психология спорта

Я всю жизнь играл вратарем. На улице, на лужайке и на стадионе.  Завладеть мячом было для меня смыслом игры. Поэтому, играя в поле, я ничего не видел кроме мяча и ворот противника. Получив мяч, я сразу забывал понятия паса, игры в одно касание,  видения поля и рисунка игры.

Мой школьный друг Горюнов говорил: - Ты бегаешь как этот… только тебя на поле и видно… а толку с тебя…
Он щадил меня и не договаривал, что толку с меня на поле, по ходячему тогда выражению, было, как с козла молока!

 - Нищенко! – возмущался громадный защитник институтской сборной старшекурсник Лунёв при игре в «дыр-дыр» на баскетбольной площадке, - Играй в пас! Ты что, с мячом боишься расстаться? Ну, на, поиграй! - и он сердито пинал мне мяч.

Мне было стыдно, но я ничего не мог с собой поделать.

Однажды Валера Богатырев, капитан сборной нашего курса, который ценил меня, как вратаря, по доброму опекал как слабоватого, но старательного спортсмена и прощал мою суетливость на поле, начал в шутку, но вполне серьезно играть на меня в той же игре в «дыр-дыр». Он, получив мяч, сразу искал глазами меня и давал "на ход", на прорыв и на завершающий удар.

И я -  о чудо – заиграл!

Я "увидел" поле, я в нужный момент оказывался в нужном месте – там, где желал меня видеть Валера и куда он направлял свой пас. Я под немыслимым углом головой срезал мяч в узкие баскетбольные воротца и попадал -  при всем при том, что головой я совсем не умел играть. Я забил тринадцать голов - обычно в "дыр-дыр" забивалось пять-семь мячей.

Я понял великий дух коллективизма и доверия в игре и в любом деле. У меня даже возникла своя теория - я предложил Валере применить в нашей курсовой команде тактику поочередной игры на меняющегося центрального нападающего. «Меняющегося», чтобы сбить с толку противника и не блокировать наглухо лидера, а игрой «на одного» раскрывать скрытые возможности каждого игрока. Я приводил пример, когда нападающему СКА Ростова Олегу Копаеву не хватало четырех мячей до статуса лучшего бомбардира сезона, и в последнем матче команда начала играть на него, и Олег забил шесть мячей в игре с довольно сильной московской командой!

Валера понимающе улыбался и советовал идти  в спортивную медицину и двигать науку. И не забывал подбодрить меня при пенальти в наши ворота - он как бы между делом, но во всеуслышание произносил: "Ну, Женя у нас из любого угла тянет!"
 Я бодрился, противник нервничал и бил мимо!

Валера был воспитанник цимлянского футбола,  он играл за сборную Цимлянского района и за сборную  нашего ВУЗа.  Он был игрок атакующего плана, у него был хорошо поставлен удар  справа,  он умело сочетал индивидуальную и комбинационную игру.

Игра в «дыр-дыр» - малый футбол на любой подходящей, обычно баскетбольной площадке – приучила нас к силовой борьбе за мяч, жёсткой, но в пределах правил. Мы плечом оттесняли соперника, тесно играли корпусом, умели на скорости снять мяч буквально с колена противника не задев его и не причинив ему боли. Мы умели прятать руки, чтобы случайно не задеть в игре мяч.  Ребята не умеющие играть в футбол обычно бестолково размахивали руками. Однажды славный парень Гиви с первого курса попал мне пальцем в глаз, потом сочувственно стоял рядом и переживал: - Больно, да?
Однажды Валера внял моим просьбам и выпустил меня на поле в игре против педфаковцев. Я в настоящих футбольных бутсах и гетрах с бамбуковыми щитками налетел на симпатичного таджика в белых кедах, взрыл шипами грунтовое без травы поле, затопал, засопел и таджик благоразумно отступил. Завладев мячом, я понял, что пробить сильно по воротам у меня не получится – поле было большое,  ворота оказались неожиданно далеко, а нога у меня была «лёгкая»!
«Молодечик!» - услышал я негромкой голос центрального нападающего Елина, по кличке Ева, - давай мне!». Я отдал ему пас верхом и на том мой вклад в данную игру закончился. Для большого поля нужен рост, нужен вес, нужна «мощность»!!

Бутсы и вся футбольная амуниция, вплоть до чёрных перчаток из тонкой кожи с пупырчатой резиной – предметом моей особой вратарской гордости - тогда (в 60-х) были в каждой спортивной организации; спортивные организации были при всех предприятиях и учебных заведениях, а футболистом мог стать любой желающий, отличающий футбольный мяч от тыквы. Правительство уделяло пристальное и плановое внимание развитию спорта и здорового образа жизни трудящихся.
Я нашивал на чёрный свитер белую единицу из старой простыни, надевал яшинскую кепочку, топырил пальцы, проверяя посадку перчаток и мне сам чёрт был не брат!
 
Валера был спортсмен в душе и по натуре, он имел разряд по настольному теннису, хорошо играл в волейбол, лучше всех бегал стометровку. Он в любую погоду вытягивал нас дважды в неделю погонять мяч на площадке рядом с общежитием. Мы, утоптав снег, гоняли мяч до седьмого пота, сбрасывали накопившееся нервное напряжение от учебы и сессионной зубрежки. Потом принимали душ, пили студенческий чай сто седьмой заварки и со свежей головой опять принимались «изучать китайский язык за три дня" перед экзаменом.

Позже, уже будучи ассистентом кафедры пропедевтики внутренних болезней в родном институте, Валерий Георгиевич Богатырев не оставил спорт. Он освоил большой теннис и даже выиграл ветеранский турнир, посвященный дню Победы.

1964 - 2022 г.г.

фото из НЕТа..


Рецензии
Доброго дня, Евгений! Спасибо Вам! Вы так зримо пишете, одно удовольствие читать.
Всех благ Вам!
С уважением и теплом,

Лайма Витайте-Толбатова   04.09.2022 12:29     Заявить о нарушении
Мне удовольствие писать за ваше удовольствие читать. Рыночная экономика! : ~ /)))
С улыбкой!

Евгений Нищенко 2   04.09.2022 16:48   Заявить о нарушении
Улыбаюсь Вам. Куды ж без энтого рынка;)))

Лайма Витайте-Толбатова   04.09.2022 17:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.