Глава девятнадцатая

Христианское познание своего окаянства обретает благодать Божию.
На кого иного воззрю, если не на кроткого и молчаливого, и трепещущаго словесь Моих. (Исаии.516.2.).
Эти слова изрёк Сам многомилостивый и милосердный Бог чрез пророка Исаию, чтобы милостивым воззрением утешить печальное сердце наше. Если хочешь, чтобы Бог милостиво взирал на тебя, то надобно, чтобы ты в сердце своём, в самом себе был угнетён и не почитал себя достойным никакого Божескаго или человеческого утешения, но почитал себя совершенно ничем и взирал верою единственно на Христа.
Тот, кто себя ещё чем-нибудь считает, не окаянен в сердце своём, и Бог на него не взирает. Поэтому св. Павел говорит:„Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя". (Гал. 6.3.).Почему же? Потому что Бог один есть всё, и если ты хочешь научиться познанию Бога, то должен не только знать, что Он один есть всё, но так и признавать в сердце своём и доказывает то на самом себе.
Поэтому, если ты хочешь доказывать самым делом, что Бог один всё, то ты должен сделаться в сердце своём ничем, т. е. до того малым, до того уничижённым, как бы ты был ничто. Подобно тому, как и Давид, быв презрён от жены своей Мелхолы за то, что он плясал пред чистилищем, сказал:„Я ещё больше уничижусь и сделаюсь ещё ничтожнее в глазах моих". (2 Царст. 6.22.).
Человек,который хочет быть чем-нибудь, есть вещество, из которого Бог ничего не делает, или, скорбе, делает безумцев. Но человек, который желает быть ничем и считает себя за ничто, есть вещество, из которого Бог творит нечто, творит людей знаменитых и мудрых пред Ним. Человек, почитающий себя пред Богом за нижайшего и угнетённейшаго, есть великий и славный пред Богом;кто считает себя за величайшего грешника, тот пред Богом более свят.
Вот унижение, которым Бог возвышает:вот угнетённость, на которую взирает Он, и вот ничтожество человеческое, из коего Бог творит нечто! Ибо как Бог сотворил небо и землю из ничего и сделал их зданием славным и чудным, так хочет Он и из человека, который признаёт себя за ничто в сердце своём, сотворит нечто славное.
Взгляни на Давида, как Бог воззрел на его угнетённость, принял уничижение его и сотворил из них дело столь славное. Посмотри также на Иакова, который говорит:„Господи! недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которыя Ты сотворил рабу твоему".(Быт.32.10.).
Взгляни на Господа Иисуса Христа, как Бог из Его унижения и угнетённости, из самой Его уничижённости, когда Он соделался за нас клятвою (Пс. 21.7.),поезрейнешим и последнейшим из сынов человеческих (Ис. 503.3.),сотворил столь великую славу.
Взгляни на какого-нибудь художника:если ему надлежит создать какое-либо произведение искусства, то ему надобно иметь совершено новое вещество, из которого бы сделать оное;надобно, чтобы никто прежде его не портил это вещество. Так поступает и Бог. Если надлежит Ему соделать нечто из человека, то человек должен быть ничем. Но кто считает себя чем нибудь, тот не есть Божье вещество, над которым Он любит работать;ибо вещество Божье, из которого Он творит нечто, есть ничто;на такого человека Бог и не взирает. Посему Святая Дева говорит:„Господь призрел на смирение рабы Своей;ибо отныне будут ублажать Меня все роды". (Лук. 1.48.).
Итак,тот окаянен в сердце своём, кто почитает себя столь ничтожным, что не думает быть достойным никаких благодеяний Божиих, духовных или телесных. Ибо кто считает себя чего-либо достойным, тот думает, что он есть нечто, тогда как он ничто;тот не обретает благодати Божией, но теряют её. Ибо благодати Божия не пребывает с человеком, который почитает себя чем-нибудь. Кто почитает себя чего-нибудь достойным, тот не приемлет всего от Бога даром. Всё, что ты имеешь, это милость Божия, а не достоинство твоё. Человек не имеет ничего ему принадлежащаго;кроме своих грехов, своего окаянства, своей ничтожности и немощи:всё прочее и принадлежит Богу.
Человек не что иное, как тень. Посмотри на тень дерева:что она такое? Ничто. Если дерево пошевелит, то и в тени окажется движение. Чьё это движение? Не тени, но дерева. Так и жизнь твоя:чья она? Не твоя, но Божия, как написано:„В Нём мы живём, движемся и существуем". (Дьян. 17.28.).Плоды дерева, конечно, являются и на тени, но они принадлежат не тени, а дереву. Так и приносимые тобой добрые плоды не твои. Они, конечно, являются в тебе, но являются, как тень, происходят же из вечного начала, которое есть Бог, подобно как плод растёт не из самого дерева.,хотя он и висит на нём, но из растительной силы его, из внутреннейшего семени;в противном случае и сухия деревья приносили бы плоды.
