Глава двадцать четвёртая. Часть вторая

Поэтому-то для человека ничего полезнее и лучше не может случиться, как если возбудиться в нём любовь Божия.
Всё должна творить в человеке вера, что чрез любовь творит он, как душа творит всё чрез тело. Душа видит,вкушает и говорит чрез тело;так же и любовь должна всё в тебе творить:ешь ли ты;пьёшь ли, слышишь ли, говоришь ли, наказываешь ли, хвалишь ли, всё это делай в любви, так как это было во Христе:всё творил Он в любви. Взираешь ли ты на ближняго твоего, взирай на него с милосердствующею любовью;слушаешь ли его, слушай с любовью;говоришь ли с ним, говори с умилением.
Сохраняй безпристанно в себе корень любви чрез веру, и тогда ничто, кроме блага, не выйдет из тебя, и ты начнёшь исполнять заповеди Божии, которыя все в любви заключаются. (1 Кор. 15.14.).Поэтому-то говорит один святой учитель:„О любовь Божия в Духе Святом! сладость душевная и единая божественная жизнь человек! Кто тебя не имеет, тот и живой есть мёртвый;кто же имеет тебя, тот никогда пред Богом не умирает;где тебя нет, там жизнь человеческая есть безпристанная смерть;но где ты находишься, там человеческая жизнь есть предвкушение жизни вечной". Ходишься, там человеческая жизнь есть содержание всех заповедей.
Таким-то образом любовь есть содержание всех заповедей.
2.Так как человек должен от чистого сердца любить Бога, то сердце должно быть чисто от всякой любви мирской. Бог должен быть для человека высочайшим и лучшим благом. „Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой". Пс. 15.5.).„Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет во-век". (Пс. 34.18.).„Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего". (Пс. 34.4.).
В Боге должен иметь человек сердечное веселие и радость свою.
Бог должен быть любезнейшим душе нашей, потому что Он есть высочайшее и лучшее благо, потому что Он Сам есть всяческое благо и добродетель. Бог есть единая благодать, любовь, дружественность, терпение, верность, истина, утешение, мир, радость, жизнь и блаженство, и всё сие вместил Он в Христа. Кто имеет Его, тот имеет всё это;кто любит Бога, тот любит и Божию истину, милосердие, благость и все добродетели.
Ибо полюбивший истинно Бога, всё то любит, что любимо Богом,и огорчается всем, что Бога огорчает. Поэтому должно любить правду, ибо Сам Бог есть правда;истину должно любить, потому что Сам Бог есть истина;милосердие должно любить, потому что Сам Бог есть милосердие;кротость и смирение должно любить ради кроткого и смирённого седца Христова. Напротив того,истинно любящий Бога ненавидит все недобродетели, так как оне противны Богу, Божии враги и дело дьявольское. Истинно любящий Бога ненавидит ложь, потому что дьявол лжец, и таким же образом и все прочии пороки;и каждый человек, любящий пороки, как-то:ложь и неправду, есть чадо дьявола, как то говорит святый Иоанн. (Иоан. 8.44.).Каждый же человек, любящий Христа, как Спасителя и Блаженносодетеля, любит и святую жизнь Христову, смирение Его, кротость, терпение и пр., как образец;и такой человек-чадо Божие.
О такой-то любви ты от чистого сердца молить Бога, чтобы Он возжёг её в тебе чрез любовь Христову. Бог же охотно возжигает в сердце твоём это пламя любовное, если только ты просишь Его о сём, отдаёшь Ему для сего сердца твоё, и это каждый день, даже каждый час и каждое мгновение. Если любовь твоя слаба и холодна, даже иногда и погасает в тебе, и ты притыкаешься, то встань и возжигай её снова;для этого-то вечный свет (любовь Божия) не угас ещё в тебе:он вновь просветит тебя. Однакожь, ты должен ежедневно просить Бога, дабы никогда пламени Божественной любви не попустил Он в сердце твоём угаснуть:это и есть любовь от чистого сердца, которая от всякой любви к миру и к тварям чиста.
3.Любовь от доброй совести есть любовь к ближнему. Любовь к Богу и к ближнему суть едино и не должны быть разделяемы;истинная Божественная любовь не может быть замечена и испытана лучше, как по любви к ближнему:ибо „кто говорит:я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец;ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего". (1 Иоан. 4.20,21.).То-есть:любовь Божия не может обитать в человекененавистнике или враждующем сердце. Равным образом, если не оказываешь милосердия к брату твоему, которого ты видишь и который в милосердии твоём имеет нужду, то как возлюбишь Бога, никакой нужды в тебе неимеющаго?


Рецензии