Глава тридцать четвёртая. Часть первая

Заслуга Христова не вменяется без покаяния.
Христос сделался для нас премудростию от Бога, праведностию, освящением и искуплением. (1 Кор. 1.30.).
Это сильное изречение святого апостола научает нас, что Иисус Христос Господь наш заслужил всё необходимое к нашему блаженству. Когда мы ничего не знали о пути жизни, Он сделался нашею премудростию;когда мы были грешниками, Он сделался нашею правдою;когда мы были мерзостию пред Богом, Он сделался нашим освящением;когда мы были осуждены, Он сделался искуплением нашим.
К этому заслуга, могущество и свободная воля всех людей не могут прибавить ни пылинки достойного, не могут прибавить ни в начале, ни в средине, ни в конце даже столько, сколько стоит пылинка, летающая на солнце. Человек мог согрешить, но не мог оправдаться;мог погубить самого себя, но не мог снова обрести;мог умертвить себя, но не мог оживить;мог подвергнуть себя власти дьявола, но избавить самого себя от дьявола у него не было сил. Ибо как мёртвое тело не может оживить само себя, так и все люди, будучи, по словам святого апостола Павла, „мертвы во грехах" (Еф. 2.1.5.),не могут помочь сами себе.
Подобно тому, как мы ничего не могли сделать для сотворения нашего, ибо нам невозможно было себя сотворить;так же не можем мы ничего сделать и для нашего искупления, освящения и нового рождения, ибо искупление более сотворения. Еслиб мы могли сами себя сделать праведными, то сделали бы нечто большее, нежели когда бы сами себя сотворили.
Сын Божий для того сделался и человеком, чтобы всё умершее и потерянное в Адаме возвратит и оживит.
Прлисходит же это таким образом, как изображено в притче об израненном человеке, который попался разбойникам и не мог помочь себе. Верный самарянин должен был перевязать его раны, поднять его, привезть в гостинницу и поступит с ним, как врач с больным. (Лук. 10.30. и проч.). Но как этот израненный допустил самарянина поступать с собою, как он хочет, так должно и нам делать, если только мы хотим спастись. Здесь должно предоставить единственно Христу действовать над нами;мы должны вполне и совершенно предать и оставить себя на Его волю, и Он, конечно, поможет нам.
Вот если человек раскаивается и благодатию Божиею обращается к Богу;если грехи причиняют ему скорбь и он даёт омывать и очищать греховныя язвы свои едким вином закона и сладостным елеем утешения, то и Христос немедленно благодатию Своею производит в нём веру, все плоды веры, правду, жизнь, мир, радость, утешение и блаженство и обновляет его, и „производит в нём и хотение, и действие, по Своему благоволению". (Филип. 2.13.).
Однако,отстать от греха не в естественных силах человека. Ибо Св. Писание называет естественного человека „рабом греха" (Иоан. 8.34.),„проданным греху"(Рим. 7.14.),так что человек по естеству ничего больше не может делать, как только грешить, как об этом и пророк говорит:„Как можете вы делать добро, навыкнув злу? Может ли леопард переменить пестроту свою и ефиоплянин изменить кожу свою?". (Иер. 13.23.).„Но спасительная благодать Божия, явившаяся всем человекам посредством Евангелия, проповеданного всей твари, научает нас, - говорит святой Павел, - чтобы мы отвергли нечестие (Тит. 2.11.),то-есть благодать Божия приходит к нам чрез слово, и эта благодать научает нас, напоминает, наставляет, привлекает, возбуждает, движет и увещевает всех нас отстать от грехов, перестать грешить. Увещание же благодати Божией в слове согласуется с внутренним свидетельством совести и убеждает человека внутренно и внешно в том, что он должен оставить грехи, если хочет спастись, потому что грехи и Богу, и совести противны.
Итак, если человек последует этому „наставлению и увещанию благодати Божией", восприимет слово и начнёт переставать грешить, тогда благодать Божия будет производить в человеке всё:веру, любовь и все плоды веры, подобно тому, как если бы светильник начал сиять во тьме. Но как тьма мало может просветить сама себя, так и человек не может этого сделать, по сказанному в 17 Псал. 29:„Ты возжигаешь светильник мой, Господи;Бог мой просвещает тьму мою". Напрасно тот будет смотреть во все глаза, для кого солнце не светит. Так и благодать Божия, и Сам Христос, ясный свет, является всем людям, сидящим во тьме и тени смертной (Лук. 1.79.),и просвещает всякого человека, приходящаго в мир (Иоан. 1.9.);то-есть, открывает Себя всем, всем предлагает благодать и всем являет её. Он есть свет всего мира, Он всем показывает путь к жизни, светит пред всеми, „идёт, как истинный пастырь, пред овцами"(Иоан. 10.4.),и показывает им путь, по которому им следует идти. „Он взыскал всех нас, погибших овец" (Лук. 15.4.),ищет и привлекает нас ежедневно, гонится за нами, старается внушить любовь к Себе и приобресть нас, как жених возлюбленную свою невесту, если только мы хотим принимать любовь Его и не любить так сильно тьмы и греха.


Рецензии