Глава двадцать шестая. Часть первая

Почему должно любить ближняго.
Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви;ибо любящий другого исполнил закон. (Рим. 13.8.).
В 6-й главе пророка Михея мы читаем следующие:„С чем предстать мне пред Господа, поклониться Богу Вышнему? Предстать ли пред Него с жертвами, с тельцами однолетними? Дать ли мне первородного моего за прегрешение моё, плод чрева моего за грех души моей? ". Там же даётся даётся и ответ такой на этот вопрос:„Он возвестил тебе, о человеке! что добро;-и ничего не требует от тебя Господь, как только, чтобы ты поступал праведно, любил милость и смиренно ходил с Господом Богом твоим".
В этом вопросе и ответе Пророк указывает нам, в чём должно состоять истинное Богослужение, и имено не в наружных обрядах и не в жертвах. Ибо что может человек дать Богу? Ему и так всё принадлежит. Он ни малейшей не имеет в нас нужды. Не умилостивится Он, если бы мы стали приносить Ему в жертву даже людей;потому что Он не повелевает этого, это противно Ему и служит к поруганию жертвы умилостивления, совершенной единственно чрез Христа, Который взял на Себя грехи мира. (Иоан. 1.29.).Истинное Богослужение, угодное Богу, заключается во внутренней, чистой вере, что Пророк и называет:поступать праведно;затем в деятельном исполнении веры, любви и милосердия, а не в жертвах;наконец, в истинном смирении, как говорит Давид:„Жертва Богу-дух сокрушённый;сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже! (Пс. 50.19.).
Итак,истинное Богослужение должно происходить из основания сердца, из веры, любви и смирения. К этому увещевает нас апостол Павел в послании к Римл. (13.8,9,10,.).Это изречение есть хвала любви и выражение непрестающей обязанности нашей к ближнему. Этим путём можем мы истинно служить Богу. Причина этого заключается, что Богу ничем нельзя служить, кроме того, что Он Сам производитв сердце нашем. Ибо служение Богу заключается не в чём ином, как в служении ближнему любовию и благодеяниями.
К такой-то любви увещевает нас апостол и употребляет длня этого тонкий довод, убедительный для любящих христианскую добродетель, говоря, что любовь есть такая превосходная добродетель, в которой все добродетели вмещаются, и что она есть исполнение закона. (Рим. 13.10.). Такой довод апостол употребляет не для того, чтобы показать, будто мы можем своею любовью совершенно исполнить закон и чрез то заслужить блаженство и вечную жизнь (что было бы лишь тогда, если бы любовь наша была совершенна), но чтобы яснее представить нам превосходство и достоинство этой добродетели, дабы мы прилежно в ней упражнялись. Наша правда и наше блаженство основаны на Иисусе Христе и на Его заслуге, которую мы посредством веры усвояем себе.
Из этой-то правды проистекает любовь к ближнему со всеми прлчими добродетелями, которыя называются плодами праведности во славу и похвалу Божию. (Филип. 1.11.).А так как это превосходнейшая и величайшая добродетели, то приведём ещё несколько доказательств и начал, могущих служить к назиданию нашему в любви.
1.Самое побудительное доказательство и довод-это, именно, то, что Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём. (1 Иоан. 4.16.).Но кто же не пожелает быть и пребывать в Боге? И кто не пожелает, чтобы Бог был и пребывал в нём? Напротив, кто пожелает, чтобы сатана был в нём и в он в сатане? Как, однако, последнее ни нежелательно, оно бывает, когда где-либо нет любви, а есть вражда. Сюда относится сказанное св. Иоанном в вышеупомянутом послании:„Всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. По сему узнаются дети Божии и дети дьявола". (ст. 7.).Разве не утешительно быть чадом Божиим, быть рождену от Богаи надлежащим образом знать Его? Кто не имеет в сердце любви и никогда не испытал ея силы, ея жизни, ея благотворности, благости её великодушия и терпения, и пр., тот воистину не может знать Бога, Который есть единая любовь, так как познание Бога и Христа должно происходить из опыта и ощущения. Равным образом не может знать Христа тот, кто совсем не знает любви, ибо Христос есть единая любовь и кротость. Кто имеет и исполняет эту добродетель, тот может знать Христа. Св. Пётр говорит:если вы будете исполнять любовь, „то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа". (2 посл. 1.8.).
2.Господь говорит;„По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". (Иоан..13.35.).Быть же учеником Христа не значит называться только христианином и исповедывать Его только устами (наружным исповеданием) ;но веровать во Христа, любить Его, следовать за Ним, жить в Нём, истинно принадлежать Ему, вечно иметь общение с Ним и наслаждаться всеми Его благодеяниями. Кто не имеетлюбви Христовой, тот не принадлежит Христу и не имеет в Нём части. Он не имеет веры, почему Христос и не признаёт его Своим. Как яблоко узнают по вкусу, а цветок по запаху, так и христианина узнают по его любви к ближним.


Рецензии