Глава двадцать восьмая

Любовь к Творцу выше всякой любви к тварям. - Как ближняго любить в Боге.
Кто любит мир, в том нет любви Отчей. (1 Иоан. 2.15.).
Сердце человеческое так сотворено, что не может жить без любви;оно должно что-нибудь любить:Бога ли, мир ли, или себя самого. Но при этом человеку врождено любить не что угодно, но наилучшее, т. е. Самого Бога;и это чувство, которое Бог насадил в сердце и возжёг чрез Святого Духа, человек должен обратно отдавать Богу и просить, чтобы Он всё более и более возжигал в нём любовь Свою. Ибо Бог прежде любит тебя, нежели ты Его, и Своею уже любовию возжигает твою любовь. Если ты будешь взаимно Его любить, то будешь любим Им. „Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим". (Иоан. 14.21.).
В ком любовь Божия, тот не может быть худо расположен ни к какому человеку;ибо любовь Божия благорасположена ко всякому и не может никому желать зла. Но кто по свойству и силе любви Божией никому не будет хотеть зла, тот и не будет никого обманывать или оскорблять ни словами, ни делами. Вот что производит в нас любовь Божия.
Многие, и даже большая часть людей, так захватываются любовью к миру, что любовь Божия никогда не входит в их сердце. Они доказывают это ложною любовью к ближнему своему, своекорыстием, обманами и пр. Не позволительно любить мир и всё, что в мире, так, чтобы оскорблялась любовь Божия или полагались ей препятствия. Ибо что такое ничтожность и тщета сего мира в сравнении с величием и совершенствами Божиими? Как Бог безконечно превосходит все Свои твари, так и святая любовь к Нему без всякого сравнения выше всякой другой любви, какой твари бывают любимы. Ибо все твари слишком ничтожны и низки, чтобы для них и из любви к ним оскорблять любовь Божию.
Св. Павел говорит:„Кто насаждает виноград и не ест от плодов его"(1 Кор. 9.9.)?Кому должен принадлежать плод древа, как не насадившему его? Кого любить ты должен, как не Того, Кто насадил любовь в твоём сердце и Которого любовию ты живёшь? Любовию Божиею во Христе живём все мы. Этой любви должны мы держаться во всю жизнь нашу, что бы с нами ни случилось.И как мореплаватели, во время сильной морской бури, бросают якоря, на которых корабль держится;так когда сей мир, который есть бурное море, колеблет корабль нашего сердца воздымающимися волнами многоразличныч пороков:гордости, гнева, нетерпения, сребролюбия, плотского сладострастия и пр. - мы должны держаться за любовь Божию и Христову, как за якорь, и упорно противиться, чтобы ничто не отторгало нас от любви Христовой. (Рим. 8.38,39.).Равно и в духовных бедах, когда грех, смерть, дьявол и ад, скорбь и бедствие возстают на нас, как волны морския, мы должны держаться любви Божией и Христовой. Ибо это гора, указанная Лоту, когда он выходил из Содомского огня, на которой ему надлежало спасти душу свою. (Быт. 19.17.).
Итак,христианин должен убегать Содома сего мира и держаться любви Божией, если он не хочет подпасть казни мирских похотей, которыя злее Содомского огня. Любовь и страх Божий суть то, что охраняет человека от мира, как Иосифа от Пантефриевой жены. (Быт. 39.9.).
То,что человек так любит мир, происходит единственно от того, что он никогда не вкушал любви Божией;если человек ненавидит ближняго своего, завидует ему, обманывает его, ищет своих выгод со вредом ему, это происходит единственно от того, что он не имеет любви Божией. Откудо проистекает так много забот и горести? Только из того, что нет сердечной любви к Богу. Ибо любовь Божия столь приятна и сладостна, что во всех скорбях и даже в самой смерти делает человека радостным и бодрым.
Свойство любви таково, что она признаёт великим лишь то, что она любит, и всё забывает, чтобы только достигнуть любимого. Так почему же человеку не забывать всего, что в мире:чести, сладострастия и богатства, дабы только приобрести Бога, если он говорит, что любит Бога? Ведь так поступали в древности святые Божии, которые столь сильно стремились к любви Божией и ея сладости, что зыбвали мир и себя самих. Потому их и считали в мире безумцами, хотя они были мудрейшими из всех. Ибо кто всех мудрее? Тот, кто больше всего любит и больше всего ищет вечное благо. Поэтому те были величайшими безумцами, которые этих святых людей считали безумцами. (1 Кор. 3.19;4.10.).
Истинно любящий Бога ищет и любит Бога так, как бы под небом ничего другого не было, кроме Бога;и обретает он в Боге всё, что мог бы когда-либо любить в мире. Любишь ли ты что-либо прекрасное? Так почему же ты не любишь Бога, Который есть источник всякой красоты? Любишь ли ты что-либ благое? Так почему же ты не любишь Бога, Который есть вечное благо? И никто не благ, как только один Бог. (Мате. 19.17.).Он есть высочайшее благо по существу Своему. Все твари хороши ( 1 Тим. 4.4.),потому что оне получили малую искру или каплю благости Божией;и она окружена, однакожь, многими несовершенствами.
Почему ты не любишь более всего Бога, начало и источник, и высочайшее соаершенство всякого блага, Бога, Который существенно благ и есть начало всякого добра? Чем меньше земли или земной тяжести имеет в себе какая-либо вещь, тем она легче и тем скорее поднимается вверх. Так, чем более сердце какого-либо человека отягчено земными вещами, тем менее может оно возноситься к небу и радоваться любовью Божией. А чем меньше любви к миру, тем больше любви к Богу, тем больше любви к ближнему. Обе оне неразлучны.
Отсюда следует:кто любит Бога, тот любит и ближняго;а кто оскорбляет Бога, тот и ближняго оскорбляет.


Рецензии