Глава тридцать первая

Самолюбие и любовь.
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимваль звучащий. (1 Кор. 13.1.).
Причина того, что святый Павел так высоко ставит любовь, заключается в том, что „Сам Бог есть любовь". Итак, какая хвала подобает Богу, такой же хвалы достойна и любовь в Боге. Ибо ни в Боге, ни в человеке нет никакой другой добродетели, которая была бы больше любви.
Но в человеке двоякая любовь:любовь истинная, живая, чистая, нелицимерная, неосквернённая;и любовь ложная, нечистая, осквернённая. Чистая, нелицимерная любовь такова, какою описывает её здесь св. Павел, со многими свойствами и плодами, как мы уже сказали в предыдущей главе.
Ложная, нечистая, осквернённая любовь та, которая во всём-в словах и делах и в употреблении полученных даров-ищет собственной своей славы, чести и пользы, совне имея вид, будто служит тем Богу и людям. Однако, во внутреннем основании всё это не что иное, как собственная слава, собственная честь, собственная польза, самолюбие. А что происходит из этого основания, то происходит не от Бога, но от дьявола, и есть яд, повреждающий все добрыя дела и все благие дары.
Подобно тому, как какой-нибудь цветок:как бы ни были изящны краски, запах и вкус его, но если в нём сокрыт яд, то вся изящность его красок, запаха и вкуса не только не полезна человеку, но до крайности вредна, - точно так и человек:сколько бы ни прекрасны были его дарования, и хотя бы даже то были дарования ангельския, но раз он исполнен гордости, честолюбия и самолюбия, они не только совершенно безполезны, но и до крайности вредны. (Иоан. 2.17.).Если хочешь, чтобы что-либо было действительно доброе у тебя, надлежит, чтобы оно проистекало чисто и безпримесно из Бога, от Него приходило и оканчивалось в Нём. Если же оно имеет другой источник и другой конец, то не может быть добром, ибо только Бог есть источник всего доброго. Что добро, то не может ни откуда более прлисходить, как только от Бога. Одно только то добро, что один Бог производит в твоём сердце. Но всё то, что производит в тебе твоё самолюбие, честолюбие, самохвальство и твоя собственная польза и к чему эти свойства тебя побуждают, не может быть добром, ибо происходит не от Бога. Только один Бог благ (Мате. 19.17.),а Бог есть любовь:потому и приходит всё доброе человеку от любви, которая есть Сам Бог.
Вот поэтому-то один святой муж желал быть Господу Богу тем, чем служит ему рука его;то-есть, как наша рука берёт что-нибудь и опять отдаёт, не присвояя себе за то никакой похвалы или чести, ибо она есть простое орудие;так и человек должен в великой простоте быть у Господа Бога, как рука Его;и что он получил от Бога, то должен в великой простоте, без самохвальства и честолюбия, с чистой, непритворной любовью, отдавать обратно. Ибо он получил всё от Бога, почему и не может нисколько хвалиться;хвала же принадлежит одному Тому, от Кого он получил всё, то-есть Богу единому. Мы же только простыя орудия Божии, назначенные к тому, чтобы принимать от Бога дары Его и опять раздавать их.
Кто же не имеет такой искренней и чистой любви, тот со всеми дарами своими ничто, хотя бы умел говорить ангельскими языками, и знал все тайны и имел все познания, хотя бы имел чудотворную веру и раздал все имение своё нищим, хотя бы даже отдал собственное тело своё и жизнь свою.
Ибо всякое самолюбие, самохвальство, честолюбие и собственная польза происходят от дьявола и являются причиной его падения, тем, из-за чего он был свержен с неба. Когда Бог сотворил Люцифера прекрасным ангелом и одарил его различными высокими качествами:красотою, премудростию, светом и славою, то Люцифер залюбовался полученными им дарами, как павлин своими перьями, и начал любить всего больше самого себя и хвалиться только собою. Началом его падения было то, что он стал воздавать честь не Богу, но себе самому, и любовь свою направил от Бога к самому себе. Бог и отверг его с аншелами его, которых он прельстил или развратил своею гордостию.Ибо Люцифер имел начальство между ангелами:когда это произошло, правосудный Бог низверг „ангелов, не сохранивших своего достоинства (начальства) " (Посл. Иуды, ст. 6.);об этом говорит и св. Павел:„Отняв силу у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою". (Колос. 1.15.).
