Глава двадцать третья

Человек, желающий возрастать и укрепляться во Христе, должен избегать частых мирских бесед.
Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни;сердце моё и плоть моя восторгаются к Богу живому. (Пс. 533.2,3.)
Ты должен уклоняться и избегать частых мирских бесед;ибо подобно тому, как телу человеческому нигде лучше не бывает, как в своём доме, так и душе никогда не бывает так хорошо, как в то время, когда она находится в собственном доме своём, то-есть когба покоится в Боге, из Которого она проистекла. Если она хочет, чтобы ей было хорошо, ей нужно снова к Нему возвращаться.
Нигде не может тварь найти большего покоя, как там, откуда произошла она:рыба в воде, птица в воздухе, а дерево в земле;душа же в Боге, как о том говориться и в псалме:„И птичка находит себе жильё, и ласточка гнездо, где положит птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил Царь мой и Бог мой! ". (Пс. 533.4.).
И как не хорошо позволять оставаться среди соблазнов детям, так же не хорошо позволять мыслям твоим и словам между другими людьми часто гулять;удерживай их в доме сердца твоего, и тогда они не будут поучаться людским соблазнам.
„Праведник цветёт, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насаждённые в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего". (Пс. 1011.13,14.).Но что же такое дворы Бога нашего? Это внутренние, духовные праздники сердца нашего, внутренний духовный саббать (суббота) и процветающий Ливан в пустынях, в уединении духа. (Песнь песн. 3.1.).Ищи его, и тогда будешь в силах познать самого себя, уразуметь и Божии чудеса и благодеяния.
Некоторые с большой охотой стараются разобраться в некоторых недоуменных вещах, но этим скорее соблазнуют свои сердца, чем исправляют их. Что не приносит с собою спокойствия и исправления сердечного, о том ни слушать, ни говорить, ни читать, ни думать не должно;ибо древа Господни должны всегда возрастать во Христе и в Нём укрепляться. Святый Павел считал себя таким, который не знал ничего более, как только Иисуса Христа распятого. (1 Кор. 2.2.).Поэтому-то и святые Божии избранники безпристанно старались жить в мире, со внутренним благочестием, делаться равными умам небесным таких святых говорит:„Всякий раз, как мне случалось быть между людьми, я возвращался домой менее человеком";ибо человечество заключается в подобии Божием. Человек есть образ, Богу подобный. (Быт. 1.29.).Чем менее обращается к Богу, тем он менее подобен Ему, но чем более человек обращается к Богу, тем подобнее Ему становиться.
Но если человек хочет обратиться к Богу, то ему надлежит отвращаеться мира. Каждое семя производит плод, себе подобный:так если и в тебе семя Божие есть Святый Дух и Слово Божие, то будешь ты древом правды и произростением во хвалу и славу Божию. (Исаии. 59.3.).
Иногда мы другим такое слово, которое является для них как бы жалом, уязвляющим душу. Поэтому лучше, когда человек мысли свои, слова и чувства в доме сердца своего будет хранить. Повествуется о Диогене философе. Когда кто-то хотел пошутить над ним следующим силлогизмом:„Что я, то не ты;но я человек, следовательно, ты не человек", - тогда тот ответил ему:„Силлогизм твой непраилен. Начни с меня, и тогда он будет правилен".
Кто хочет научиться хорошо говорить, тот должен прежде выучиться молчать;ибо многословие не есть доброглаголание. Если хочешь хорошо управлять, научись наперёд хорошо повиноваться;ибо никто не может хорошо управлять, если сам не повинуется и непослушен Богу. Если кто хочет иметь покой и мир в сердце, пусть охраняет уста свои и старается приобрести добрую совесть;ибо злая совесть доставляет наивеличайшее безпокойство. Однакожь, и злая совесть может находить во Христе покой свой и обращаться к покоянию;подобно как и Ноев голубь не нашёл, где бы ему можно было иметь покой, как только в ковчеге, и потому обратно возвратился. (Быт. 8.9.).Ковчег этот-Христос и Его христианство, имеющее только дверь и единое окно, то-есть покаяние, чрез которое входят ко Христу. И как Ноев голубь влетает снова в ковчег, так и ты в сердце своём должен поспешно ко Христу возвратиться от многих вод мира сего;иначе ты не найдёшь никакого спокойствия.
Ежели ты живёшь между людьми и должен употреблять вещи мирския, то делай это со страхом и смирением, не без осторожности, и будь, как молодое древо, к подпоре смирения и страха Божия привязанное, чтобы не возстала буря и не сокрушила тебя. О, как часто обманываются многие, без должной осторожности проводящие мирскую жизнь! Как не должно полагаться на море, так и миру доверять не должно;ибо внешния забавы и утешения мира могут скоро превратиться в необузданную бурю, и радости мира сего скоро могут омрачить совесть.
О, какую добрую совесть сохранил бы тот, который никаких тленных радостей не искал бы и никогда бы о мире этом не заботился! О какую покойную и мирную совесть имел бы тот, который взирал бы только на вещи божественныя и всю надежду свою возлагал бы на Бога! О сколь великое и сколь сладкое утешение имел бы от Бога тот, который не полагался бы на утешения мира сего! Как многие находили бы часто в самих себе обращение своё, исправление и святое благочестие, которыя они в беседе с другими людьми теряют! Ибо ты находишь в сердце твоём всё то, что вне его теряешь. Молодое древо не растёт нигде лучше, как на собственной земле и грунте своём:так и внутренний человек не растёт нигде лучше, как во внутренности сердца, где Христос находится.
Совесть доставляет человеку печаль и радость Если употребить её в божественных, внутренних вещах, то совесть твоя будет тебе внутреннею твоею радостию;если же употребить её для внешних мирских вещей, то она будет твоею внутреннею печалью и сердечною скорбь. (2 Кор. 7.10.).
Как часто благочестивая душа смущается своей греховностию, так часто оплакивает она себя сокровенно;тут находит она слёзный кладязь и слёзный источник, в которых она в вере и духе, чрез имя Иисуса, каждую ночь омывается и очищается (1 Кор. гл. 6.ст.11.),дабы приготовиться войти и достойною в сокровенная Святая Святых, где Бог тайно беседовать с ней может.
И так как Бог есть Бог сокровенный (Ис. 155.15.),то должна быть тайная и душа, с которою Он беседует. „Послушаю, что скажет Господь Бог.".(Пс.534.9.).„Я взыскал Господа и Он услышал меня и от всех опасностей моих избавил меня. Кто обращал взор к нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. Сей нищий воззвал- и Господь услышал и спас его от всех бед его". (Пс. 33.5-7.).„Господи! Рано услышь голос мой, рано предстану пред Тобою и буду ожидать". (Пс. 5.4.).Но тем тайнее будет душа, чем она более от мира отдалиться;равно как и праотец дет душа, чем она более от мира отдалится;равно как и праотец Иаков:когда он отошёл от чад и друзей своих, тогда начали беседовать с ним Бог и ангелы (Быт. 32.24 и пр.), так как Бог и ангелы свыше меры любят душу святую и не оставляют её одну.


Рецензии