Дороги гражданской войны - 2. рассказ 1

ЧАСТЬ 2.

ДОРОГА НА БАХМУТ.

ГЛАВА 1.

Май 1919 года в донских степях выдался жарким, о дожде можно было только мечтать, на небе не было видно ни облачка.
Кони шли медленно, нещадно нагретая дорога пылила. Всадники то и дело снимали фуражки и вытирали пот. В колоне были и телеги, и брички, и бронеавтомобили, и пешие бойцы. Полк направлялся из Новочеркасска в сторону Бахмута.

ДЛЯ СПРАВКИ:
После четырех месяцев боев с начала 1919 года на обширном театре военных действий Донбасса и прилегающих территорий противники были истощены, тем не менее, красное командование из последних сил предприняло еще одну попытку наступления в Донбассе. Помешать этому наступлению должна была армия А. И. Деникина.

Много воды утекло с тех пор как Николай Алтунин с горсткой солдат, офицеров и сотней казаков в 18-м году пришли в Новочеркасск, как они все кто выжил после первого боя с большевиками присоединились к генералам Алексееву и Корнилову и ушли в Кубанские степи Ледяным Походом, сражались под Екатеринодаром, как вернулись обратно на Дон. Мало кто остался в живых. Из сотни казаков есаула Ремезова осталось несколько человек, сам есаул погиб под Екатеринодаром. Погиб и прапорщик Ленский. Погибли и капитан Васютин, и прапорщик Минзанов - прямое попадание артиллерийского снаряда разворотило их броневик. Сам Алтунин был дважды ранен. Второй раз ввиду тяжести ранения он потерял сознание и попал в плен к красным. Его и ещё нескольких офицеров повели на расстрел, но видимо так было угодно Богу - как раз в это время начался обстрел, красные бросились бежать и его вместе с другими освободили казаки. Много ещё было сражений в которых Белая армия то побеждала, то терпела поражение, теперь же полк в котором был Алтунин двигался по донским а вернее сказать донецким степям. Шли через посёлки и шахты Донбасса. Солнце пекло немилосердно.

- Хоть бы ветерок какой,- заметил Егор Слободин сидящий рядом с Алтуниным в телеге. Он достал баклажку с водой, открыл, смочил тряпку и сняв фуражку положил тряпку себе на голову.
- И воды мало осталось,- продолжил Егор глядя на Николая,- Хоть бы село какое, добраться бы до колодца.
Алтунин согласно кивнул. Пррблема с нехваткой воды его волновала тоже, но в совершенно другом ракурсе. Он был на тот момент начальником пулемётной команды, а "максимам" как известно нужна вода. "Если нарвёмся на красных - беда,"- размышлял Николай.
Сзади послышался конский топот. Алтунин обернулся и увидел приближающегося ротмистра Пахомова, за ним следовали двадцать всадников.
- Далеко собрался, Мишель? - спросил Николай ротмистра. Пахомова звали Михаилом, но сам он предпочитал чтобы его называли Мишелем на французский манер. Ему было немного за тридцать, крепко сбитый, невысокого роста, всегда с гладко выбритым лицом ("А вдруг войдём в село какое, а там девицы",- говорил Мишель улыбаясь) и тонкой ниткой чёрных усов.
- Полковник Балабин в разведку посылает,- ответил Пахомов поровнявшись с Алтуниным,- Впереди должно быть село, надо узнать есть ли в нём красные.
- Далеко? - спросил Николай.
- Вёрст десять,- ответил ротмистр и спросил,- На табак не богатый?
- Нет,- развёл руками Алтунин.
- У меня есть малёха,- сказал Слободин и протянул Пахомову кисет.
- Благодарю,- ротмистр отсыпал себе табак, вернул кисет и козырнув сказал,- Бывайте!
Разведка обогнав полк скрылась за поворотом.


Рецензии