Глава двадцатая

Раскаяние и исправление ради вечной жизни.
Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению;а печаль мирская производит смерть. (2 Кор. 7.10.).
Истинное христианство заключается единственно в чистой вере, в любви и святой жизни;а святость жизни проистекает из истинного покаяния человека и из познания им самого себя, когда человек ежедневно познаёт свои недостатки, ежедневно исправляет их и чрез веру в Искупителя становится причастным правде и святости Христовой (1 Кор. 1.30.).
Если ты хочешь, чтобы это было так, возлюбленный христианин, то тебе надлежит жить непристанно в детском, покорном страхе Божием и не давать уму своему излишней свободы делать угодное плоти твоей. „Всё мне позволено, - говорит св. Павел, - но не всё полезно;всё позволительно, но не всё назидает". (1 Кор. 10.23.).Как дитя в доме не должно делать по собственному произволу всего, что ему вздумается, но должно бояться отца и примечать, что ему угодно:так истинный христианин, чадо Божие, должен сохранять чувства свои в христианском благонравии, не должен ничего ни говорить, ни делать без страха Божия. Так благовоспитанное и послушное дитя, если хочет что-нибудь сказать или сделать, то посмотрит сперва на отца и всё делает со страхом. Большая часть людей предаётся временной радости без всякого страха Божия. Но лучше иметь непристанный страх Божий в сердце, нежели непристанную мирскую радость. Ибо страх Божий служит источником великого благовения и многой мудрости;а чрез легкомысленную радость сего мира человек теряет божественную премудрость, всякое благоговение и всякий страх Божий.
Чрез повседневное раскаяние и умерщвление плоти человек обновляется со дня на день-„если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется", (2 Кор. 4.16.),-и приносит с собою божественную, небесную радость;тогда как, напротив того, мирская радость рождает печаль и мучительного червя в сердце. Если бы человекизнал великий вред, происходящий для души его, и великую утрату небесных даров, причиняемую ему плотским сладострастием и радостями сего мира, то стал бы бояться всякой мирской радости.
Есть две вещи, о которых если бы человек мог надлежащим образом размышлять и разсматривать их в сердце своём, то мирская радость никогда не весилила бы его, а мирское злополучие никогда не наводило бы ему печали. Первая-это вечная мука осуждённых. Когда об этой вечной муке надлежащим образом размышляешь в сердце своём, то она не даёт человеку никогда развеселиться, потому что она вечна. Другая-это вечная радость вечной жизни. Когда сердце надлежащим образом постигает её, то она не допускает благоговейного человека огорчаться никаким злополучием сего мира, потому что она вечна. Но легкомысленность нашего сердца производит то, что мы ни о котором из этих двух предметов надлежащим образом не размышляем. От того-то как спасительное раскаяние и печаль, так и спасительная небесная радость редко входят в сердце наше.
Христианин не должен много радоваться ни о какой вещи временной, но радость его должна быть о Боге и о вечной жизни. Он не должен и слишком много печалиться ни о чём временном;но о погибшей душе, которая навеки погибает, должен скорбеть во всю жизнь свою. Ибо временныя блага христиан не могут погибнуть:они „получают во сто крат в жизни вечной" (Мате. 19.29.);но погибшая душа ни здесь, ни там снова не обретается.
Таким образом, блажен тот человек, который может печалиться истинно божественною печалью и веселиться истинно духовным и небесным веселием. Мы часто легкомысленно и сластолюбиво смеёмся, тогда как на самом деле должно было бы плакать. Нет истинной свободы и радости, кроме как в страхе Божием, при доброй совести. Но доброй совести не может быть без веры и без святой жизни. Вера и божественное раскаяние, прлизводимое Святым Духом, исправляет своих погрешностей человека. Кто повседневно не исправляет своих погрешностей, тот упускает самое лучшее в этой жизни, противодействует новому рождению, полагает препятствие царствию Божию в самом себе и не может освободиться от слепоты своего сердца.
Тот человек мудр и умён, кто тщательно убегает от всего, что препятствует исправлению его погрешностей и возрастанию его в небесных дарах. Блажен человек, который научает ебегать того, что вредно его душе и что её отягощает.
