Клуб Почитатели книг Выпуск 2 Часть 1

  Ещё не раз вы вспомните меня
  И весь мой мир волнующий
  и странный

  Н. Гумилёв

Николай Степанович Гумилёв
15 апреля 1886 - 26 августа 1921

Воин, путешественник, исследователь, Поэт, ловелас, человек несгибаемого мужества и отваги, "отец" акмеизма, создатель "Цеха поэтов".

Был арестован 15 августа 1921 года за "недоносительство" об антисоветском заговоре группы профессора Таганцева.
В заговоре участия не принимал.
Был расстрелян 26 августа 1921 года.
До конца остался Воином и Поэтом!

     ВОЛШЕБНАЯ СКРИПКА

                Валерию Брюсову

Милый мальчик, ты так весел,
          так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастьи, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь,
          что такое эта скрипка,
Что такое тёмный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял её однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей.
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Надо вечно петь и плакать этим струнам,
       звонким струнам,
Вечно должен биться, виться
       обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой,
       под белеющим буруном,
И когда пылает запад, и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь
       и на миг прервётся пенье,
Но уж ты не сможешь крикнуть,
       шевельнуться и вздохнуть,-
Тотчас бешеные волки
в кровожадном  исступленьи
В горло вцепятся зубами,
       встанут лапами на грудь.

Ты поймёшь тогда, как злобно
       насмеялось всё, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьет,
       как тканью тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь
       ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу - ты смеёшься, эти взоры - два луча.
На, владей волшебной скрипкой,
       посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью,
       страшной смертью скрипача!

_________

Продолжение темы - в Части 2 Выпуска 2 Клуба Почитатели книг

 

 


Рецензии
Собрал кое-что из своего (вокруг Н.С.). Подражательное, завирательное... Ну, и с пару забавных тем (вокруг него, конечно).
Где-то отыскалось бы и в "эссеистике", но...

Николаю Гумилёву (3(15).04.1886 - август 1921)

Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из иной страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
-------------------------------------

Снова ссучились, сбились в стадо
И дрожите, поджавши хвост.
Богом проклятый конквистадор
Ищет лучшую среди звёзд.

Вашей секте бросает вызов
И плюёт на святую рать.
На прелатов в парчовых ризах.
На прокисшую благодать.

Он снимает железный панцирь,
Не боясь ядовитых стрел.
Нувориши и голодранцы –
Вы – слепцы! Ну, а он – прозрел.

Вашей алчности, вашей злобе,
Грязным склокам, пустым словам
Предпочтёт он пустыню Гоби,
Воздух прерий, простой вигвам.

Бедуина седого песню
И индейца коварный нож.
Может, кто-то из нас воскреснет.
Может всё это – только ложь.

Как и сказка про Эльдорадо.
Потому и уходит прочь
В голубом плаще конквистадор
За своею звездою в ночь.

14.10.2012

«Последний философ»

Комментарии к «Софисту» и «Тимею».
Остов мира на протезах гипотез.
Христианство. Византийская Ромея.
И с остготами унылый политес.
Ты утешен, как когда-то Анней Луций.
Дурно пахнут в ульях мёртвые слова.
Чахнет Логос. Вот и всё, мой друг Боэций!
Опускается на плаху голова.

15.11.2015
PS:
Образ – собирательный.

Дурно пахнут в ульях мёртвые слова… – а это уже Н.С.Гумилёв.

мой друг Боэций… – попахивает Шекспиром (мой друг Горацио – «Гамлет»).

«Что наша жизнь?..»

Ещё не раз Вы вспомните меня
И весь мой мир волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный –
Он мог стать Вашим тоже и не стал
Его Вам было мало или много,
Должно быть, плохо я стихи писал
И Вас не праведно просил у Бога…
(Н.Гумилёв)
-----------------------------------------------------------

Великие латают ткань эпох,
а я, пигмей, строчу стишки на злобу.
Хоть сам – не зол. Тому свидетель – Бог.
А мир – всё тот же. Негде ставить пробу.
Всё те же нравы. Те же тонны лжи
ложатся на скрижали позолотой.
Властей режимы, жизней миражи…
Валет трефей в обличье Ланселота –
я не был картой в шулерской игре.
Во флеш-роялях, стрейтах и каре
мне места нет.
Я – из иной колоды!

1.02.2016

«Гумилёвщина. Письмо ВБ – НК»

Версаче – дело чести.
Помру, а всё ж найду.
А то ведь – прямо бедствие!
Всучили ерунду.
На запах – вроде, клёво.
На час. От силы – два.
У Коли Гумилёва,
А может быть, у Льва –
Отыщутся две строчки
Про мамонтову кровь.
Там щёлкают курочки
И боги хмурят бровь.
А кто-то очень хрупкий,
На грани мятежа,
Заламывает руки
В безумии кружа.
И пьяно раскорячась,
Докурит коноплю.
А я ищу Версаче
И грошики коплю.

