Глава двадцать первая. Часть первая

Об истинном Богослужении.
Сыны Аароновы принесли пред Господаиогонь чуждый, и вышел огонь от лица Господия и сжег их. (Лев. 10. 1,2.).
Этот чуждый огонь означает ложное Богослужение. Ибо он не был от того огня, который безпристанно горел на жертвеннике и который Бог повелел употреблять для сожжения жертв. И так как сыны Аарановы поступили против повеления Божия, то Бог наказал их мстительным огнём, пожегшим их.
Здесь видим мы строгость, проявленную Богом за огонь чуждый, этим Он прообразовал нам ложное Богослужение, имеющее основанием собственную набожность и произвольно избранную святость и духовность, которых Бог не заповедал и не повелел, которыми и не приносится Ему служения, но возбуждается только ревность Его, гнев и мщение, которое есть огонь поядающий. (Второз. 6.15.).
Итак,нам нужно знать, что есть истинное Богослужение, дабы и с нами не случилось того же. Ибо то, что Бог наказал ложное Богослужение в Ветхом Завете временным огнём, служит предзнаменованием, относящимся к Новому Завету и показывающим, что здесь Бог накажет ложное Богослужение огнём вечным, а вместе и временно кровопролитем, опустошением земель и истреблением людей и это всё есть страшный огонь, возжигаемый гневом Божиим.
Но если мы хотим уразуметь, какое Богослужение есть истинное, то должны сличить между собой Ветхий и Новый Завет, и тогда это окажется из сравнения. Это наружное, символическое Богослужение было прообразованием Мессии и свидетельством о Нём во внешних обрядах, которые надлежало совершать по буквальному ясному предписанию закона. В этих дивных прообразованиях и образах верующие Иудеи как бы издалека ещё усматривали Мессию, веровали в Него и по обетованию достигали чрез Него спасения. Наше Богослужение в Новом Завете не есть уже внешнее, состоит не в образовательных обрядах, постановлениях и принуждении, но есть внутреннее, в духе и истине, т. е. в вере во Христа;потому что Им исполнен весь нравственный и обрядный закон,всё,относящееся ко храму, жертвеннику, жертвам, чистилищу и священству. Этим же пришли мы в христианскую свободу, искуплены от клятвы закона (Гал. 3.13.),чрез обитание в нас Духа Святого можем служить Богу с добровольным сердцем и духом (Иер. 31.33;Рим. 8.14),и наша совесть и вера не привязаны ни к каким человеческим постановлениям.
Но для истинного, духовного, внутреннего христиаского Богослужения необходимы три вещи. Во-первых, прямое познание Бога;во-вторых, истинное познание греха и покаяние;в-третьих познание благодати и прощение грехов. И сии три суть одно. Ибо в одном познании Бога заключается покаяние и прощение грехов.
Итак, познание Бога состоит в вере, которое принимает Христа и познаёт в Нём и чрез Него Бога, Божие всемогущество, Божию любовь и милосердие, Божию правду, истину и премудрость. И всё это есть Сам Бог. Что есть Бог? Не что иное, как единое всемогущество, единая любовь и милосердие, единая правда, истина и премудрость. То же самое должно сказать о Христе и о Святом Духе.
Однако, Бог таков не в Самом Себе только, но по благодатной воле Своей во Христе Он и ко мне таков же. Он мой милосердный Бог;Он для меня вечная любовь, и моя вечная правда в благодати Его ко мне и в прощении грехов моих;Он для меня вечная истина и премудрость. Так и Христос, Господь мой, есть для меня вечное всемогущество, Глава и Начальник жизни;Он мой милосердный Спаситель, Он мне вечная любовь;Он моя вечная правда, истина и премудрость. Ибо Христос сделался для нас премудростию от Бога, праведностию, освящением и искуплением. (1 Кор. 1.30.).То же должно мыслить и о Святом Духе. Он есть моя вечная любовь, правда, истина и премудрость.