Научайся мужественно сражаться. Застарелую злую привычку можно преодолеет доброю привычкою. Св. Павел говорит римлянам :„Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром". (12.21.).Человек вполне может исправиться, если только обратит глаза и мысли свои на себя самого, на свои собственныя погрешности, а не на других людей. (Сир. 18.21.).Каждый раз, как собираешься судить других, посмотри сначала на себя и увещевай себя самого, прежде чем обличать других, даже самых близких к тебе друзей.
Если ты живёшь в божественной печали и всегдашнем раскаянии и терпишь за это презрение и не много видишь привязанности со стороны людей, не печалься о том;но скорби, что ты называешься христианином, а не можешь вести такой христианской жизни, как бы следовало;что носишь имя Христово, а между тем немного творишь христианских дел. Благо и спасительно тебе, что мир тебя огорчает, ибо тогда радует тебя Бог. Я, Господь, обитаю на небеси, во святилище, и с теми, которые сокрушены сердцем, чтобы оживлять дух их. (Иса. 552.15.).
Радость Божия и радость мира совершенно противоположны одна другой, и трудно быть им в одно и то же время в сердце человека, или, лучше сказать, это невозможно, потому что оне не одинакового происхождения. Мирская радость рождается в благоденствии, а Божественная радость-в скорби.
Неестественно, чтобы человек мог радоваться в скорби, как св. Павел говорит (2 Кор. 6.9,10.);Нас огорчают, а мы всегда радуемся ;мы нищи, но многих обогащаем;мы ничего не имеем, но всем обладаем". Но благодать Божия исправляет природу. Потому апостолы радовались, что удостоились пострадать„за имя Господа Иисуса". (Дьян. 5.41.).
Христианин есть новая тварь, для которой скорбь составляет радость. Мы хвалимся в скорбях. (Рим. 5.3.).Ветхого человека скорбь огорчает, а нового она радует. Небесная радость гораздо благороднее, нежели радость земная. Поругание и презрение за имя Христово есть радость для христианина. Но если мы так редко ощущаем небесную радость, то в этом мы сами виновны, потому что слишком сильно прилепляемся к мирской радости.
Истинно смтренный человек считает себя достойным многих страданий и огорчений;утешения же Божия не считает себя достойным. Но чем более недостойным сего он считает себя, тем более Бог удостаивает его Своим утешением. Чем более человек раскаивается во грехах своих, тем менее утешения находит он в мире, тем более горечи и тягости причиняет ему целый мир.
Если человек начнёт рзсматривать самого себя, то он найдёт больше причин к печали, нежели к радости;точно так же, если над лежащим образом разсматривает жизнь других людей, то найдётся более причин плакать о них, нежели им завидовать. Почему плакал Господь об Иерусалиме, хотя Иерусалим гнал и умерщвлял Его? (Лук. 19.41.).Грехи и слепота Иерусалима были причиною Его слёз. Так и для нас величайшею причиною к слезам должны быть грехи наши и нераскаянность людей.
Если бы человек так же часто думал о своей смерти и о том, как он должен будет предстать на суд, как часто он думает о своей жизни, желая сохранить её, - то он более печалился бы и ревностнее исправлял бы себя. Если бы человек размышлял об адской муке, то всякое веселие сего мира для него изчезало бы и превратилось в великою горечь, и в сравнении с вечною мукою величайшее страдание в этом сделалось бы ему сладким. Но как мы очень любим ласкательство плоти, то и не воспламеняемся этим сердечным благоговением.
Одним словом, христианин должен усвоить себе следующие:если тело его хорошо и если оно живёт в радости, то это смерть для духа. Если же он распинает плоть со страстями и похотями (Гал. 5.24.),то живит дух. Здесь одно составляет смерть другого. Чтобы дух жил, тело должно духовно умереть и быть принесенно в жертву живую. (Рим. 12.1.).
Все святые от начала так жили:с благодарением вкушали они хлеб слёзный и с радостию пили слёзное питьё, как Давид говорит в 529 пс., ст. 6:„Ты напитал их хлебом слёзным и напоил их слезами в большой мере". Также в 151.4:„Слёзы мои были для меня хлебом день и ночь"... „так, что я забываю есть хлеб мой". (Пс. 101. 5.).