8.02.2016
PS: Лев Николаевич, между прочим, стишки пописывал. Не так, как маманя и папаня, но – однако:

На грани мятежа ко мне явились гости.
Тогда на лезвии холодного ножа
Мы выпили вино и проиграли в кости
Что проиграть могли на грани мятежа.
Так веселимся мы, беспомощны и наги,
Пещерною золой взволнованы умы,
И кровью мамонта, и светлой кровью браги
Мы пьяны в этот век – так веселимся мы!
Но всё растёт беда, её не проиграли
Ни мы и не они, нигде и никогда.
Вот разбудил затвор упругим треском стали
Её глухих богов – и всё растёт беда.
Смыкается заря над нашим вертоградом.
Допьём своё вино, о жизни говоря,
И выйдем посмотреть, как горным водопадом
Вкруг нашей гибели смыкается заря.
1935 г.

«Мой цветок…»

Мой Цветок, волнующий и ласковый,
Что таит задумчивость Твоя?
Умащал маслами и лекарствами
Врач Пэан поверженных в боях.
Там – Гомер и боги олимпийские.
Нам до них вовек не дотянуть.
И в гарем султана с одалисками
Вместе с Энгром мне заказан путь.
Я смотрю на чашечки лиловые
И ищу достойные слова.
Ведь никак не хуже Гумилёва я,
Да полна дурманом голова.
И пэон в поэзии не пользую,
Как блаженный мистик Даниил.
Мой Цветок, на тему эту скользкую
Ты меня напрасно заманил.

15.06.2016
PS:
Т: А этот «Минорный свинг» тебе. Любимое произведение главного персонажа «Синдром Петрушки».
И, фото: «Мой цветок».
Своим латинским названием он обязан легендарному врачу Пеану (или Пеону, или Пэану), излечивавшему богов и людей от ран, полученных в сражениях.

Пеа́н, устар. пэа́н – хоровая лирическая песнь, жанр древнегреческой поэзии. Первоначально пеан – хоровая песнь, адресованная Аполлону, позже – и другим богам (Дионису, Гелиосу, Асклепию). Точная этимология слова «пеан» неизвестна, но весьма вероятна его связь с кругом представлений об искусстве врачевания.
Пеон (также пэон) – стопа античного квантитативного стихосложения, состоящая из 5 мор, трех кратких и одного долгого слога.

«Романтические цветы» – второй сборник стихов Николая Гумилева, выпущенный в Париже в январе 1908 года на собственные средства.
Первое издание «Романтические цветы» вышло с посвящением Анне Андреевне Горенко. В сборник вошло 32 стихотворения. Три из них в дальнейшие издания не включались, одно было включено в сильно урезанном виде.
Подробно использование пеонов, как поэтический прием, рассматривает Даниил Андреев в своей работе «Некоторые заметки по стиховедению» и активно их применяет в своих произведениях. В работе Новые метро-строфы содержится обширная классификация вводимых им «метро-строф» с примерами, часть VI работы называется «Пэоны и гипер-пэоны».
Пример пеона в работе Даниила Андреева «Новые метро-строфы»:

Над рекою, в невидИмом предвечерии,
Уж потрескивал задумчивый костёр,
И туманы, голубые как поверия,
Поднимались с зарастающих озёр...

* * *

К.Р. и В.П.

Заходил к Колбасьеву Коровьев.
Говорил: «Всё пишешь, Капитан?!».
– Паруса заката чёрной кровью
не случайно кто-то напитал…
Переломлен кортик у эфеса.
Ржавый чай похож на керосин.
Заскакали сумрачные бесы.
Полыхнул от примуса торгсин.
На Смоленской. Дальше – по Арбату.
На Неве не меньше занялось…
– С кем ты, Русь, теперь, запанибрата,
на слабо надламываешь ось?!
С волей чьей твои гардемарины
обвенчать намерены судьбу?!..
– В топь болот, в неведомость равнины,
в кумачовых выплесках трибун.

15-16.11.2017
PS:
В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой
Проплывает Петроград.
И горит над рдяным диском
Ангел твой на обелиске,
Словно солнца младший брат.
Я не трушу, я спокоен,
Я моряк, поэт и воин
Не поддамся палачу.
Пусть клеймит клеймом позорным.
Знаю – сгустком крови чёрной
За свободу я плачу.
За стихи и за отвагу,
За сонеты и за шпагу,
Знаю, строгий город мой
В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой
Отвезёт меня домой.
(По одной из версий, автором стиха является не сам Н.Гумилёв, а именно Сергей Адамович Коровьев).

«Гибель эскадры»

Линкор «Екатерина» ходил на Трапезунд.
Осколок Византии в мифическом Тазу*.
Сам омут звался Понтом. Эвксинским. Между тем,
ребята с красным бантом ширяли** в темноте.
Империю зашибли (в столице, по весне).
При Временном режиме, до шеи покраснев,
регалии содрали, сменили имена.
На Понте нет мистралей. Да скалится луна.
Линкор – теперь «Россия». «Свободная» притом.
Он грозен, как мессия, и гибок, как тритон.
А время покраснело до кончиков ушей
и многое посмело под лозунги-клише.
Комфлота Саша Неймитц, сменивший Колчака,
давно уже не немец. Не тронут ВЧК.
Любитель «демократий», не ставший стукачём.
А мог служить и Раде. Как некий Щербачёв.
Дружился с Гумилёвым. Читал ему стихи.
Не проклят. Не оплёван. Лишь выброшен в архив.
Позор достоин славы. А в тот кромешный год
«Россия» от «Бреслау» поспешно смылась в порт.
Потом её топили. Вмешался Совнарком.
От берега – три мили. С эсминца. Кувырком
ушла «Императрица» без почестей на дно.
Там метров – чуть за тридцать. Поднять пытались. Но…
В утробе громыхнуло. Сподобился Чертан.
По прихоти Панурга – считай, почти черта.

