Глава тридцать третья

Бог взирает не на лицо, а на сердце человека. (Притч. 21.2.).
В первой книге Царств мы читаем, что когда Господь Бог послал пророка Самуила в дом Иессея помазать Давида на царство и пророк хотел помазать первородного, то Господь сказал:„Не смотри на вид его и на высоту роста его;Я отринул его;Я смотрю не так, как смотрит человек;ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце". (16.7.).
Этим Господь Бог хотел научить нас, что Он не обращает внимания на лицо или наружность человека:Господь желает от нас богобоязненного, любовного, верующего и смиренного сердца. Не только лицо, а также и все дела судит Бог по внутреннему духу, расположению и намерению, как говорит Соломон. (Притч. 21.2.).То же нужно сказать и относительно прочих дарований человека;как бы ни были они высоки и славны пред миром, но если только они не исходят из чистого сердца и не имеют в виду единственно славы Божией, пользы и исправления ближняго и при этом не лишены гордости, самолюбия, искания собственной чести, корысти, похвалы и славы, то ничего не значит пред Богом. Хотя бы человек имел от Бога самые высокие дары, но раз он ищет чрез них собственной славы, чести, собственной пользы и любви, а не одного Бога и чести Божией и исправления своего ближняго, то все эти дары становятся мерзостию пред Богом и обращаются в грех человеку. Ибо все дары даются единственно для славы Божией и для исправления ближняго.
Воззрите на Люцифера:он был самым прекрасным и славным на небе ангелом;но как скоро он стал употреблять Божии дары к собственной чести, любви и похвале, а не единственно к любви и хвале Божией, то превратился в дьявола и был отвергнут Богом.
Отсюда следует, что если человек хочет, чтобы какое-либо дело было угодно Богу, то он должен наблюдать, чтобы оно происходило из веры и чтобы в нём обнаруживалась чистая, безприместная любовь к Богу и людям, без собственной чести, любви, пользы и похвалы, насколько это, по благодати, возможно человеку при его нынешней слабости. Поэтому св. Павел говорит:„Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею;то я медь звенящая или кимваль звучащий" (Кор. 13.1),т.е. безполезная вещь, в которой нет никакой пользы, плода и силы. Бог не взирает на красноречивые уста, но на смренное сердце. Бог не взирает на высокую учёность и познания человека, но испытывает дух его:самолюбия ли и собственной чести, или чести Божией и пользы ближняго он ищет. Бог не взирает и на великую веру, хотя бы она двигала горами и имела великий почёт пред людьми, если только при этом человек ищет собственной своей чести;наоборот, Бог взирает на угнетённого, сокрушённого духом и трепещущаго слов Его. (Исаии. 516.2.).Бог не обращает внимания также на богатую милостыню, раз таковая раздаётся для собственной славы;даже и на то, еслиб кто-либо, для приобретения знаменитости, отдал тело своё на сожжение;взирает Он единственно на сердце:как и для чего оно всё это делает.
Это нельзя лучше понять, как из примеров. Каин и Авель оба принесли жертву;но сердца их были неодинаковы;и вот Бог принял жертву Авеля, а жертву Каина отверг. (Быт. 4.4,5.).Сауль и Давид оба принесли жертву (1 Царст. 13.9,10;2 Царст. 24.25.);между тем одна была принята, другая же отвергнута. Причиною были неодинаковыя их сердца.
Давид, Манассия, Навуходоносор, Пётр обрели благодать у Бога, когда принесли искреннее раскаение;а Сауль, Фараон, Иуда не обрели таковой благодати. Почему? Причина в неодинаковости их сердце. Фараон и Сауль говорят: я согрешил (Исход. 9.27;1 Царств. 15.24.);и Манассия говорит то же (Молит. Ман. 11.);между тем какую неравную мзду получают они!
Иудиф и Есфир украшаются нарядами. (Иудиф. 10.3;Есф.5.1).Дщери Израилевы также. (Ис. 3.16.).Между тем первыя получают похвалу, а последния-жестокие упрёки.
Езекия, Иисус Навин и Гедеон требуют знамений с неба и получают похвалу (3 Царст. 20.10;Иис.Нав.10.12;Кн.Суд.11.38.);фарисеи также требуют знамения с неба (Мате. 12.38.),но осуждаются за это.
Матырь и фарисей оба молятся во храме (Лук. 18.10.),но неодинаковый суд произносится над ним.
Ниневитяне постятся (Ион. 3.6.);постятся также иудеи и фарисеи. (Мате. 6.16.).Но на первых взирает Бог, а на вторых нет, как они и говорят:для чего мы постимся, а Ты того не видишь (Ис. 513.3.)?
Вдова,положившая одну лепту в сокровищницу Божию, была похвалена, а другие нет, хотя они и более давали. (Лук. 21.2.).
Ирод радовался, видя Христа (Лук. 23.8.),радовался также и Закхей. (19.3.).На какую неравную мзду получили они!
Причина всего этого лежит в сердце, на которое Бог взирает, испытывая:из чистой ли веры, любви и смирения совершает оно какое бы то ни было дело. Ибо где дела осквернены исканием собственной чести, самолюбием, исканием похвалы себе и пользы, там они ничто, хотя бы то были самые высокие дары в человеке.
Святые мученики предавали себя на убиение за Христа;Ахаз и Манассия также убивали и приносили в жертву собственных своих детей. (4 Царст. 16.3;21.6.).Но в то время, как те были угодными Богу жертвами, эти явились мерзостию пред Ним.


Рецензии