Этот слёзный хлеб услащается верою, и это слёзное питие источается истинным покаянием из нежного винограздного грозда благовейных сердец;это и есть неизменное покаяние ко спасению.
Напротив того, - говорит ап. Павел, - „печаль мирская производит смерть"(2 Кор. 7.10.).Мирская печаль происходит от потери временной чести и временного имущества, от чего многие приходят в такую печаль, что сами себя умерщвляют. Множество таких примеров было между язычниками. Но христианам надлежало бы лучше разуметь это. Неужели же потеря временных благ заставит человека лишить себя жизни, тогда как самая жизнь лучше всех благ мира?
Печалься не о потере временных благ, но о потере вечного блага. Временными благами обладаем мы только наикороткое время, и со смертию все они будут отняты. По смерти все мы становимся бедны, и не пойдёт за нами слава наша. (Пс. 1553.18.).Все мы носим поношение смерти:тело царское истлеет и сгниёт так же, как и тело убогого нищаго. „Живому псу лучше, нежели мёртвому льву", -говорит Соломон в своём Экклизиасте. (9.4.).Но Бог отнимет некогда поношение смерьи от народа Своего и покров, коим закрыты все народы. Смерть будет поглощена на веки, и Бог отрёт все слёзы с очей наших. (Ис. 25.7,8;Откр.7.17.).
А потому не скорби слишком много о временном. Целый мир не стоит того, чего стоит душа твоя, за которую Христос умер. Не люби также временного слишком много, чтобы, когда потеряешь его, оно не причинило тебе смертельной скорби. Ибо, кто слишком любишь, то причиняет чрезмерную скорбь, когда его лишаешься;но со смертию ты должен же будешь, наконец, его лишиться. „Работа безумного мучит его", - говорит Соломон Экклезиаст. (10.15.).
Дети мира приобретают свои имущества с великим трудом, обладают ими с великим страхом и оставляют их с великою скорбию. Вот печаль мирская, производящая смерть.
В Апокалипсисе сказано:„Не имеют покоя ни днём, ни ночью поклоняющиеся зверю". (гл. 4.11.).Так те, которые поклоняются великому, красивому зверю мирского богатства и своему зверскому, скотскому любостяжанию, не могут иметь покоя, но терпят многия мучения. Они подобны верблюдам и лошакам, на которых перевозят чрез высокия горы дорогие шёлковые товары, драгоценные камни, ароматы и дорогия вина;около этих животных много людей служит и суетится, потому что они несут такия драгоыенности. Но когда они придут в гостинницу, то прекрасные испещрённые покровы и драгоценные вещи с них снимают, и им от всего того остаются на долю только удары и раны;утомлённые, они оставляются одни в стойлах. Так иному в этом мире, носившему шёлковыя одежды и украшённому венцами, остаются под конец отшествия его только раны от грехов его, которые он сделал, употребляя во зло своё богатство, каким бы на земле жнаменитым и славным человеком он ни был.
А посему научись оставлять мир, прежде нежели он тебя оставит;в противном случае он повергнет тебя в ужасную скорбь. Кто во время свой жизни в душе своей оставляет мир, прежде нежели будет принуждён оставить его телом своим, тот умирает радостно, и временное не может причинить ему скорби. Когда сыны Израилевы хотели выдти из Египта, то фараон стал налагать на них час-от-часу несноснейшее бремя и задумал истребить их. (Исх. 5.9.).Так и адский фараон, дьявол, влагает нам в сердце, чтобы мы, чем ближе конец наш, тем более отягощали себя временным, чтобы он мог навеки угнести и истребить нас.
Воистину из земного царства нельзя ничего взять с собою в царство небесное, и даже самое тело наше должны мы оставить после себя здесь, до радостного воскресения. К жизни вечной ведёт такой узкий путь что на нём отторгаетсяот души земное. (Мате. 7.14.).Узок путь, ведущий в жизнь, и не многие находят его. Как на гумне отделяется пшеница от мякины, так бывает и в смерти. Пшеница верующих душ обмолачивается посредством смерти от всей шелухи сего мира;а временныя стяжания и честь подобны праху, возместаемому ветром. (Пс. 1.4.).Поразмысли только, что говорит ап. Павел:„Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть". (2 Кор. 7.10.).


Рецензии