Глава двадцать девятая. Часть вторая

Упражняться в повеленной Богом любви приятно:она не отягощает души и тела человека, но доставляет ему приятную, спокойную жизнь;она не только не противна природе нашей, но вполне согласуется с нею. Если бы Бог повелел, чтобы ты ненавидел ближняго своего, то повелел бы тебе нечто гораздо более трудное, чем любовь к ближнему. Ибо ненависть и вражда-великое бремя и мука для сердца и души:оне снедают тело и душу;любовь же укрепляет, радует, сохраняет тело и душу;не разрушает и не сокрушает их, как ненависть и зависть. Для любящих Бога-веселие любить ближняго.Для нелюбящих же Бога противно любить и ближняго.
Если тебе, по причине повреждённости твоей природы, тяжело любить ближняго, то вспомни, что ещё тяжелее будет гореть в адском огне.
Несчастен тот человек, который лучше хочет вечно гореть в аду, нежели любить здесь ближняго своего и примириться с ним. Человек поистине и в душе своей чувствует, что как вера производит мир с Богом (Рим. 5.1.),так любовь и примирение производят мир с человеком, приносят великое облегчение и успокоение сердцу;вражда же и непримиримость причиняют душе мучение.
Одним словом:каждая добродетель награждает того, кто её имеет, и каждый порок мучит того, кто его имеет. Каждая добродетель приносит честь имеющему её;каждый порок приносит посрамление тому, кто его имеет.
Священное Писание показывает, как именно должно последовать примирение. А именно:1)виновный должен исповедать грех свой, разумеется, пред ближним своим, которого он оскорбил, и просить у него в том прощения;2)должен отдать обратно то, что обманом взял у него, целое количество и ещё сверх того пятую часть;3)если уже нет никого, кому бы он мог заплатить, то должен отдать уплату Господу. (Числ. 5.7,8.).
Здесь должно заметить, что Господь Бог повелевает возвратить взятое обманом у ближняго. Это относится к истинному покаянию и есть признак его истинности. Поэтому л. Августин говорит:„Грех не бывает прощён, если не возвращено украденное и неправедно приобретённое имущество". И затем он поясняет это, говоря:„Когда чужого и украденного имущества, которое возвратить возможно, не возвращают, то покояние не есть истинное, а только мнимое".
Подлинное, истинное покаяние, обращающее человека к Богу, отлагает всё временное ив сравнении с преизобильною благодатию Божиею почитает всё это за нечистоту;превосходный пример этого мы видем в Закхее (Лук. 19.8.).Люди,творящие таким образом покаяние, встречаются ныне редко. Ибо истинное обращение к Богу очищает сердце и совесть верою, побуждая возвратить неправедно приобретённое имущество, дабы сердце было чисто пред Богом и пред людьми Покуда человек удерживает у себя украденное и не возвращает его, хотя и не крадёт более, он остаётся вором в сердце своём и в совести своей пред Богом. Поэтому, если хочешь, чтобы покаяние было искреннее и совесть была чиста, то надлежит вознаградить причинённый вред или убыток, если это возможно. В случае же невозможности моли Бога об этом вознаграждении с сердечным раскаянием и скорбию, и тогда Бог вознаградит вместо тебя.
Причина того, почему от искряннего раскаяния должно последовать вознаграждение, лежит в том, что тут мы имеем дело с двумя лицами:с Богом и с человеком;чтобы покаяние было чистосердечное, для этого должно тебе примириться с обоими, ибо Бог не примет покаяния, если ты не примиришься и с ближним своим совершенно. Вследствии этого не будет тебе никакой пользы, если ты скажешь Богу:„Господи Боже! с таким-то я поступил несправедливо;я обманул его, нанёс ему вред для своей пользы, отяготил его неправедною лихвою, поступил с ним не так, как бы я хотел, чтобы он поступил со мною;и потому я поступил неправедно;прости мне ради возлюбленного Сына Твоего", и пр. Бог скажет тебе в ответ:„Отдай ему то, что ты взял у него обманом, и тогда приди, Я прощу тебя". Не то, чтобы человеку заслужить этим прощение у Господа-нет, всем этим он ещё и прежде должен ближнему своему, и ещё гораздо большим сверх того;как же ему заслужить этим что-либо? Но так определил Бог;как ты поступаешь с ближним своим, так поступит и Бог с тобою и возмерит тебе тою же мерою, если ты не покаешься. (Лук. 6.38.).
Сюда относятся следующия изречения Св. Писание:„Прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой". (Мате. 5.24.).„Омойтесь, очиститесь, удалите злобу дел ваших от очей Моих, перестаньте делать зло;научитесь добро делать;взыщите суда, возстановите угнетённого, судите сироту, вступитесь в дело вдовицы. Приидите тогда, и разсудим, говорит Господь:если грехи ваши будут, как ткань, дважды погруженная в пурпур, они, как снег, убелятся;если будут багряны, подобно кармину, то сделаются, как волна". (Исаии 1.16,17,18).„Не сие ли пост, приятный Мне:чтобы ты разрешил узы неправды, развязал узлы ярма, отпустил сокрушённых на свободу и расторг всякое иго? Не в том ли он, чтобы ты преломлял хлеб свой алчущим и бедных безпокровных вводил в дом свой, чтобы, когда увидишь нагого, покрыл его и не сокрывался от собственной плоти своей? Тогда блеснёт, как заря утренняя, свет твой, и исцеление твоё быстро возрастать будет;и пойдёт пред дицем твоим правда твоя;слава Господня восприимет тебя". (Исаии 58.6,7,8.).
Здесь ясно указывается, что Бог не хочет принимать нашего покаяния и молитвы, если мы наперёд не примиримся с ближним своим.


Рецензии