Шехина

  В такую жару только и писать, что о Шехине, Каббале и мистике!
Сразу скажу, что писать о Шехине непросто по двум причинам: у самих иудеев как библейских, так и более поздних времен, не было четкого и определенного представления о ней, в частности это и жилище, и слава Господня, и мудрость (София), и Шехина, и Матронит. То есть это одновременно и жилище Бога, и его женская ипостась. И второе: само представление сильно менялось в ходе истории иудеев, окончательно в учении Каббалы Шехина полноценная богиня и жена Бога Яхве. В Библии же Шехина ни разу не упоминается.
   В библейские времена, когда считалось, что Бог живет в облаках и ездит на облаках, как было с Ваалом в более древней ханаанской мифологии, а мифологическая легализация святости скинии в пустыне и храма Соломона случилась в мифе о Яхве, спустившемся на облаке с небес. Присутствие Бога в «облаке Господнем» (Исход 40:38) рассматривалось как более реальное, чем его визуальный аспект: из-за облака «не мог Моисей войти в скинию собрания» (Исход 40:35). Точно так же, после завершения строительства Соломонова храма, «когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень: и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполняла храм Господень». Архаичная природа мифологемы божественного присутствия в храме отмечена поэтическими строками Соломона:
«…Господь сказал, что он благоволит обитать во мгле;
Я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки».

Из текста ясно что облако и слава – одно и тоже, и что облако рассматривается как видимая форма, принимаемая славой Яхве, когда он хочет явить себя в своем земном жилище.
    В общем-то утверждают, что, куда бы не заносила судьба народ Израиля, в Египет, Вавилонию или Едом (Рим), Шехина была с ним и будет с ним, пока не наступит час искупления. И тут есть определенное противоречие с тем, что Шехина должна жить в Храме в Иерусалиме. Шехина приходит к больным, чтобы утешить их, помогает тем, кто в этом нуждается. Она благоволит к раскаявшимся грешникам Израиля. Добрые люди, совершенные даже язычники, радуют Шехину, она нисходила к пророкам Ваала, когда они проповедовали гостеприимство. Как вам?
    Но есть и другой взгляд на Шехину, которую привлекают эстетизм и аристократизм.
    Шехина рангом выше ангелов: «сверкание ее столь сильное, что ангелам приходится прикрывать крыльями лица, чтобы не видеть ее», при этом тело Шехины измеряется миллионами миль. Оказывается, эти идеи не противоречат друг другу: Шехина может быть настолько маленькой, что может найти место в скинии или в камышовой корзине рядом с Моисеем. Проблема того, как примирить вездесущность Шехины с ее «обитанием» в святилище была решена в Каббале. Насколько я понял, ее уменьшает или увеличивает Яхве.
    У Шехины есть и карательный аспект, причем тут она очень напоминает жестоких ближневосточных богинь. В легендах ей приписывают функцию забирать души наиболее достойных людей. В Талмуде написано, что шесть тысяч человек не мог одолеть ангел смерти, и умерли они только после поцелуя Шехины, это были Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Аарон и Мириам.
    Я решил написать о Шахине в Каббале отдельно, иначе всё перепутается.

Гравюра скинии Моисея из Библии 1862 года. Engraved illustration of the Tabernacle of Moses Set Up from the Popular Pictorial Bible, containing the Old and New Testaments, published in 1862

29.6.2022


Рецензии