Что послужило причиной падения сатаны, чрез то же довёл он до падения и человека, именно:отвратил его от любви и чести Божией к самому себе, так что в человеке возникло самолюбие и искание собственной чести, и он восхотел быть равен Богу. За что человек был изгнан из рая, как Люцифер свергнут с неба. (Быт. 3.24.).Таким образом, прародители наши передали в наследство самолюбие и честолюбие. Это есть падение Адамово, которое ещё и теперь все люди совершают, и всё это прирождено нам посредством плоти и крови.
Если нужно наше падение возстановить и исправить, то это должно совершиться чрез драгоценную заслугу Христову, быть взято верою, посредством которой мы и обновляемся во Христе те и распинаем плоть;так что, вместо обычной любви к самому себе, человек научается „ненавидеть себя". (Лук. 14.26.).То-есть человек должен не быть угодным самому себе;вместо воздаваемой самому себе чести должен он научиться „отвергаться себя" (Лук. 9.23.),то-есть считать себя за ничто;вместо того, чтобы искать собственной своей похвалы и пользы, должен он учиться отказываться от „всего, что имеет" (Лук. 14.33.),не надеяться ни на что земное и непристанно бороться с собственною своею плотию и кровию, без чего он не может быть учеником Господа. Вот таким именно образом чрез Христа, чрез истинное сердечное покаяние, должно измениться превратное, злое существо человеческого сердца.
Но так как это не соответствовало человеческим силам (по природе человек может только любить, чтить и хвалить себя и во всём искать собственной своей пользы), то-есть он не может делать добра, а только грешить, ибо это свойственно его природе), то надлежало Самому Богу положить начало нашему возстановлению, даже, как вернее, совершить и средину, и конец его;Сыну Божию вочеловечиться, чтобы чрез Него человеческая натура обновилась и мы чрез Него, в Нём и из Него родились снова и сделались новыми созданиями. Ибо как мы „в Адаме умерли" телесно, а вместе и духовно, так надлежит нам „во Христе" духовно „ожить". (1 Кор. 15.22.).И как чрез телесное рождение наследовали мы от Адама грех;так надлежит нам во Христе, чрез духовное рождение, посредством веры наследовать правду. И равно, как чрез плотское рождение прирождается нам от Адама грех, самолюбие, искание для себя чести и славы;так и из Христа, чрез веру и Святого Духа природе нашей надлежит обнлвиться, очиститься и освятиться, и всякое самолюбие, всякая честь и слава должны в нас умереть. Должно нам получить от Христа новое сердце и новый дух, подобно как мы получили от Адама греховную плоть. По причине этого нового рождения называется Христос Господь „вечным Отцом". (Исаии 9.6.).
Таким образом, дела всех христиан, чтобы быть угодными Богу, и все дарования и качества должны происходить из нового рождения, то есть из веры, из Христа и Святого Духа;без этого самые высочайшие дары ничего не значат пред Богом, хотя бы то были даже чудотворения. Мы должны ближнему нашему всё творить с любовию (1 Кор. 14.1;16.14.),без всякой для себя пользы и славы. Для того Бог и поставил ним возлюбленного Сына Своего в пример. (Иоан. 13.15.).Никто не видел, и воистину не было в Нём никакого самолюбия, никакого искания для Себя чести, никакого своекорыстия, никакой собственной слаы;но лишь одна чистая, непритворная любовь и смирение, происходившия от сердца. Поставлен же Он нам не в такой пример, как другие святые, на которых мы взираем извне;но в пример живой, так что Он живёт в нас чрез веру. Итак, все наши действия, слова, познания и дела происходят из Христа, как из живого основания и источника. Если же это так не творится, то всё, что мы ни делаем, ничего не значит, хотя бы то были ангельския дарования и дела. Ибо где самолюбие, там вражда на Бога;где собственная честь и слава, там непочтение к Богу;как же могут быть Ему угодны дела, которыя из них прлисходят!
Вот потому-то прлси у Бога веры и чистой, нелицимерной любви, которая не осквернена честолюбием, собственною пользою и славою, но которая бы происходила от сердца. При такой вере не только великия твои дела будут благоугодны Богу, но и самыя ничтожныя, хотя бы даже малое количество студёной воды. (Мате. 10.42.).Ибо даже самое малое дело, творимое из чистой любви и смирения, лучше и больше, нежели какое-либо великое дело, творимое из гордости и самохвальства.


Рецензии