Глава двадцать четвёртая. Часть первая

О любви к Богу и ближнему.
Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. (1 Тим. 1.5.).
В этом изречении апостол научает нас высочайшей и благороднейшей добродетели любви, показывая нам четыре вещи. Во-первых, говорит он, она есть содержание заповедей всех, ибо любовь есть исполнение закона (Рим. 13.10.);в ней содержатся все заповеди, и без нея все дарования и добродетели безплодны и не способны возродить душу.
Потом говорит он:истинная любовь должна исходить из сердца чистого. Это слово содержит в себе наставление, чтобы наше сердце было чисто от всякой любви мирской. От сего предостерегает нас святый Иоанн:„Дети! Не любите мира ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире:похоть плоти, похоть очей и гордость житейская-не от Отца, но от мира сего. Мир приходит и похоть его;а исполняющий волю Божию пребывает во век". (1 Иоан. 2.15,17.).Итак,кто имеет сердце, свободное от всякой любви к тварям, так что не надеется ни на какие временныя вещи, какого б имени оне ни были, и ни малейшаго сердечного упования на них не полагает, а только на одного Бога, как говорит Давид:„Что мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле! Изнемогает плоть моя и сердце моё. Бог-твердыня сердца моего и часть моя во век" (Пс. 522.25.),-такового любовь исходит из сердца чистого, хотя любовь эта сопровождается и весельем, и радостью. Эта чистая любовь к Богу описывается в псалмах Давида:„Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь твердыня моя и прибежище моё, избавитель мой, Бог мой, скала моя;на Него я уповая;щит мой, рог спасения моего и убежище моё". (Пс. 17.2,3.).
В-третьих, научает нас апостол, что любовь должна быть от благой совести. Это касается любви ближняго с намерением, ни словами, ни делом, не враждовать к нему ни тайно, ни явно, не ненавидеть его, не завидовать, не гневаться, не иметь на него досады в сердце своём, чтобы совесть не приносила жалобы в молитвах наших пред Богом.
В-четвёртых, любовь должна быть от веры нелицемерной, именно:чтобы мы не творили ничего против веры нашей и христианства, не отрекались от Бога ни тайно, ни явно, ни в напастях, ни в благоденствии, ни в счастии, ни в несчастии:вот простое содержание изречения сего. Мы намерены каждую из частей этих разсмотреть особенно.
1.Во-первых говорит святый апостол Павел:любовь есть содержание всех заповедей, то-есть любовь, из истинной веры происходящая, есть благороднейшее, лучшее и высочайшее дело и плод веры, какия только человек сотворить может и какия Богу всего угоднее;ибо не требует от нас Бог великих, высоких и трудных дел, коими бы мы Ему служили, но напротив, трудное богослужение Ветхого Завета и многия заповеди превратил Он в веру и любовь;и для сего дал нам Духа Святого, как пишется в послании к Римлянам:„Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам". (5.5.).Здесь слышим мы об истинном источнике этой добродетели.
Поэтому для благочастивого и верующего человека любовь не есть дело трудное, но лёгкое. И заповеди Его не тяжелы, - говорит святый Иоанн в послании, гл. 5,ст.3,-разумеется, просвещённому христианству;ибо Дух Святый соделывает доброхотное и благое сердце. Не требует также Бог великого от нас искусства, но только одной любви. Если она горяча, сердечна и без лукавства, то благоугодна бывает Богу;таковая любовь веселит и радует Бога, и более угодна Ему, нежели все художества и премудрости мира сего. И если где при всей премудрости, художестве, делах и всех дарованиях нет любви, то там всё неспособно и ничто недействительно, воистину всё мертво, как тело без жизни. (1 Кор. 13.1. и проч.).
Великое искусство общо язычникам и христианам;великия дела общи верующим и неверующим;одна лишь любовь истинный оселок христианина;она различает ложное от благого;ибо где не пребывает любовь, там нет ничего доброго, как бы драгоценно и велико оно ни казалось. Причина:там Бога нет. „Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нём". (1 Иоан. 4.16.).
Любовь приятна обоим:и Богу, и человеку, исполняющему её;ибо все другия художества, искусство и премудрость, когда прилежно занимаются ими, изнуряют тело, причиняют заботы, труд и работу, которыя суть терзание и мука для тела;любовь же одна делает лучшими, услаждает и содержит обоих:и душу, и тело;никому не вредит она, напротив-изобильные плоды приносит;ибо кто любит, тому любовь служит наградой. Добродетель сама себе награда, но грех и стыд награждаются злом.
Так или иначе все телесныя и душевныя силы умаляются и утомляются, но истинная любовь никогда не утомляется и „никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся и языки умолкнут, и знание упразднится". (1 Кор. 13.8.).
Всё то, что должно быть угодно Богу в делах наших, всё это должно происходить из Бога, ибо ничто Богу не угодно, кроме того, что сам Он творит в нас. Бог же есть сама Любовь. Поэтому-то всё, долженствующее быть угодно Богу, должно происходить из любви;из любви же происходит и полезное человеку, без всякого самочестия и корысти;также и молитва должна происходить из любви сердечной. Помысли же, какая молитва произойдёт из сердца, гневом и враждою преисполненного? Хотя бы таковой человек и всю Псалтырь в молитвах своих читал ежедневно, то всё-же это пред Богом была бы мерзость;истинное поклонение состоит в духе, вере, любви, а не в словах. (Иоан. 4.23,24.).Вспомни о Господе Христе, глаголавшем с сердцем милосердующим:Отче! отпусти им. (Лук. 23.ст.3.).Кто не любит Бога, тот и не молится;но кто любит Бога сердечно, для того молитва радость. Кто любит Бога, тот сердечно служит;кто же не любит Его, тот Ему и не служит, хотя бы и горы мог переставлять.


Рецензии