Глава двадцать седьмая

Почему должно любить своих врагов.
Любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас:да будете сынами Отца вашего Небесного. (Мате. 5.44,45.).
а)Первое побуждение лежит в самом повелении Божием, здесь изображённом:„Любите врагов ваших";целью же этою Господь поставляет не иное что, как следующие:„Да будете сынами Отца вашего Небесного". Ибо Он возлюбил нас, когда мы были врагами Его. (Рим. 5,10.).Господь хочет сказать нам:если вы не станете любить врагов ваших, то не сможете быть сынами Отца вашего небесного. Если же кто не Божие чадо, то чьё же он чадо? О! как много ещё надобно нам учиться! Как далеки мы ещё от того, чтобы быть истинными чадами Божиими:ибо истинныя чада Божии те, которыя любят врагов!
б) Не любящий брата пребывает в смерти. (1 Иоан. 3.14.).Почему?Он не имеет истинной жизни из Христа. Духовная небесная жизнь состоит в вере в Бога и в любви к ближнему, как говорит св. Иоанн:„Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев". Это плод и свидетельство оживотворения во Христа. А потому вражда к ближнему есть вечная смерть. Ибо кто умирает во вражде, тот умирает вечною смертию;и от сего Христос Господь с такою любовию нас предостерегает.
в) Если человек ненавидит ближняго своего, то все его. добрыя дела, Богослужение и молитва гибнут без всякой пользы, как говорит св. Павел:„Если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею;нет мне в том никакой пользы". (1 Кор. 13,3.).
г)Свойство высокой, благородной, Божественной души-прощать оскорбления. Посмотри, как долготерпелив Бог. Как скоро Он умилостивляется! (Пс. 102.8.).Воззри на Господа Иисуса в Его страдании:не подобен ли терпеливому агнцу был Он! Как Он не отверзал уст Своих (Ис. 53.7.)!Воззри на Бога Духа Святого:зачем явился или открылся Он в виде голубя (Мате. 3.16.)?Без сомнения, ради благости и кртости Своей. Взгляни на Моисея:с каким терпением сносил он хулы и поругание от народа! Писание говорит, что он был кротчайший из всех людей на земле. (Числь. 12.3.).Взгляни на святого Давида:как он терпел своего ругателя Семея (2 Царств. 16.10.)!
Истинно любящий ни на кого легко не гневается, кроме себя. Истинный мир состоит не в великом счастии, но в смиренном терпении злополучия. Мужественный дух неспособен к хулению. Если ты имеешь мужественный дух, то будешь следить, чтобы никто не мог нанести тебе поругания. Еслиб кто стал бранить солнце и говорить, что оно только тьма, солнце от этого не сделалось бы тьмой:так думай и ты. Великое мщение-скоро прощать. Таким прекрасным, мудрым правилам жизни следовали знаменитые, славные мужи. Перикл, греческий оратор, терпев целый день ругательства от одного человека, велел вечером проводить его домой, чтобы с ним чего-нибудь не случилось, и сказал:мудрость сказывается не в том, чтобы поносить добродетель, а в том, чтобы уметь ей следовать. Фокион, афинский военочальник, совершивший много знаменитых подвигов, был из зависти осуждён на смерть. Когда его спросили, не завещает-ли он чего-либо своему сыну, то он отвечал: ничего, кроме того только, чтобы он не мстил своему отечеству за это насилие. Император Тит, узнав, что два брата в Риме замыслили похитить императорскую власть и вступили в заговор, чтобы умертвить его, пригласил их в тот вечер к себе, а на другой день взял их с собою в цирк, где смотрел игры, посадив их подле себя. Таким милостивым образом своего поведения он победил злобу. Когда Катон, мудрый римский сенатор, закололся, то Юлий Цезарь сказал:теперь я лишился величайшей победы, ибо я был намерен простить Катону все нанесённые мне им оскорбления.
д) Но кто не может быть подвигнут на кротость и любовь ко врагам даже великим терпением и смирением Сына Божия, тот никогда не тронется примером какого-либо святого, а ещё менее примером язычника. Ибо может ли быть более высокая мера насилия и злобы, как та, с какой сыны человеческие поступали с единородным, неповинным, праведным Сыном Божиим, Который есть венец любви Божией! Они ругались над Ним, били Его, увенчали тернием, оплевали, пригвоздили ко кресту и излили на Него величайшую злобу! Не взирая на то, Бог всё простил и с любовию молился:Отче! прости им. (Лук. 23.34.).
е)Этим Искупитель и Спаситель твой явил тебе пример Свой для того, чтобы он всегда был полным силы врачевством всей твоей жизни:таким врачевством, которое должно всё гордое в тебе унизить, всё повреждённое исправить. Гордость может ли быть так велика в человеке, чтобы не исцелилась глубочайшим уничижением и смирением Сына Божия (Евр. 5.8.)?Неужели же скупость может быть так сильна в человеке, чтобы не могла исцелиться святою нищетою Христовою? Как может гнев человека быть таким жестоким, чтобы не мог исцелиться нижнейшею кротостию Христовою? Как может любомщение быть столь сильно в человеке, чтобы не исцелилось высоким терпением Сына Божия? Как может человек быть столь нелюбовен, чтобы великая любовь Христова и Его благодеяния не воспламенели в нём любви (Иоан. 11.35,36.)?Неужели может быть столь жестокое сердце, чтобы Христос не размягчил его Своими слезами?
Амкто не восхотел бы быть подобным Богу Отцу и возлюбленному Сыну Его Иисусу Христу и Богу Духу Святому и носитьна себе образ Святыя Троицы, который преимущественно состоит в любви и прощении? Ибо высочайшее свойство Божие есть милосердовать, щадить, быть милостиву и прощать. Кто не скажет, что это-самая лучшая добродетель, чрез которую можно сделаться подобным высочайшему Богу;наидобродетельнейшим и высочайшим человеком в мире?
Это высочайшая степень добродетели-побеждать самого себя, прощать, забывать гнев и превращать его в милость.
 Велик и славен есть страстей своих
 владетель,
 И выше достигать не может добродетель.
Об этом именно сказано в Притчах:„Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города". (Притч. 16.32.).Больше этого добродетель возвыситься не может;не имеет она высшей степени:ибо тогда она покоится уже в Боге и оканчивается в Боге, достигши в Нём совершенства.


Рецензии