4. Тула. Тайна Черлёной горы

/www.yandex.ru/

Что  я  могу  сказать  Вам  о  плане  Тулы, который  перед  нами?  По  моему  мнению  он  может  быть  составленным  в  помощь служб,  взимавших  подати с  городских  общин.  В  16  веке  платили  не  каждый  горожанин  в  отдельности, но  общины, в  которых  они  проживали:Кузнецкая слобода, Гончарнач  слобода, Флоровская  слобода  и  прочие.   
Кузницы в Туле проживают  с  древнейших  времён,  а  на  нашем  плане  дата  возникновения  слободы  - 1595  год?
Порывшись  в различных  справочниках, читатель узнает, что  не всякий  район  средневекового   города  назывался  "слободою".
В  древних  городах  наличие  слобод -явление  не  очень  частое, а в  Туле  вон  их  сколько.
Любой  древний  и  средневековый город  состоял  из  "детинца"  и  "посада".

ДЕТИНЕЦ  занимал, как правило, господствующую высоту  местности. Он был обнесён валами с деревянными стенами, которые имели одни или несколько ворот.
В детинцах  древних  русских  городов  жили князья, бояре, духовенство. Здесь же находились и   культовые сооружения. Рядом  со  знатью  обитали  их  воины  и  слуги. 
За  счёт искусственных оборонительных сооружений и  естественных  препятствий,  таких как  реки  и  другие  водные  преграды вокруг  стен  детинцев, взять  их штурмом  было  довольно сложно.
 С XIV века слово  "детинец"  из  русского  языка  вытесняет  слово  "КРЕМЛЬ" . 
С  течением  времени  население  кремлей-детинцев  растёт и  перестаёт  вмещаться  в  4  стенах, возведённых ранее.  Рядом  со  старым  детинцем  строятся  города-спутники, которые  называются  ОКОЛЬНЫМИ  ГОРОДАМИ.  Они  так же  защищены стенами, валами, рвами  и  другими  фортификационными  сооружениями.
Чем  богаче  был  феодал  - хозяин  детинца - тем  мощнее  были  укрепления  вокруг  него.  Чем  надёжнее  стены  города,  тем  больше  людей  селилось  в  этих  городах. 
Части города, не защищённые  стенами, назывались  ПОСАДАМИ / так  же  подолами,предградьями, предместьями/.
Во  время  нашествия  врагов посадский люд или  разбегался  по  окрестным  лесам  или  укрывался  в  стенах  детинцев.
Посадские  часто,  сообща, тоже  обносили  свои  места  проживания валами, рвами  и  стенами, превращая  их  в  укреплённые  окольные  города. 
Например, у Московского Кремля возникли посады, обратившиеся в укреплённые окольные города: Китай, Белый и Земляной. Посадские люди позднее становились городскими сословиями — ремесленниками, купцами, прочими. По Уложению царя Алексея Михайловича посадские были прикреплены к своим посадам, как и крестьяне к своим пахотным землям. До  этого  они  могли  свободно  уходить  из  одного  пасада  и  селиться  в  другом.  Такие  свободные  перемещения  людей  мешали  их  учёту  и  налогообложению.
Посадское  население, наряду  с  крестьянством, было  основой экономики  русских  княжеств,  а  после  Русского  государства. К  ХУ  веку сложилась система система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей, которое  получило  название ТЯГЛЛО.  Помимо прямых налогов  посадские люди исполняли и другие тяглые повинности:  Они должны  были  ремонтировать  и  строить  дороги  и  защитные  сооружения, копать  колодцы  и каналы,  исполнять  подводную  службу - подвоз всего  необходимого для  жизни  города, ямскую  гоньбу - курьерскую  службу.  Они  должны  были  собирать  деньги  на  содержание  стрельцов  / "стрельцовские  деньги"/  и  на  выкуп  пленных  / "полоняночные  деньги"/
Все  эти  обязанности  лежали  на посадских  общинах, которые  распределяли  их  между  своими  членами.

Во  время  вражеских  нашествий  всё  мужское  население  посадов должно  было, вооружившись,  кто  чем  может,  встать  в  ряды  ополченцев.