Человек по естеству сухое дерево;Бог есть растительная его сила, как сказано в 26 псалме, ст. 1:„Господь крепость жизни моей";и как сказал Господь:„Ежели с зеленеющим древом это делают, то с сухим что будет.?".(Лук.23.31.).Потому все люди суть сухия деревья;Бог есть растительная сила их:„Я буду, как зеленеющее древо;на мне будут обретать плоды Твои". (Ос. 14.9.).„Кто пребывает во Мне, тот приносит много плода". (Иоан. 15.5.).
Итак,если человек в сердце своём ощущает своё окаянство и ничтожество и утешается в этом единою благодатию Божиею во Христе, то Бог взирает на него. Воззрение же Божия нельзя считать наравне с воззрением человека на кого-нибудь, от которого не ощущается никакой силы;нет, воззрение Божье есть сила, жизнь и утешение. Угнетённое же верующее сердце достойно такого воззрения Божия, и чем сильнее оно ощущает утешение Божие, тем низшим и недостойнешим почитает самого себя. Образ этого дан нам в Иакове, который почиьал себя недостойным всех благодеяний Божиих и временного благословения. (Быт. 32.10.).Так подлинно угнетённое сердце почитает себя недостойныс небесного вечного благословения и утешения и также говорит Богу:я не стою той великой любви и милосердия, которыя Ты явил мне во Христе;ныне, когда Ты даровал мне Сына Твоего и с Ним всё:дары благодати и славы, - я в Тебе получил все силы для жизни. И если бы ты, человек, пролил столько слёз, сколько воды в море, то всё-таки не был бы достоин небесного утешения:ибо оно даётся только из милости и ничем заслужено быть не может. Поэтому человек недостоин ничего, кроме наказания и вечного осуждения.
Кто истинно познаёт это верою, тот познаёт своё окаинство и удостоится воззрения Божия. Без сознания же человеком окаянства Божией;поэтому говорит св. Павел:„Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова".Бог столь благ и милосерд, что не хочет дать погибнуть делу Своему;но чем оно немощнее в самом себе, тем крепче в нём сила Божия, как Господь говорит Павлу:„Сила Моя совершается в немощи". (2 Кор. 12.9.).
Поэтому, чем более христианин сознаёт своё окаянство тем более взирает на него Бог, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия. (Рим. 9.23.).Поэтому-то дарует Он человеку, без всякой его заслуги, благодать небесного утешения, превышающую всякое человеческое понятие. Ибо нет сравнения между утешением Божиим и утешением человеческим. Так взирает Бог на угнетённого посредством посылаемого ему от Него утешения.
Человек не потому окаянен и не потому должен считать себя таковым, что он беден и не имеет в мире утешения;но потому, что он грешник. Ибо если бы не было греха, то не было бы и никакого бедствия. Какое бы великое бедствие ни приключилось человеку, он заслуживает ещё большего. Поэтому он не должен печалиться о том, что не получает великих благодеяний:он не стоит и самомалейших, и даже собственного своего тела. Хотя плоти и крови неприятно это слышать, однакожь, ради истины каждый должен сам обличать грех свой, дабы обитала с ним благодать Божия.
Чем же может хвалиться человек? Или для чего отверзат ему уста свои? Ничего лучшаго он не может сказать, как следующия слова:я согрешил, умилосердись надо мною! Бог не требует от человека ничего, кроме этих двух слов;ничего, только бы он раскаявался во грехах своих, оплакивал их и просил помилования. Кто упускает это, тот упускает самое лучшее в своей жизни. Не плачь о своём теле, что оно наго и не прикрыто, терпит голод и жажду, гонение и заключение в темницу, бедность и болезнь;но плачь о душе своей, что она принуждена обитать в этом греховнном и смертном теле. „Окаянный я человек, - говорит ап. Павел, - кто избавит меня от сего тела смерти? ". (Рим. 7.24.).Это христианское познание твоей внутренней угнетённости или бедности, это алчущее благодати раскаяние и вера, прилепляющаяся единственно Христу, отвергают дверь благодати во Христе, чрез которую входит к тебе Бог. (Откр. 3.19,20.).Итак,будь ревностен и покайся. „Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною". Сия вечеря есть прщение грехов, утешение, жизнь и блаженство. В этой двери веры встречается во время благоприятное милосердый Бог угнетённой душе. (Дьян. 14.27.).Здесь возникает истина из земли, и правда проникает с небес. Здесь сретаются милость и истина, правда и мир лобызаются. (Пс. 534.11,12.).Здесь приходит бедная грешница Мария Магдолина, плачущая душа человека, и помазует миром Господу ноги, омывает их слезами и отирает власами сердечного смирения и уничижения. (Лук. 7.37.).Здесь приходит духовный Священный (Откр. 1.6.),во святом своём украшении веры, и приносит истинную жертву, сокрушённого и удручённое сердце (Пс. 500.19.),и наилучший фимиам: фимиам сердечного раскаяния. Вот истинная освященная вода, слёзы о грехах, к омытию и очищению духовных Израильтян чрез веру слою крови Христовой.
Вот таким образом, возлюбленный христианин, обретаешь ты чрез христианское познание своей угнетённости или бедности и чрез веру благодать Божию. Чем угнетённее ты в сердце своём, тем любезнее ты Богу, тем более и милостивее взирает на тебя Бог.


Рецензии