Глава двадцать шестая. Часть вторая

3.Св.Павел говорит, что без любви и высокие дары суть нчто:умение говорить на многих языках, чудотворения, познание многих таинств и пр. (1 Кор. 12.2.).Они не доказывают христианина, а доказывает только вера, действующая любовью.Бог и не повелел нам ничего великого и трудного, как-то:творить чудеса и т. п. - заповедав нам лишь любовь и смирение. В день суда Бог не спросит, насколько сведущь ты был в науках, языках и многоразличных познаниях, но-как исполнял ты любовь чрез веру:„Алкал Я, и вы дали Мне есть"(Мате. 25.35 и д.). Поэтому св. Павел говорит, что во Христе Иисусе не имеет силы ни необрезание, то-есть никакое преимущество, никакие дары, никакое лицеприятие, но вера, действующая любовью. (Гал. 5.6.).
4.Так говорит и св. Иоанн в своём первом послании. „Кто говорит:я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец:ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1 Иоан. 4.20,21.);то-есть любовь к Богу не может быть без любви к ближнему. Кто не любит ближняго своего, тот враг Божий. Враг людей есть враг Божий, потому что Бог есть человеколюбец.
5.Итак,любовь есть закон природы, из которого происходит всё благое для человеческого рода. Без нея человеческий род должен бы был погибнуть:ибо всё, что ни делается человеку доброго, всё проистекает из любви. Поэтому Св. Павел называет любовь совокупностию совершенства. (Кол. 3.14.-Превосходные плоды любви он описывает в послании к Рим. 12.9.).Оттого Господь говорит:„Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними;ибо в этом закон и пророки". (Мате. 7.12.).А язычники научились из природы сему правилу:чего себе не хочешь, не делай того другому. Это изречение император Северь всегда имел в устах своих и повелел внести в писаные законы.
6.Затем любовь есть изящное предоображение и предвкушение вечной жизни. Любовь показывает, как блаженно будет там состояние, когда избранные будут любить друг друга, радоваться друг другом, сожительствовать друг другу в вечном благоволении и дружелюбии и веселиться друг о друге. Всего этого постигнуть мыслями невозможно,всё это происходит из любви. Поэтому кто хочет созерцать образ вечной жизни и даже иметь предвкушения ея, тот обильно возвеселится и возрадуется ею и будет иметь покой и мир в сердце.
7.Из этого следует, что, чем любовь чище, пламеннее и сердечнее, тем она ближе к качеству и природе Божества, ибо только у Бога обретается чистейшая, важнейшая, пламеннейшая и высочайшая любовь. Поэтому чиста только та любовь, когда любишь не для собственной пользы любит ближняго, тот не имеет чистой любви. В этом и состоит различие между языческою любовию и любовию христианскою. Христианин любит ближняго своего в Боге, совершенно безкорыстно. Язычники совсем не знали этого, оскверняя все свои добродетели тщеславием и своекорыстием. Сердечна та любовь, когда мы любим своего ближняго без лицемерия, без всякой лживости, когда любовь в сердце, а не на устах, как бывает у очень многих, обманывающихся на счёт характера своего чувства к ближнему. Пламенна та любовь, когда нами руководят сердечное милосердие и сострадание, так что мы принимаем участие в бедствии ближняго, как в своём собственном, и готовы даже положить душу свою за братьев (1 Иоан. 3.16.),подобно Моисею и Павлу, которые хотели быть отвержены за братьев. (Пс. 32.32;Рим.9.3.).
8.Из всего этого вытекает, что нам можно и должно любить врагов своих. „Любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас, благотварите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас:да будете сынами Отца вашего небесного". (Мате. 5.44;Лук.6.35.).Ибо если вы благотворяете тем, которые вам благотворят, и любите любящих вас, то разве делаете что-нибудь больше, чем язычники? И они то же делают. Преимущество, превосходство и слава христиан в том, чтобы стремиться покорять природу, господствовать над плотию и кровию, побеждать мир и всякое зло в мире добром и добродетелию. (Рим. 12.21.).Бог повелевает:если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его;развеючь вместе с ним. (Исх. 23.5.).Св.Павел приводит это повеление и говорит. „О волах ли печётся Бог? Или, конечно, для нас говорится? ". (1 Кор. 9.9).И поэтому он говорит:„Если враг твой голоден, накорми его;если жаждет, напой его". (Рим. 12.20.).Итак,недостаточно,что ты не творишь никакого зла человеку, ни даже врагу твоему-ты должен делать ему добро, - а иначе ты не чадо Божие, ибо не любишь ближняго своего.
9.Кто не старается о приобретении христианской любви, тот отдаляет себя от духовного тела Христа, от церкви, и лишается всех благодеяний Христовых. Один Господь, одна вера, одно крещение. (Ефес. 4.5.).Подобно тому, как члены тела, отделённые от головы, не могут ощущать силы и жизн, заключающиеся в голове, но остаются мётвыми;так и все, не живущие в любви, отдаляют себя от единой Главы, Христа, и ни в движении жизни, ни в полноте существа Его не могут сделаться участниками. Св. Иоанн говорит:„Не любящий брата пребывает в смерти", т. е. заживо мёртв. (1 Иоан. 3.14.).
10.Так как только путём молитвы могут быть испрашиваемы у Бога все благие дары и вмякое преуспеяние и без молитвы не бывает помощи, утешения, избавления, без нея не можем мы достигнуть никакого благославения и благополучия, а между тем никакая молитва не может быть услышана и дойти до Бога, если она не происходит из веры и из любви и не совершается в любви, - то Господь и говорит:„Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле;то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного. (Мате. 18.19.).
Итак,мы должны жить в любви, ибо в ней мир и согласие. Где же мир, там и Бог мира. (Рим. 15.13,33.).А где Бог мира, „там заповедал Господь благословение и жизнь на веки". (Пс. 1032.3.).


Рецензии