Но  были  в  посадах  места, где  проживали  специалисты  высокого  класса, передававшие  секреты  своего  мастерства  от отца  сыну.  Они  были  потомственными  мастерами, незаменимыми  в  своём  деле.  Использовать  их  на  случайных  работах было бы просто  неразумным.  Такие  мастера  жили и  трудились  вместе, были  освобождены от  налогов  и  многих  государственных  повинностей- тягла. Места  их  совместного  проживания  и  труда назывались   СЛОБОДАМИ.
У  жителей  слобод  был  постоянный  или  временный  круг  обязанностей, определённых  указом  государя-батюшки.
Мастера  из  Кузнецкой  слободы, следовательно  с  1595  года  налоги никому не  платили,  оборонительные  сооружения не  строили... 
Они  делали  для  войска царя-батюшки  оружие. Это  была  их  главная  и  единственная  тягловая  обязанность.
 
В слободе имелись органы самоуправления — слободской сход, слободской староста.   
В первой половине XVIII века налоговые льготы были отменены, и слободы превратились в обычные сёла или поселения городского типа. В начале  прошлого  века   слободойстали  называть большое село, где насчитывалось  более одной церкви, проводились  ярмарки,  находилось волостное правление. Слободами также называлось промышленное, фабричное село, где крестьяне  не  только  пахали  и  сеяли, но  что-то  производили  для  нужд государства.

=================












В домах богатых туляков были изразцовые печи – очень сложные по конструкции, барочного стиля. Истоки его лежат в начале XVIII века. Пётр I после своего визита в Голландию очень впечатлялся их сине-белыми изразцами и, приехав оттуда, дал команду строить печи на голландский манер. Учёные нашли обломки таких изразцов с богатыми жанровыми стенками. Но такие изразцы не очень прижились: людям хотелось ярких красок, потому стали появляться жёлтые, зелёные изразцы.



 

 




=======================

А. Воронцов: На самом деле никаких особых изменений статуса, конечно, не было. Но после того как в 1520 году – 500 лет назад – был построен Тульский кремль, он стал частью системы обороны южных рубежей Московского государства. Эта система, грубо говоря, выглядела так: берег Оки (там, где стоят Серпухов, Коломна) – самая ближняя к Москве линия обороны. Потом в сторону юга были выдвинуты крепости – Тульский кремль, Зарайский кремль. Затем устроили Засечную черту (и, кстати, полный текст Указа президента о праздновании 500-летия нашего кремля звучит так: «500-летие Тульского кремля как начало строительства Большой засечной черты»). Далее в сторону степи были выдвинуты остроги – такие как Епифань, Чернь, деревянные крепости, которые стояли на границе. Ещё дальше выходили сторожи.То есть это огромная система обороны, центр которой с XVI века – как раз Тульский кремль. Но в XVII веке он перестаёт быть краем обороны. Пограничная служба и система обороны уходят на юг, в Белгород – возникает  Белгородская черта. Соответственно, Тула начала жить иной, почти тыловой жизнью.

С расширением Тулы гончары переселялись из-под стен кремля сначала за реку Упу, располагая горны недалеко от своих домов и мастерских. В отличие от ранее изученных горнов, обнаруженных в районе площади Ленина, здесь горны не являлись отдельно стоящими, а образовывали целые узлы. «По-видимому, гончары активно перекладывали горны в процессе эксплуатации, возводили новые на месте разрушившихся. Несколько горнов имели общую предгорновую яму (место, откуда осуществлялась топка). В целом это может свидетельствовать о совместном, «артельном» производстве предметов гончарного промысла в Заречье. Учитывая, что у каждого «кирпичника» было своё собственное место, где он осуществлял деятельность, можно сказать, что на участке, подвергнутом изучению, трудилось несколько мастеров одновременно. Именно поэтому и появилось предположение, что тут располагалось «поле кирпичников» — место, где осуществлялся полный цикл гончарной деятельности»3.

Кроме горнов здесь также были обнаружены сушильные камеры, служащие для предварительной просушки некоторых видов изделий, которым не требовалась высокая температура обжига; желоб для промывки глины и яма для её хранения (туда помещалась готовая для употребления глина, чтобы она отлежалась; также обеспечивался необходимый запас глины).

«Сами горны можно разделить на несколько категорий. По размеру можно выделить «саженные» горны с камерой для обжига диаметром 2,1– 2,13 м и малые с диаметром камеры обжига около 1,05–1,07 м — «полуторааршинные». Подавляющее большинство горнов можно отнести к наземным, то есть камера для топки, обжига и купол у таких горнов располагались над землёй. Лишь один горн был заглублен в материк. То есть у этого горна камера для топки и частично камера для обжига были заглублены под землю в глину, наверху оставался только купол. Что касается заполнения, то четко выделяются горны, заполненные металлургическими соплами, горны с керамическими игрушками и горны с посудой. Изразцы, как правило, обжигали вместе с другими группами производимых предметов быта»4.

