соединённым Штатам. «Такой группы актёров, — писала одна из американских газет, — мы не видели на нашей сцене с тех пор, как здесь был Московский Художественный театр, родитель студии». После гастролей полтора года Немирович-Данченко работал по контракту в Голливуде. А группа его  артистов не вернулась на Родину и осталась в США. Но по возвращении в Москву Музыкальной студии Немировича-Данченко было отказано в помещении, и фактически она оказалась на улице; однако вскоре для работы Московскому театру была предоставлена сцена Дмитровского театра (с 1922 года сцена Театра оперетты, Большая Дмитровка, 17)]. Вот и все наказание. И затее, в годы репрессий ему никто ничего такого не припомнил. До конца жизни он возглавлял МХАТ, будучи его директором и художественным руководителем.
     Но вернемся ко «второму дну»  пьесы М. Горького «На дне». Это не только  судьба Наташи, которая требует  гораздо большего осмысления, чем ей придавали все эти 120 лет. А и судьба Квашни, «женщины 40 лет, которая торгует пельменями». В начале пьесы она  твердо стоит на позициях свободы женщины от домашнего рабства и насилия, а в конце оказывается все-таки второй раз замужем – за бывшим полицейским, дядей хозяйки ночлежки Василисы и ее сестры Наташи. Именно ему и будет принадлежать эта ночлежка после смерти  старика Костылева, ареста его жены и бегства Наташи. И хотя он начал пить, Квашня все возьмет в свои руки, и все вернется на круги своя. Вот он, настоящий конец истории, которая звала к протесту, к буре, к бунту обреченных. Как мы знаем, большевики добились своего, обойдя Романовых и их зарубежных компаньонов, объявив и экспроприацию, и национализацию, и народную власть. Однако хитрая и расторопная «Квашня» все-таки добрела со своей «пельменной» корзинкой до 1991 года и вернула все обратно…


Рецензии