Выравнивает фланги мифический парад.
Эскадры и фаланги. Потешный маскарад.

16-17.11.2017
PS:
Войдя в состав Римской империи, Трапезунт (Трабзон) стал главным городом провинции Pontus Polemoniacus, важнейшим коммерческим центром и стоянкой римского флота на Чёрном море, так как имел хорошо защищённую гавань и служил исходным пунктом торгового пути от приевфратского района к Чёрному морю.
*Если не по нраву «тазик», можно «в мифическом Пазу». Имея в виду, что паз – это…
1. узкая и длинная скважина, щель, стык (между недостаточно плотно пригнанными бревнами, досками, плитами, металлическими листами и т. п.)
2. выемка, углубление, гнездо (обычно продолговатой формы) в какой-либо детали, куда вставляется выступ другой детали.

** Вообще-то изначально было «шныряли». Но для этих «ребят» оно – как-то мелковато. Узко. И «ткнуло» меня расширить всё это. Ширяли. Во как! А «ширять» – это типа «парить». Как орёл или буревестник (революции). Широко, мощно, хищно!
Ну-ка, проверим, у кого и как оно (ширять) – редкое, архаичное – звучало… Бац!
У одного советского мариниста, водившего (кстати!) дружбу с тем же Колбасьевым и, вероятно, «настучавшего» на того, встречается такой замечательный пассаж:
«Камнем, сложив крылья, падает он на восставшую Венгрию, одним ударом приканчивая революцию; широкими кругами ширяет над Кавказом, разоряя гнёзда горных племён; хищная его тень покрывает Персию, угрожая английским деньгам, наводнившим персидские рынки» (Л. С. Соболев, «Капитальный ремонт», 1932 г.)
Почти мистика!

Так и то ж – не всё. Читаю про Ларису Рейснер. Красная Валькирия! А почто читаю?! Так она ж была «подругой» и Гумилёва, и Колбасьева, и – женой – Фёдора Раскольникова. «Мариниста»! Кстати, топившего эту самую эскадру. Ну, и (чьей только подругой она ни была!)…

«Безумному рисовальщику от Бездомного художника»

Дело было не в Бендерах.
И не в Тырново болгар.
По реке плыла пантера.
За пантерой – ягуар.
На картине Модильяни,
вместо Анны – Гумилёв.
Ворон По, с лицом Толяна,
уронил в тарелку клюв.
«Nevermore!» – вопил Набоков,
на Лолиту взгромоздясь.
Мандельштаму одиноко
до безумий было здесь.
Всё смелось и дико ржало.
Западала буква «я».
Православная держава.
За душою ни копья.

30.01.2018
PS:
К переляку на Стихире

Вольф Никитин   13.08.2022 13:46     Заявить о нарушении
Как же я люблю тебя читать, Володечка! Что ни стих - бриллиант какой-то с огранкой и лучиками. Жалко очень, что не придумали пока, как перенести в
"Альманах. Перекличку." Очень бы сейчас кстати к продожению Н.Гумилёва.Потому и не делаю следующую часть. Скопировала в буфер обмена. А что толку?
За Льва Николаевича отдельное спасибо. Не читала его стихи.
И с иными "персонажами" интересно весьма.
В общем, прими восторженную благодарность от читателя и почитателя!
________
Зря убрал рецензию на "Коня в пальто" с триптихом. Очень он меня впечатлил. Захотелось даже что-нибудь такое накалякать вроде "Коня в Сенате".
Если сможешь, верни. А то я обыскалась сегодня.- Ну нет нигде. А я тебя оставляю всегда "на десерт", чтобы не торопиться.
Поэтому сразу не ответила, прости поганку.

Лена

Елена Котляревская   15.08.2022 19:55   Заявить о нарушении
Вот, видел же раньше этот свой ляп (обозвал Колбасьева Коровьевым - в месте об авторстве стиха). Где-то поправил, а где-то... Эка они у меня наложились.
Зато прикольно вышло.
А теперь уже и не пойму: мабуть, я и в сам-деле решил тогда приколоться )
Мой (наш) Конь в пальто (АГЛ) покрасовался и.. Не фига его рекламировать Давно пора копыта сдирать.

Вольф Никитин   15.08.2022 20:34   Заявить о нарушении
Хм... Не буду спорить.😊

Елена Котляревская   15.08.2022 22:24   Заявить о нарушении
А чего я в него (в "своего") такой влюблённый?!
Много тому причин... Просто я его хорошо знаю. Сам. И свидетели достойные имелись...

Вольф Никитин   15.08.2022 22:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.