Бетховен. Соната N8. Патетическая. Впервые

© Copyrights МЕЙЕРХОЛЬД Тася - Tasya MEIERHOLD
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA


Л. БЕТХОВЕН. Соната N8 (Оп. 13). До минор. Патетическая [1] (1799)
Введение
Первая часть - Allegro di molto e con brio
Вторая часть - Adagio cantabile
Третья часть. Финал. - Finale. Allegro

Введение
Потеря слуха. Дух надежды
Глубокой силы драматизм
Невиданной доселе жизни,
Который превзошёл трагизм
И стал мерилом горя мыслей -

Отчаяньем Большой судьбы,
Переживающей страданья
И буйства страждущей души,
Затменья мира и признанье.

Здесь боль, невыносимость мук,
Гневливость скорби и печали.
Надежда свой услышать звук,
Стремящийся умчаться в дали,

Чтоб обрести покой, себя,
Оставив в стороне пустое,
И разум духа, божества,
Дарящий высоту гармоний

И свой тревожный бурный мир,
Разительный и невозможный,
Живущий пеньем светлых лир, -
Гуманный мир природы сложной.


Первая часть - Allegro di molto e con brio
Но нет не сломлен разум гор.
Ступает в драму без куража.
Его раскатистый аккорд
Суров, серьёзен и отважно

Взлетает с грохотом, крушит,
Метает молнии и громы,
И ... вновь назад, к себе спешит,
Где разум мощный, до минорный,

Несёт достоинства каскад,
Стремительно, на фоне счастья,
Как буйвол, стадо, камнепад...
И диалог меж ними страстен,

Всё выше, дальше нежный звук
Красивых, мелодичных трелей.
И снова вниз летит, на спуск
Неистовый, от напряженья.

Борьба. «Маркизовы басы».
Пульсация моторной силы
И бешеный каскадный ритм,
Неиссякаемый, красивый, -

Шестнадцать тактов цель достать,
Прорваться к новому регистру,
Найти его,завоевать.
И снова ввыси мчатся мысли.

И вновь меж ними диалог.
Поёт сонет фортепиано. -
Мелодией высоких нот
И трепетностью лиры ранит.

Всё ж горизонт любви светлей.
И счастье высшее возможно,
Мечты становятся ясней.
Порхает звук неосторожный.

И вновь Бетховенский каскад
В пассажах боли и затмений.
Грозе подобен камнепад.
Страсть, драматичное движенье

Спешит, сметает всё с пути
И жалит мир мощнейшей тучей.
И вновь так горестно кричит,
Что с ним от боли плачут кручи.

Подвижность ломаных октав
Связует пламенные фразы,
И вновь летит каскадный вал.
И отступает. Светит радость.

Звучит мелодии печаль
В возвышенной и светлой лире,
Волнения уносит вдаль
И патетизмом полнит силы.


Вторая часть - Adagio cantabile
Мир. Пианиссимо души.
Лиричность мелодизма строя
Уносит вдаль печаль грозы
И возвращает звук гармоний,

Возвышенность певучих чувств,
Звучащих нежно, сокровенно, -
Мелодию любви, чья грусть
Несёт спокойствие Вселенной,

Миротворенье, красоту,
Парящие над буйным миром,
И веру в счастие, в мечту, -
Во всё, что радостно, красиво.

Поёт счастливая душа.
И нет мелодий вдохновенней,
Чем музыка любви творца,
Несущая успокоенье,

Богатый внутренний настрой
И просветленье переливов,
Огромную, Земли любовь,
Покой и красоту разливов.


Третья часть. Финал. - Finale. Allegro
Волнует страждущий финал.
В нём повторение начала:
Движение мятежных фалд
И просветление хорала,

Тем постоянный диалог
И патетичность интонаций.
Уходит радостный аккорд
В певучесть светлого пространства,

В богатство звуков, в ясный мир,
К мелодиям счастливых красок,
К расцвету красочных палитр.
И настроенье чувств прекрасных

Возвышенно, волнует слух
И дорожит улыбкой жизни,
И воспевает силы дух
И солнца праздничные мысли,

Напоминая о борьбе,
Страданиях, преодоленье,
О силе духа - о Судьбе,
Несущей фрак и титул «Гений».

[1] Патетический - трогательный, возбуждающий чувственность; приподнятый, взволнованный.

21.06.2022. Krasnodar
L. van Beethoven / D. Masleyev. Sonate N8 Path;tiq. Tsaritsyno. TV Channel “Culture”


...Царицыно... Огромный зал,
И в звуках благостной печали,
Дух Гения любил, страдал
И глубиной чувств сердце ранил...


Рецензии