После нескольких крупных пожаров XVIII в Гончарную слободу переносят в Малые Гончары, а огнеопасную слободу XVIII века забросили. Слобода, известная по письменным источникам как Кирпичная, а потом – Гончары, находится за Спасским кладбищем. Местность богата различными ценными сортами глины, именно поэтому сюда и переселились гончары в начале XIX века.

===============
Как выглядел дом туляка с сегодняшней улицы Металлистов в конце XVIII – начале XIX века?

В домах богатых туляков были изразцовые печи – очень сложные по конструкции, барочного стиля. Истоки его лежат в начале XVIII века. Пётр I после своего визита в Голландию очень впечатлялся их сине-белыми изразцами и, приехав оттуда, дал команду строить печи на голландский манер. Учёные нашли обломки таких изразцов с богатыми жанровыми стенками. Но такие изразцы не очень прижились: людям хотелось ярких красок, потому стали появляться жёлтые, зелёные изразцы.

Это можно увидеть на выставке «Неизвестная Тула», которая откроется в атриуме кремля. Среди экспонатов – посуда, столовые приборы, хозяйственные ножи и кресала, маятник от часов-ходиков с гравированным орнаментом и позолотой; разнообразные элементы конской упряжи и снаряжение всадника. Личные вещи туляков включают детали одежды – наконечник ремня с богатым орнаментом и различные типы поясных пряжек из цветного металла, пуговицы от платья, фрагменты кожаной обуви, несложные ювелирные украшения, предметы личного благочестия.

 

 

 


 

 




Возможно, когда-то там  были  большие  залежи  красной  глины  из  которой  древние  умельцы  делали  посуду.  Так  возникли  селения производителей  глиняных  изделий-гончаров. 
 В  Малых  Гончарах  прошли  дни  моей  юности.
 Гончарных  производств  там  уже  не  было.  Было  много  шпанят, любивших  выяснять  отношения  при  помощи  кулаков, из  которых,  в  дальнейшем , выросли вполне неплохие  ребята, вроде  меня.

На   Черленой   горке  красуется сейчас Спасская  церковь.  Вокруг церкви- Зареченское  кладбище.  Зареченское кладбище  возникло в  1654 году во  время  эпидемии  чумы. Чумных в 17 веке  хоронили  отдельно. Следовательно на  Черленой  горке  и  вокруг  неё в  это  время  никто  не  жил. 
Почему?





  Церковь,  построенная  во  время  эпидемии чумы  1771 года,   имеет 2  названия:  "Церковь  во  имя  нерукотворного  образа  Спасителя"  и  "  Спас  на  горе".  Значит  гора  всё-таки когда-то была,  хотя  нам,  в  наши  дни, она  и   не кажется  горою.
Возможно,  в  какие-то  века  там  и  было  городище первых  вятичей - туляков?  Ведь  другой  возвышенности  на  правом  берегу   Упы  нет!  Но  не   будешь    теперь  под  могилами  копать,  чтобы  убедиться  в  этом .
 Помню,  рядом с  нашим  строили  новый  дом.  Почерневших черепов  и  костей  выкапывали  множество. Строители  объясняли  нам  со  знанием  дела:   " Кладбище  самоубийц  здесь  было,  каких  на  общем  кладбище  не  хоронили"
Я  всегда  удивлялся: "Чего  людям  не  жилось?" 
Теперь я  не   уверен, что  это  самоубийцы  были, но, возможно,  мы  видели   останки  тех,  кто  когда-то  жил  здесь  у  подножия  Красной  горы и  защищал первое  Тульское  городище  от  врагов.  В  глине, говорят, долго  всё  хранится.
От  "Спаса  на  горе"  вниз  к  Упе спускались улицы,  хранящие  память  о  Кузнецкой  слободе:  Дульная, Ствольная, Курковая, Штыковая,Пороховая, Заварная, Арсенальная.
  Посёлок Малые Гончары в дни  моей  юности был уже асфальтирован и  застроен  четырёхэтажными " хрущёвками". А вот улицы  вокруг  сохраняли  ещё свою  деревенскую  первозданность. Маленькие  убогие  домишки, досчатые заборчиками, за  которыми  трудолюбивые хозяева выращивали  картошку, капусту, яблоки  и  относили  на  местный  базар  именовавшийся  "Хопром". Вода  из  колонок.  Отопление  печное. А  наши  "хрущёвки"  были  со  всеми  удобствами. 
    Ближе  к  кладбищу  некоторые  улицы резко  уходили  вниз, словно  провались  в  ямы.
Именно с  ребятами  с "ям"  мы,  "гончаровские",  чаще  всего  выясняли  кулачные  отношения.
Сейчас  я  понимаю,происхождения  этих ям: Это  были  стёртые  веками следы глубокого  рва,  окружавшего  когда-то древнее городище  наших  предков.
Сейчас  в  современной  Туле, вокруг  посёлка Гончары,  всё  сглажено  и ухожено. Всё выровнено, покрыто  бетоном  и  асфальтом.  Кругом  многоэтажки-многоэтажки-многоэтажки...
Не  только  не  осталось  напоминаний  о  живших  здесь  когда-то  вятичах,  но  и  о  моём  детстве среди  кривых,  горбатых  улочек воспоминаний не  осталось.

