Лао Цзы, 13 чжан, перевод и комментарий 2022 г

 13 чжан
 
Как слава, так и позор причиняют одно беспокойство.
Страх потерять то, что имеешь, терзает больше всего.
Почему говорят: «Как слава, так и позор причиняют одно беспокойство»?
Успех делает тебя зависимым:
сначала боишься его не найти,
потом боишься его потерять,
вот почему говорят: «Как слава, так и позор причиняют одно беспокойство».
Почему говорят: «Страх потерять то, что имеешь, терзает больше всего»?
Причина мучения, которое велико,
заключается в том, что я ограничиваю себя как «я».
Если ж выясняется, что я безграничен, и нет никакого «я»,
откуда мучениям взяться?
Вот почему,
если дорожить всем, что есть в этом мире, как самим собой,
можно жить безо всяких хлопот, на содержании у Поднебесной.
Если любить все, что есть в этом мире, как самого себя,
можно жить, беспечно доверившись миру.
.
 
По красоте и сути, 13 чжан – один из моих любимых. Во-первых, здесь речь идет о самом главном – о любви, мучениях и том простом, но утомительно-настойчивом механизме, посредством которого эти мучения воплощаются в жизнь.
А, во-вторых, смотрите, как красиво и, казалось бы, просто:
«Вот почему,
если дорожить всем, что есть в этом мире, как самим собой,
можно жить безо всяких хлопот, на содержании у Поднебесной.
Если любить все, что есть в этом мире, как самого себя,
можно жить, беспечно доверившись миру».
 
Но не тут-то было, в чем каждый может убедиться сам.
 
Что не перестает поражать, так это факт, что, несмотря на выдуманную причину и искусственный механизм, выстроенный на ее основе, мучения – самые, что ни на есть, настоящие. При этом они умудряются собой заслонять то, что превосходит и сущее, и не-сущее – сияющую реальность блаженства себя, способную утолить все печали. Но нет. Сначала нужно приучить себя бросать каку. А это, ох, как непросто, да. Но ничего, усталость от мучений заставит, в этом сомнений не может быть никаких. Ибо.
 
Желания – это пламя адского пекла, а невежество – его дрова.
 
«Когда тяга все понимать иссякает, пропадают омраченность и тоска.
Лишь так обнаруживается основа, незыблемая, как гора.
Сколько нам, людям, можно отрицать очевидное:
Стремясь к хорошему, делаем себе плохо…
Хорошо ль нам отвергать этот факт?»
(20 чжан)
 
«Воистину, именно усталость от страданий
является тем, благодаря чему происходит освобождение от них».
(71 чжан)
 
«Избыток слов и понятий заводит в тупик,
лучше держаться того, что есть сама суть».
(5 чжан)


Рецензии