А может вырывается никчёмность

Поднявший камень тут же уронил,
другой, подняв, швырнул его не глядя,
и голову кому-то проломил,
что хорошо - не влил хоть в рану яда.

Примером заразившись моментально,
зеваки разобрали тротуар,
и, подойдя к событию глобально,
умножили столь робкой битвы жар.

Летели камни в разных направлениях,
и раненых количество росло,
что хорошо - что пытки и глумления
в края иные ветром унесло.

А здесь и не пытались проявиться,
лишь град камней во всех кто не лежал,
и падали на землю словно вишни
созревшие, кто вырос и кто мал.

Ругать ли этих жертв внушённых действий,
когда процент безвольных столь велик,
подвергнуть наказанию или мести -
наверно время вынесет вердикт.

Иль подражание что сродни гипнозу
настолько в генах наших глубоко,
что вытащить не можем как занозу,
иль вылить как плохое молоко.

Достаточно сигнала для толпы,
а иногда для жалкой мирной кучки,
чтоб полетели гайки и болты
из их голов в присутствующих хрупких.

И, ощутив нежданно сей удар,
та хрупкость превращается в враждебность.
А может это сверху данный дар,
который в себе носим ежедневно?

И топим мы друг друга как Муму
и сеем в душах лютую позёмку.
Чужих нам не хватает может мук,
а может вырывается никчёмность.


Рецензии
Сюжет этого произведения завораживает ужасом происходящего, как и многие события современности то в одной то в другой точке нашей планеты. Понравилось, что автор, сумела превратить (судя по всему конкретную ситуацию) в притчу. И рассказать без привязки к личностям, народам или географии. В форме собирательной истории-легенды это звучит не только обобщенно, но и дает возможность читателю почувствовать абсурд и боль происходящего не зависимо от его предубеждений.
Понравилось так же то, как автор пытается расследовать причину трагедии, переходя от внешних наблюдаемых явлений и процессов к их возможной подоплеке.

Иль подражание что сродни гипнозу
настолько в генах наших глубоко - предположение о генетической природе агрессии и заражения агрессией через наблюдение не ново. Высказывали их многократно и педагоги и психологи и даже проверяли экспериментально. Действительно, такое свойство (подражать агрессии при наблюдении) людям присуще. Вообще подражание присуще людям от рождения - это один из важнейших механизмов социального обучения.

И ощутив нежданно сей удар,
та хрупкость превращается в враждебность. - и это верно. Враждебность у людей возникает очень легко. Зачастую даже без объективной причины. И что особенно печально, её могут формировать (например СМИ) намеренно.

И топим мы друг друга как Муму - действительно люди заряженные враждебностью, от чувств переходят к действиям. Это базовый психологический закон, сформулированный прекрасно Иисусом Христом (см. евангелие Луки 6:45)

а может вырывается никчёмность - Человек был создан для осмысленной и созидательной жизни. Однако, мы не были созданы автономными от нашего Творца. Поэтому, отвергнув его руководство (со времен Адама и Евы) мы по наследству получаем грех, и вместе с ним болезни, смерть, неспособность поступать правильно и т.п. «Как одним человеком [Адамом] грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римлянам 5:12) Это наследство пострашнее, чем просто чувство никчемности. Как бы нас не воспитывали, что бы мы о себе ни думали, каких бы высот не достигли - всё равно остаемся грешными, а значит продолжаем творить всякую дичь.

Грех, доставшийся нам через гены,
Изменяет сердца и умы.
Поражает нам почки и вены -
Как увечье с духовной войны.
http://stihi.ru/2021/10/01/664

Татьяна Забелина   15.07.2022 20:01     Заявить о нарушении
Благодарю за столь развёрнутый содержательный отзыв)
Всех благ!))

Ирина Лерова   16.07.2022 09:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.