В этом и заключается познание Бога, покаящееся в вере;оно не одно знание, но исполненное веселие, радостное, живое удостоверение, чрез которое я ощущаю в самом себе силу и утешение, всемогущество Божие;ощущаю, что Он меня держиь и носит, что я в Нём живу, движусь и существую(Деян. 17.28.);ощущаю и чувствую на самом себе Его любовь и милосердие. Не единная ли только любовь то, что Бог Отец, Христос и Святый Дух творят с тобою, со мною и со всеми нами? Не единая ли правда всё это, что Бог являет над нами, избавляя нас от греха, смерти, ада и дьявола? Не есть ли это всё одна истина и премудрость? Вот это и есть вера, состоящая в живом, утешительном удостоверении, а не в одном звуковом сочетании слов. И в этом-то познание Бога, или в этой вере, должны мы со дня на день возрастать, как чада Божии, так чтобы мы всё более в том преуспевали. (1 Оессал. 4.1.).Поэтому св. Павел выражает желание, чтобы мы только уразумели превосходящую разумение, или всякое познание, любовь Христову (Ефес. 3.19.);как бы хотел сказать, что одного этого предмета, т. е. любви Христовой, достаточно к тому, чтобы мы поучались в нём всю жизнь нашу. Не так, чтобы мы имели только в виду оставаться при одном знании любви Христовой, простирающейся на весь мир;но чтобы и вкушали, чувствовали и ощущали в сердцах своих, в слове и вере, сладость онной, силу и жизнь. Ибо как может прямо уразуметь любовь Христову тот, кто не вкушал ея? Об этом говорится и в посл. к Евр. 6.4,5:„вкусивших дара небесного, благого глагола Божия и силе будущего века", что всё совершается чрез слово в вере.И это-то и есть изляние любви Божией в сердце наши Духом Святым (Рим. 5.5.),как плод и сила слова Божия. В этом состоит прямое познание Бога, проистекающее из опыта и состоящее в живой вере. Потому в посл. к Евр. вера названа осуществлением ожидаемого и уверенностию в невидимом(11.1.).Вот одна часть внутреннего, духовного Богослужения:познание Бога, состоящее в живой вере;вера же есть духовный, живой, небесный дар, свет и сила Божия.
Итак, если предшествует это истинное познание Бога, чрез которое Бог как бы даст вкусить Себя душе нашей, как сказано и в 33 псалме, ст. 9:„Вкусите и увидите, как благ Господь"-то не может не последовать затем истинное покояние, то-есть изменение и обновление духа и испраление жизни. Ибо когда кто подлинно ощутит и познает в сердце своём всемогущество Божие, то следует из того смирение:человек смиряется под крепкую руку Божию. (1 Пётр. 5.6.).Если кто подлинно вкусит и познает милосердие Божие, то из этого проистекает любовь к ближнему. Ибо никто, надлежащим образом познающий милосердие Божие, не может быть немилосерден. Как может отказать в чём-нибудь ближнему своему тот, кому Бог по милосердию сообщает Самого Себя? Из милосердия Божия следует искреннее снисхождение к ближнему, так что если бы истинный христианин был седмикратно в день умерщвляем и опят седмикратно оживал, то простил бы и то врагу своему ради великого милосердия Божия. Из правды Божией проистекает познание грехов, и мы можем говорить с Пророком:„Твоя, Господи, правда, а наш стыд. (Дан. 9.7.).Не входи в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобой ни один из живущих. (Пс. 1152.2.).Если ты, Господи, будешь замечать беззакония, Господи! кто устоит? ". (Пс. 1229.3.).Из познания истины Божией проистекает верность в отношении к ближнему и изгоняет всякую неискренность, обман и ложь, и христианин думает:смотри, если ты несправедливо поступишь с ближним своим, то оскорбишь вечную истину Божию, которая есть Сам Бог. Итак, как Бог поступает с тобою верно и истинно, так и ты поступай с ближним своим. Из познания вечнойипремудрости Божией проистекает страх Божий, ибо ты знаешь, что Бог есть сердцевидец и видит сокровенное. Ибо „Насадивший ухо не услышит ли и Образовавшийся глаз не увидит ли? (Пс. 1103.9.).Горе таящимя от Господа и сокрывающим совет, чтобы дела их были во мраке! О, люди превратные! Может ли изделие сказать о мастере, совершившем его:не он сделал меня? Или сосуд о художнике:он не разумеет? ". (Исаи. 29.15,16;ср.Иер 23.24;32.19.).


Рецензии