Лишь  "Спас  на  горе"  стоит  безсменным  часовым  веков.  Там  кода-то, совсем  маленького меня, во  время  отпуска,  крестили   родители,  приехав  с  Севера навестить бабушку  Ксению.
Кстати:
Что  это  за  церковь  на  плане  около  Гончарной  слободы, слева от  Московского  тракта?
Храм Сергия Радонежского  был  построен  лишь  в  конце 19  века.
"Спас  на  горе" в 18  веке,- в  1771  году. 
Какой  храм  обозначен  на  плане начала 17-го  века?

В  наши  дни  посёлки  Большие  и  Малые  Гончары  находятся слева от Московского  тракта,  ставшего  до  революции  Московской  Миллионной  улицей,  а  после  Октябрьского  переворота - улицей  Октябрьской. Почему древний картограф поместил Гончарную слободу справа  от  Московского  тракта, а  не  слева?-Не понятно!



   



первой половине XVIII века эти льготы были отменены, и слободы превратились в обычные сёла или поселения городского типа. К 1900 году, по определению ЭСБЕ[2], слободой называлось «большое село, где более одной церкви, торг или ярмарка или волостное правление», а также «промышленное, фабричное село, где крестьяне почти не пашут».

В слободе имелись органы самоуправления — слободской сход, слободской староста. В городских слободах имелись братские дворы со съезжей избой, где располагались органы слободского самоуправления.

   
В-ЯМСКАЯ  СЛОБОДА.

Глядя  на  план Тулы  начала  17  века  мы  узнаём  о  существовании  в  Заречье  ещё  и  Ямской слободы.
За 100  лет  до  этого  Тула  вошла  в  состав  Великого  княжества  Московского.
Регулярное  сообщение  с  Москвою  и  другими  городами  стало  насущной  потребностью.  К  1607  году,   к Востоку  от  Московского  тракта / теперь ул. Октябрьской/  сложилась  целая  Ямскя  слобода с  постоялыми  дворами,  трактирами  и  ямами,  где можно  было  нанять ямщика  и  лошадей.
Вообще-то ямскую  службу  считают  гениальным  изобретением  Чингисхана. Надо  было  ему  срочно  доставлять  его  указы  во  все  концы  огромной  империи, вот  и  мчались  его  гонцы /ямщики/,  меняя   уставших  лошадей,  от  одной  станции
/на  тюркском -"ям" / к  другой.
Когда  Русские  княжества  попали  под  власть  Орды, им  пришлось  обзаводиться  подобными  почтовыми  дворами -ямами, где ханские посланники могли отдохнуть, восполнить свои силы и получить свежую лошадь.
Так  что  сначала  ямщики  были  просто  посланниками. Постепенно круг  их  обязанностей  значительно  расширился.
Как  указывают  писцовые  книги, в Ямской слободе насчитывалось ещё 40 охотничьих дворов, в которых постоянно проживaли около 80 человек/ егерей?/

Охотничьи  дворы  создавались  для  развлечения русской  средневековой  знати,
Это  что-то  вроде  современных  охотничьих хозяйств.   Следовательно  леса  в  этой  части подходили  к  ямской  слободе  вплотную.

Но  в  4-м  номере "Тульского  географического  альманаха", в статье Т.Дубовой "Топографическое описание города Тулы XVII века"  читаю:
Дaлее за Ямской слободой располагалась слобода Гончарная. Информация о времени ее вoзникновения отсутствует..."
Вон,  и  буковка / Г/  стоит, обозначая Гончарную  слободу там,  а  не  слева  от  Московского  тракта, где  сейчас  реально  находятся  посёлки  Большие  и  Малые  Гончары.
Нет,  что-то тут господа  историки  явно    путают.



===============


Рецензии