Глава двадцать девятая. Часть первая

Согрешающий против человека-согрешает против Бога. (Числ.5.6.).
Эти слова достойны особого внимания, ибо они связуют Бога с человеком, любовь к Богу с любовью к человеку, оскорбление Бога с оскорблением человека. Моисей ясно говорит, что согрешающий против человека-согрешает против Господа.
Отсюда неопровержимо следует, что кто хочет примириться с Богом, тот должен примириться также и с ближним своим. Ибо Бог оскорбляется, когда оскорбляют человека. Поэтому человек, оскорбивший Бога и людей, не может примириться с Богом иначе, как примирившись с ближним своим, о чём Христос ясно свидетельствует. (Мате. 5.23.).
Итак, мы здесь опять должны сказать нечто о любви к Богу и ближнему, как оне связаны одна с другою и не могут быть разделены. Из этого уже сама собою проистекает истинная братская любовь.
„Если кто говорит:я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец:ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего". (1 Иоан. 4.20,21.).Следовательно,любовь к Богу не может быть без любви к ближнему. Если любовь к Богу в человеке искрянняя, чистая и нелицимерная, то и любовь к ближнему в нём чиста и нелицимерна. И наоборот:если любовь к Богу нечиста в человеке, то и к ближнему он питает только ложную любовь. Любовь к ближнему служит испытанием любви к Богу:искренна ли она в человеке, или нет.
После этого можно уже прямо разсматривать любовь к ближнему и братское с ним примирение. Две цели поставлены человеку, но которым он должен определять свою жизнь:это-любовь к Богу и к ближнему. Человек должен стараться всё ближе подходить к этой цели, становиться всё совершеннее в любви к Богу и ближнему, так как для того сотворён, искуплён и освящён весь род человеческий. Христос, Господь наш, есть цель, к которой мы все должны стремиться. А потому, чем ближе мы к любви, тем ближе ко Христу Господу в жизни Его.
Бог вочеловечился для того, чтобы наглядно представить нам видимый образ любви Своей, показать, как Он есть существенно самая любовь в Своём непостижимом, безконечном, Божественном существе, и чтобы люди уподоблялись и сообразовались в любви этому образу Божию, который есть Христос.
Подобно тому, как во Христе Бог и человек соединены неразрывным союзом, так и любовь Божия неразрывно связана с любовью к ближнему. И как Божественное и человеческое естество во Христе нельзя отделить одно от другого, так же нельзя отделить и любовь к Богу от любви к ближнему. Как нельзя оскорбить человечество Христово без того, чтобы не оскорбить и Бога, так нельзя без оскорбления Бога оскорбить никакого человека. Ни один человек не может отделяться  любовью своею от ближняго своего без того, чтобы не отделяться и от Бога. Нельзя гневаться на ближняго своего, не гневаясь в то же время на Бога. Нельзя оскорблять человека, не оскорбляя в то же время Бога.
Возьмём простое сравнение. Если начертить круг, а в средине поставить точку и весь круг наполнить начертанными линиями (радиусами), то оне все сойдутся в этой одной точке и коснутся одна другой. Указанная точка совмещает в себе все линии, так что ни одной линии нельзя отделить от другой, не отделив к её вместе с тем и от средоточия, в котором сходятся все линии. И вот для нас, всех людей, таким средоточием является Бог. Поэтому, если кто отделяет линию любви своей от ближняго своего, то отделяет её вместе и от Бога. Как все линии круга в средоточии касаются одна другой, так и страдание, если только он включён и совмещён в Боге, как в одном средоточии.
Чрезвычайно правильное духовное знаменование этого имеем мы в истории Иова. Когда Иов услышал, что у него отнято его имущество и стяжание, то сказал:„Господь дал, Господь и взял;да будет имя Господне благословенно" (Иов. 1.21.) и не весьма печалился о том. Но когда он услышал, что его дети погибли, то разодрал одежды свои и изъявил вообще гораздо более горести. Дети здесь означают ближняго. Когда человек слышит, что ближний его впадает в бедствие, это должно чувствительнее отзываться на его сердце, нежели когда бы он лишился собственного имущества. Ибо свойство любви таково, что она не столько заботится о своём собстввенном несчастии, сколько о вреде ближняго. Сколь блаженная была бы на земле жизнь, если бы мы все жили в любви! Тогда никто не стал бы обманывать другого, искать своей пользы со вредом ему и оскорблять его.
Для того-то Бог при творении создал не более одного человека и после извлекал из его ребра Еву (Быт. 1.27.);от сего же единого корня произошло потом уже великое множество людей:происшедши все от единого корня, люди и любить друг друга должныбыли более. Вот почему Бог первоначально сотворил только одного человека, между тем как Он сотворил много животных, много растений, много дерев.


Рецензии